Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 493078)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Духовность, культура и гуманность: история и современность (160,00 руб.)

0   0
Первый авторБаранов С. Т.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц176
ID642413
АннотацияВ монографии исследуются вопросы взаимоотношений духовности, культуры и гуманности в условиях техногенного общества. Состояние духовности и культуры современного человечества вызывает все более растущее чувство тревоги за его будущее. Стихийное развитие техники может нанести страшные удары по гуманистическим идеалам человека и культуры. Научное исследование по вопросам гуманизма, культуры, духовности имеет важное методологическое и теоретическое значение
Кому рекомендованоАдресована аспирантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется философскими и культурологическими проблемами развития гуманизма
ISBN978-5-9296-0887-2
УДК130.3
ББК60.028
Баранов, С. Т. Духовность, культура и гуманность: история и современность / С. Т. Баранов .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2017 .— 176 с. — ISBN 978-5-9296-0887-2

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Духовность,_культура_и_гуманность_история_и_современность.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Д УХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Монография Ставрополь 2017
Стр.1
УДК 130.3 ББК 60.028 Б 24 Рецензенты: д-р филос. наук, профессор В. Н. Грузков, д-р филос. наук, профессор А. А. Лагунов Баранов С. Т. Б 24 Духовность, культура и гуманность: история и современность: монография / С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, В. В. Василенко И. И. Незнамова; науч. ред. С. Т. Баранов. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. 176 с. ISBN 978-5-9296-0887-2 В монографии исследуются вопросы взаимоотношений духовности, культуры и гуманности в условиях техногенного общества. Состояние духовности и культуры современного человечества вызывает все более растущее чувство тревоги за его будущее. Стихийное развитие техники может нанести страшные удары по гуманистическим идеалам человека и культуры. Научное исследование по вопросам гуманизма, культуры, духовности имеет важное методологическое и теоретическое значение. Адресована аспирантам и студентам, а также всем тем, кто интересуется философскими и культурологическими проблемами развития гуманизма. УДК 130.3 ББК 60.028 © Баранов С. Т., Бокачев И. А., Василенко В. В. Незнамова И. И., 2017 ISBN 978-5-9296-0887-2 © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017
Стр.2
В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова 3 Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДУХОВНОСТИ 1.1. Духовность в контексте культурологического анализа . . . . . . . . . . 8 1.2. Структурные элементы духовного мира личности, их смысл и предназначение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.3. Системный характер взаимодействия культуры и духовности в процессе совершенствования личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, КУЛЬТУРА И АЛЬТРУИСТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ В ИНТЕГРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ П. А. СОРОКИНА 2.1. Антропологическая теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 2.2. Теория социокультурной динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 2.3. Теория созидательного альтруизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 3.1. Концепция гуманизма в плоскости русской философии . . . . . . . . 91 3.2. Антропологический антисциентизм или антропологический кризис . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 3.3. Развитие гуманистического сознания в глобализирующемся обществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 ГЛАВА 4. НОВАЯ КУЛЬТУРА ИЛИ ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ 4.1. Гуманизация и дегуманизация общественной жизни . . . . . . . . . . . 118 4.2. Гуманизм – миф или реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 4.3. Технократическое мышление, его особенности . . . . . . . . . . . . . . . . 131 4.4. Проблема смысла и счастья в западноевропейской литературе . . 135
Стр.3
4 ВДУХОВНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ГУМАНИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГЛАВА 5. ГУМАНИЗМ – ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 5.1. Трансгуманизм и перспективы развития человечества . . . . . . . . . 145 5.2. Гуманизм как исторический факт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 5.3. Проблема будущего современной цивилизации . . . . . . . . . . . . . . . . 158 5.4. Проблема воспитания личности молодого человека в условиях техногенного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
Стр.4
В. В. Василенко, С. Т. Баранов, И. А. Бокачев, И. И. Незнамова 5 Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое. Д. С. Лихачев Введение Время стремительных перемен внесло в нашу жизнь огромную массу неведомых ранее проблем. Они охватили все основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, культурную, духовно-нравственную. Особенно сложные процессы происходят в духовном пространстве России. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные явления, что проявляется в потере нравственных ориентиров, резком снижении уровня культуры, дегуманизации общественных отношений, проникновении в сознание людей сомнительных ценностей, росте преступности и социальной апатии. На этом фоне всё более настойчиво заявляет о себе проблема нравственной и культурной деградации личности. Подобная ситуация, по мнению современных ученых, философов, создает угрозу социальной и духовной безопасности общества, порождает опасность антропологического кризиса. Можно сказать и так: духовное и культурное пространство России оказалось в ситуации глубокой трансформации, что и привело ко всеобщей «размытости» современных ориентиров общественного развития и вызвало острейший кризис идентификации. Особо следует сказать о философской стратегии современного нигилизма, представленного постмодернистскими теориями. В них разработана целая программа «развенчания» (а по сути, разрушения) традиционных ценностей, реальности, истины, языка, человека, истории, знания, философии. Разработанные в рамках постмодернизма «деконструкция», «шизоанализ», «помадология» переполнены образами «тела без органов», «дерева без корней», «текста без автора», «мира как хаоса». Среди этих конструкций постмодернистского сознания удобно заниматься интеллектуальной эквилибристикой, но нет места живой, переживающей душе. «Современный человек не понимает, насколько „рационализм” отдал его под власть психического „ада”. Он освободился от „предрассудков”, растеряв при этом свои духовные ценности. Его духовные и нравственные традиции оказались прерваны, расплатой за это стали всеобщие дезориентации и распад, представляющие реальную угрозу миру».
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически