Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 512241)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Теоретико-методические аспекты практики спорта (250,00 руб.)

0   0
Первый авторФискалов В. Д.
АвторыЧеркашин В. П.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц353
ID641317
АннотацияУчебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 49.04.03 – Спорт и предназначено для подготовки магистров по образовательной программе «Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использовано в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта.
Кому рекомендованоДля направления подготовки 034500.68 и 49.04.03 – «Спорт».
ISBN978-5-906839-21-3
УДК796.072
ББК75.15
Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В.П. Черкашин, В.Д. Фискалов .— М. : Спорт, 2016 .— 353 с. : ил. — ISBN 978-5-906839-21-3 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/641317

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теоретико-методические_аспекты_практики_спорта.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.347
Стр.348
Стр.349
Стр.350
Стр.351
Теоретико-методические_аспекты_практики_спорта.pdf
Стр.1
УДК 796.072 ББК 75.15 Ф63 Рецензенты: Анцыперов В.В. – доктор педагогических наук, профессор, Кудинов А.А. – доктор педагогических наук, профессор. Фискалов В.Д. Ф63 Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин – М. : Спорт, 2016. – 352 с. ISBN 978-5-906839-21-3 Учебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 49.04.03 – Спорт и предназначено для подготовки магистров по образовательной программе «Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин). Может быть использовано в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта. УДК 796.072 ББК 75.15 ISBN 978-5-906839-21-3 © Фискалов В.Д., Черкашин В.П., 2016 © Оформление. ООО «Издательство «Спорт», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ............................................................................................................................................. 3 Часть 1 СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАКТИКИ СПОРТА Глава 1. Феномен спорта как социокультурное явление современного общества ................................................................................................................................. 7 1.1. Социальная сущность спорта ..................................................................................... 7 1.2. Ценностный потенциал спорта ................................................................................... 12 1.3. Социальные функции спорта ...................................................................................... 14 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 24 Глава 2. Многообразие форм спортивной деятельности и профилирующие направления социальной практики спорта .............................................................. 25 2.1. Формы спортивной деятельности и классификация видов спорта .................... 25 2.2. Профилирующие направления и разделы социальной практики спорта .......... 26 2.3. Личность спортсмена, его социальный статус и социальная защита ................. 32 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 39 Глава 3. Соревновательная деятельность как функциональное ядро спорта ............. 40 3.1. Сущность соревновательной деятельности и особенности ее реализации в сфере спорта ..................................................................................... 40 3.2. Современные подходы к классификации соревновательной деятельности ...... 45 3.3. Календарный план спортивных мероприятий и индивидуализация системы соревновний .................................................................................................................... 48 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 49 Глава 4. Спортивные достижения – их социальная значимость и тенденции развития .................................................................................................................................. 51 4.1. Спортивные достижения и спортивные результаты, критерии их оценки ....... 51 4.2. Ценностный потенциал спортивных достижений .................................................. 53 4.3. Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений ............................... 59 4.4. Тенденции развития спортивных достижений ....................................................... 61 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 63 Глава 5. Современное состояние спорта высших достижений и тенденции совершенствования подготовки высококвалифицированных спортсменов .......................................................................................................................... 64 5.1. Характерные особенности современного этапа развития спорта высших достижений ..................................................................................................................... 64 5.2. Основные направления совершенствования организации подготовки высококвалифицированных спортсменов ................................................................ 65 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 74 347
Стр.347
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 6. Современные проблемы организации спорта высших достижений .............. 75 6.1. Внедрение в спорт идеологии и политики ............................................................... 75 6.2. Коммерциализация спорта .......................................................................................... 79 6.3. Профессионализация спорта ...................................................................................... 81 6.4. Организация «справедливой игры» (Фэйр плэй) .................................................. 86 6.5. Охрана здоровья лиц, занимающихся спортом, и обеспечение безопасности участников и зрителей спортивных мероприятий ................................................. 92 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 97 Глава 7. Проблемы развития массового спорта в России ................................................... 98 7.1. Специфические особенности и приоритеты развития массового физкультурно-спортивного движения ...................................................................... 98 7.2. Основные причины отставания в развитии массового спорта в России ........... 100 7.3. Основные направления современной государственной политики в сфере развития массового физкультурно-спортивного движения и проблемы ее реализации ................................................................................................................. 105 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 110 Часть 2 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ Глава 8. Общая характеристика системы спортивной подготовки ................................. 113 8.1. Определение системы спортивной подготовки ....................................................... 113 8.2. Соревновательная деятельность в системе спортивной подготовки .................. 114 8.3. Система тренировки ..................................................................................................... 116 8.4. Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной деятельности ................................................................................................................... 118 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 122 Глава 9. Средства и методы спортивной тренировки, тренировочные и соревновательные нагрузки ........................................................................................ 123 9.1. Средства спортивной тренировки .............................................................................. 123 9.2. Методы спортивной тренировки ................................................................................ 126 9.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки ....................................................... 130 9.4. Тренировочные эффекты, вызываемые физической нагрузкой ......................... 132 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 138 Глава 10. Специфические принципы построения тренировочного процесса ............... 140 10.1. Специфические черты базовых закономерностей (принципов) спортивной тренировки .................................................................................................................... 140 10.2. Максимизация и углубленная индивидуализированная специализация тренировочно-соревновательного процесса ........................................................... 142 10.3. Сочетание в спортивной тренировке постепенности и предельности, опережающих и стабилизирующих тенденций ..................................................... 144 348
