ББК 75.579.5
З 27
Рецензенты
доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер СССР по плаванию
Нарскин Геннадий Иванович,
Иванченко Евгений Иванович,
Заслуженный работник физической культуры и спорта РБ
Гусов Андрей Леонидович,
доктор педагогических наук, профессор,
Заслуженный тренер РБ по хоккею
Фотографии
Анна Пронько
Дарья Бурякина
Алексей Ковалёв
Художник
Александр Литвиненко
З 27 Энциклопедия тестирований. М.: Спорт, 2016. – 456 с.
ISBN 978-5-906839-49-7
В «Энциклопедии тестирований» собрано множество методик контроля, применяемых
Занковец В. Э.
в профессиональном спорте. Это позволит каждому специалисту выбрать тесты, которые наилучшим
образом отвечают его тренерской философии. Применение на практике принципов,
изложенных в книге, позволит объективно оценивать состояние спортсменов, сравнивать текущие
показатели с запланированными, оптимально индивидуализировать нагрузки с целью
повышения эффективности тренировочного процесса. Следствием станет ощутимый прогресс
самих спортсменов и рост их спортивных результатов.
ББК 75.579.5
ISBN 978-5-906839-49-7
© Занковец В. Э., 2016
© Издательство «Спорт»,
издание, оформление, 2016
Стр.2
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ
ГЛАВА 1. Метрология тестирований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.1 Введение в предмет спортивной мет рологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.1.1 Основы мет рологии комплексного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.1.2 Управление процессом подготовки спортс менов . . . . . . . . . . . . . . . 21
1.1.3 Виды контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.2 Основы теории измерений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.2.1 Шкалы измерений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
1.3 Точность измерений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3.1 Систематические и случайные ошибки измерений . . . . . . . . . . . . . . 23
1.3.2 Абсолютные и относительные ошибки измерений . . . . . . . . . . . . . . 24
1.4 Основные требования к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.4.1 Стандартизация измерительных процедур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
1.4.2 Надёжность тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.4.3 Стабильность тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
1.4.4 Согласованность тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.4.5 Эквивалентность тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.4.6 Информативность тестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.4.7 Безопасность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
1.5 Основы теории оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
1.5.1 Применение шкал оценок в практике. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
1.5.2 Оценка батареи (комплекса) тестов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
1.6 Нормы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.6.1 Разновидности норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
1.6.2 Пригодность норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
1.7 Методы количественной оценки качественных показателей . . . . . . . . . . . . 36
1.7.1 Метод экспертных оценок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
1.7.2 Анкетирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.8 Периодизация тестирований в хоккее. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Стр.3
4 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ
И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2. Анализ соревновательной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.1 Статистика Международной федерации хоккея с шайбой (IIHF) . . . . . . . . . . 49
2.2 Статистика Corsi . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
2.3 Статистика Fenwick . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.4 Статистический показатель PDO . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.5 Статистика FenClose . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
2.6 Оценка качества соревновательной деятельности игрока (QoC) . . . . . . . . . . 53
2.7 Оценка качества соревновательной деятельности партнёров по звену (QoT) . . . 53
2.8 Анализ преимущественного использования хоккеиста . . . . . . . . . . . . . . . 53
ГЛАВА 3. Анализ технико-тактической подготовленности . . . . . . . . . . . 55
3.1 Анализ эффективности технико-тактических действий . . . . . . . . . . . . . . . 57
3.2 Анализ объёма выполненных технических действий . . . . . . . . . . . . . . . . 59
3.3 Анализ разносторонности технических действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
3.4 Оценка тактического мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
ГЛАВА 4. Учёт соревновательных и тренировочных нагрузок . . . . . . . . . 63
4.1 Учёт внешней стороны нагрузки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
4.2 Учёт внутренней стороны нагрузки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
ГЛАВА 5. Анализ тренировочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
РАЗДЕЛ 3. КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ГЛАВА 6. Оценка физического развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
6.1 Методы определения состава тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
6.2 Антропомет рические методы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
6.2.1 Методика измерения длины и массы тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
6.2.2 Измерение обхватов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
6.2.3 Калиперомет рия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
6.2.3.1 Методические рекомендации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
6.2.3.2 Формулы для оценки жировой массы тела . . . . . . . . . . . . . . 94
6.3 Биофизический метод — биоимпедансный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . 99
6.3.1 Физические основы метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
6.3.2 Методика интегрального исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
6.3.2.1 Интерпретация результатов исследования. . . . . . . . . . . . . . 102
Стр.4
5
6.3.3 Региональные и полисегментные методики оценки состава тела . . . . . . 107
6.3.4 Безопасность метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
6.3.5 Надёжность метода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
6.3.6 Показатели хоккеистов высокой квалификации . . . . . . . . . . . . . . . . 109
6.4 Сравнение результатов, полученных при биоимпедансном анализе
и калиперометрии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
6.5 Метод на основе измерения плотности и объёма тела — воздушная
плетизмография. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
6.5.1 Методика измерениий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
6.6 Композиция мышечных волокон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
ГЛАВА 7. Контроль функционального состояния . . . . . . . . . . . . . . . . 115
7.1 Классические методики оценки состояния спортс мена . . . . . . . . . . . . . . . 118
7.2 Систематический комплексный контроль состояния и готовности
спортс мена с помощью технологии Omegawave . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
7.2.1 Практическая реализация концепта готовности в технологии Omegawave . .122
7.2.1.1 Готовность центральной нервной системы . . . . . . . . . . . . . 123
7.2.1.2 Готовность сердечной системы и автономной нервной системы . .124
7.2.1.3 Готовность систем энергообеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . 125
7.2.1.4 Готовность нервно-мышечной системы . . . . . . . . . . . . . . . 126
7.2.1.5 Готовность сенсомоторной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
7.2.1.6 Готовность целостного организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
7.2.2. Результаты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
ГЛАВА 8. Основы психологического тестирования . . . . . . . . . . . . . . . 139
8.1 Классификация методов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
8.2 Изучение структурных компонентов личности хоккеиста . . . . . . . . . . . . . 144
8.2.1 Исследование спортивной направленности, тревожности и уровня
притязаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144
8.2.2 Оценка типологических свойств и особенностей темперамента . . . . . . . 145
8.2.3 Характеристика отдельных сторон личности спортс мена . . . . . . . . . . 145
8.3 Комплексная оценка личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146
8.3.1 Проективные методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
8.3.2 Анализ характерологических особенностей спортс мена и тренера . . . . . 148
8.4 Исследование личности спортс мена в системе общественных отношений . . . . 149
8.4.1 Социомет рия и оценка команды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
8.4.2 Измерение взаимоотношений между тренером и спортс меном . . . . . . . 150
8.4.3 Групповая оценка личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
Стр.5
6 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
8.4.4 Оценка общей психологической устойчивости и надёжности
спортс мена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
8.4.5 Методики оценки волевых качеств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
8.5 Исследование психических процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
8.5.1 Ощущение и восприятие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
8.5.2 Внимание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
8.5.3 Память . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
8.5.4 Особенности мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
8.6 Диагностика психических состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
8.6.1 Оценка эмоциональных состояний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
8.6.2 Оценка состояния нервно-психического напряжения . . . . . . . . . . . . . 160
8.6.3 Цветовой тест Люшера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
8.7 Основные причины ошибок при психодиагностических исследованиях . . . . . 162
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
РАЗДЕЛ 5. КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ГЛАВА 9. Проблема обратной связи в управлении подготовкой
в современном профессиональном хоккее . . . . . . . . . . . . . . . 171
9.1 Характеристика опрошенного контингента . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
9.1.1 Место работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
9.1.2 Возраст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
9.1.3 Тренерский стаж . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175
9.1.4 Текущая должность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
9.2 Анализ результатов анкетного опроса тренеров профессиональных клубов
и Национальных сборных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
9.3 Анализ методов оценки функциональной подготовленности спортс менов . . . . 182
9.4 Анализ результатов тестирований. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
9.5 Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
ГЛАВА 10. Функциональные двигательные способности . . . . . . . . . . . . 187
10.1 Подвижность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
10.2 Устойчивость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
10.3 Тестирование функциональных двигательных способностей . . . . . . . . . . . 191
10.3.1 Критерии оценки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
10.3.2 Интерпретация результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
10.3.3 Тесты для качественной оценки функциональных
двигательных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
10.3.4 Протокол результатов тестирования функциональных
двигательных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Стр.6
7
ГЛАВА 11. Силовые способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
11.1 Метрология силовых способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
11.2 Тесты для оценки силовых способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
11.2.1 Тесты для оценки абсолютной (максимальной) силы мышц . . . . . . . . 209
11.2.1.1 Тесты для оценки абсолютной (максимальной) силы мышц
с использованием динамомет ров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
11.2.1.2 Максимальные тесты для оценки абсолютной силы мышц
с использованием штанги и предельных отягощений . . . . . . . . 214
11.2.1.3 Протокол для оценки абсолютной силы мышц
с использованием штанги и непредельных отягощений . . . . . . . 218
11.2.2 Тесты для оценки скоростно-силовых способностей и мощности . . . . . 219
11.2.2.1 Тесты для оценки скоростно-силовых способностей
и мощности с использованием штанги . . . . . . . . . . . . . . . . 219
11.2.2.2 Тесты для оценки скоростно-силовых способностей
и мощности с использованием медицинболов . . . . . . . . . . . . 222
11.2.2.3 Тесты для оценки скоростно-силовых способностей
и мощности с использованием велоэргомет ров . . . . . . . . . . . 229
11.2.2.4 Тесты для оценки скоростно-силовых способностей
и мощности с использованием иного оборудования . . . . . . . . . 234
11.2.2.5 Прыжковые тесты для оценки скоростно-силовых
способностей и мощности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
11.3 Тесты для оценки спе циальных силовых способностей полевых игроков . . . . 250
ГЛАВА 12. Скоростные способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
12.1 Метрология скоростных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
12.2 Тесты для оценки скоростных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
12.2.1 Тесты для оценки быстроты реакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
12.2.1.1 Оценка простой реакции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
12.2.1.2 Оценка реакции выбора из нескольких сигналов . . . . . . . . . . . 258
12.2.1.3 Оценка скорости ответного действия на определённую
тактическую ситуацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260
12.2.1.4 Оценка реакции на движущийся объект . . . . . . . . . . . . . . . 261
12.2.2 Тесты для оценки скорости одиночных движе ний . . . . . . . . . . . . . . 261
12.2.3 Тесты для оценки максимальной частоты движений . . . . . . . . . . . . 261
12.2.4 Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных
двигательных действиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
12.2.4.1 Тесты для оценки стартовой скорости . . . . . . . . . . . . . . . 265
12.2.4.2 Тесты для оценки дистанционной скорости . . . . . . . . . . . . . 266
12.2.5 Тесты для оценки быстроты торможения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267
12.3 Тесты для оценки спе циальных скоростных способностей полевых игроков . . 268
12.3.1 Протокол теста бег на коньках 27,5/30/36 мет ров лицом и спиной вперёд
для оценки мощности анаэробно-алактатного механизма
энергообеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Стр.7
8 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
12.3.2 Тесты для оценки ёмкости анаэробно-алактатного механизма
энергообеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
12.4 Тесты для оценки спе циальных скоростных способностей вратарей . . . . . . . 277
12.4.1 Тесты для оценки быстроты реакции вратаря . . . . . . . . . . . . . . . . 277
12.4.2 Тесты для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных
действиях вратарей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
ГЛАВА 13. Выносливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
13.1 Метрология выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283
13.2 Тесты для оценки выносливости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
13.2.1 Прямой метод оценки выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 289
13.2.1.1 Максимальные тесты для оценки скоростной выносливости
и ёмкости анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения . . 290
13.2.1.2 Максимальные тесты для оценки региональной скоростно-силовой
выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
13.2.1.3 Максимальные тесты для оценки скоростной и скоростно-силовой
выносливости и мощности анаэробно-гликолитического
механизма энергообеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295
13.2.1.4 Максимальные тесты для оценки скоростной и скоростносиловой
выносливости и ёмкости анаэробно-гликолитического
механизма энергообеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300
13.2.1.5 Максимальные тесты для оценки глобальной силовой
выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
13.2.1.6 Максимальные тесты для оценки МПК и общей (аэробной)
выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
13.2.1.7 Максимальные тесты для оценки ПАНО и общей (аэробной)
выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320
13.2.1.8 Максимальные тесты для оценки ЧССоткл и общей (аэробной)
выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323
13.2.1.9 Максимальные тесты для оценки общей (аэробной) выносливости. . 329
13.2.2 Косвенный метод оценки выносливости (тесты с субмаксимальной
мощностью нагрузок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
ГЛАВА 14. Гибкость. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 343
13.3 Тесты для оценки спе циальной выносливости полевых игроков . . . . . . . . . 336
13.4 Тесты для оценки спе циальной выносливости вратарей. . . . . . . . . . . . . . 341
14.1 Метрология гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
14.1.1 Факторы, влияющие на гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345
14.2 Тесты для оценки гибкости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
ГЛАВА 15. Координационные способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353
15.1 Метрология координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
15.1.1 Классификация видов координационных способностей. . . . . . . . . . . 357
Стр.8
9
15.1.2 Критерии оценки координационных способностей . . . . . . . . . . . . . 358
15.2 Тесты для оценки координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . 359
15.2.1 Контроль координации движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362
15.2.2 Контроль способности поддерживать равновесие тела (баланс). . . . . . 364
15.2.3 Контроль точности оценивания и отмеривания парамет ров движений. . . 367
15.2.4 Контроль координационных способностей в их комплексном проявлении . . 369
15.3 Тесты для оценки спе циальных координационных способностей
и технической подготовленности полевых игроков . . . . . . . . . . . . . . . . 382
15.3.1 Тесты для оценки техники передвижения на коньках и владения шайбой . . 382
15.3.1.1 Контроль техники бега на коньках скрестным шагом . . . . . . . 382
15.3.1.2 Контроль способности к смене направления движения на коньках. . 384
15.3.1.3 Контроль техники исполнения виражей на коньках . . . . . . . . . 387
15.3.1.4 Контроль техники переходов с бега на коньках лицом вперёд
на бег спиной вперёд и наоборот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
15.3.1.5 Контроль техники владения клюшкой и шайбой. . . . . . . . . . . 392
15.3.1.6 Контроль спе циальных координационных способностей
в их комплексном проявлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
15.3.2 Тесты для оценки техники торможений и способности к быстрой
смене направлений движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398
15.3.3 Тесты для оценки точности бросков и передач шайбы . . . . . . . . . . . 401
15.3.3.1 Контроль точности бросков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401
15.3.3.2 Контроль точности передач шайбы . . . . . . . . . . . . . . . . . 408
15.4 Тесты для оценки спе циальных координационных способностей
и технической подготовленности вратарей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
15.4.1 Контроль техники перемещений приставным шагом . . . . . . . . . . . . 410
15.4.2 Контроль техники перемещения Т-образным скольжением . . . . . . . . . 411
15.4.3 Контроль техники перемещения поперечным скольжением на щитках . . 413
15.4.4 Оценка техники контроля отскока шайбы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
15.4.5 Контроль спе циальных координационных способностей вратарей в их
комплексном проявлении. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416
ГЛАВА 16. Взаимосвязь в проявлении различных видов физических
способностей на льду и вне льда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419
16.1 Взаимосвязь скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей
хоккеистов на льду и вне льда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
16.1.1 Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421
16.1.2 Анализ взаимосвязи скоростных, силовых и скоростно-силовых
способностей хоккеистов на льду и вне льда . . . . . . . . . . . . . . . . . 422
16.2 Взаимосвязь между различными показателями координационных
способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
16.2.1 Организация исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
16.2.2 Анализ взаимосвязи между различными показателями
координационных способностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
Стр.9
10 ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ
ГЛАВА 17. Рекомендации по проведению тестирований и анализу
полученных результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
17.1 Оптимальная комплексная батарея тестирования ОФП и СФП . . . . . . . . . . 433
17.2 Анализ данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
17.2.1 Планирование подготовки исходя из особенностей календаря . . . . . . . 436
17.2.2 Составление протокола тестирования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
17.2.3 Индивидуализация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439
17.2.4 Мониторинг прогресса и оценка эффективности тренировочной
программы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443
БЛАГОДАРНОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454
ДЛЯ ЗАМЕТОК . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455
Стр.10