Стр.348
ОГЛАВЛЕНИЕ 10.4. Избирательная направленность и единство различных сторон подготовки .................................................................................................................... 148 10.5. Непрерывность (перманентность) и цикличность подготовительносоревновательного процесса ..................................................................................... 150 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 153 Глава 11. Основы построения многолетней спортивной тренировки .............................. 154 11.1. Этапы многолетнего тренировочного процесса и факторы, определяющие его структуру ................................................................................................................ 154 11.2. Организация тренировочной работы на различных этапах многолетней подготовки ............................................................................................ 159 11.3. Основные методические положения оптимизации тренировки в процессе многолетнего совершенствования ............................................................................ 163 11.4. Соревновательная деятельность в процессе многолетней подготовки ............ 166 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 170 Глава 12. Выявление индивидуальной спортивной предрасположенности, первичная спортивная ориентация и отбор в многолетней подготовке спортсменов ......................................................................................................................... 171 12.1. Критерии и подходы в диагностике индивидуальной спортивной предрасположенности ................................................................................................ 171 12.2. Организационные аспекты отбора ........................................................................... 173 12.3. Методические аспекты отбора .................................................................................. 177 12.4. Оценка перспектив спортсменов на этапах спортивного совершенствования ..................................................................................................... 185 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 186 Глава 13. Методика развития физических способностей ..................................................... 188 13.1. Понятие о физических способностях ...................................................................... 188 13.2. Основные закономерности формирования физических способностей ............ 189 13.3. Методика воспитания скоростных способностей ................................................. 191 13.4. Методика воспитания силы ...................................................................................... 196 13.5. Методика воспитания выносливости ...................................................................... 202 13.6. Методика воспитания гибкости ............................................................................... 207 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 213 Глава 14. Техническая подготовка спортсменов ...................................................................... 214 14.1. Спортивно-техническое мастерство и критерии его оценки .............................. 214 14.2. Основные закономерности формирования технического мастерства .............. 217 14.3. Основные этапы и стадии совершенствования технической подготовленности ........................................................................................................ 219 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 222 349
Стр.349
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 15. Тактическая подготовка спортсменов ....................................................................... 223 15.1. Структура тактической подготовленности в разных видах спорта .................. 223 15.2. Факторы, влияющие на тактику соревновательной деятельности спортсменов .................................................................................................................. 225 15.3. Средства и методы овладения тактическими действиями ................................. 226 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 229 Глава 16. Основные концепции и технология построения больших тренировочных циклов .................................................................................................... 230 16.1. Факторы, которые необходимо учитывать на практике при выборе той или иной модели построения круглогодичной тренировки ............................... 230 16.2. Наиболее принципиальные положения «классической» модели построения тренировочных макроциклов (по Л.П. Матвееву) ............................................... 232 16.3. Аргументы против и в пользу «классической» модели построения круглогодичной тренировки ..................................................................................... 234 16.4. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, предложенной Ю.В. Верхошанским .............................................. 238 16.5. Основные положения модели построения макроцикла подготовки высококвалифицированных спортсенов, предложенной А.Н. Воробьевым ......................................................................................................... 243 16.6. Основные положения модели блоковой периодизации, предложенной В.Б. Иссуриным ............................................................................... 245 16.7. Суть альтернативных положений модели построения тренировочных макроциклов, выдвинутой А.П. Бондарчуком ...................................................... 248 16.8. Технология применения различных моделей больших тренировочных циклов ............................................................................................................................ 250 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 252 Глава 17. Основные технологические подходы к построению средних тренировочных циклов (мезоциклов) ....................................................................... 254 17.1. Определение тренировочного мезоцикла и факторы, влияющие на его структуру ........................................................................................................... 254 17.2. Типы мезоциклов и особенности их построения .................................................. 255 17.3. Сочетание различных микроциклов в мезоцикле ................................................ 258 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 260 Глава 18. Основные технологические подходы к построению тренировочных микроциклов ........................................................................................................................ 261 18.1. Определение и классификация микроциклов тренировки ................................ 261 18.2. Факторы, обусловливающие структуру микроциклов тренировки .................. 262 18.3. Воздействие на организм спортсмена занятий с различными по величине и направленности нагрузками .................................................................................. 264 18.4. Сочетание занятий с различными нагрузками в микроцикле ........................... 268 18.5. Желательные и нежелательные сочетания нагрузок разной направленности в рамках одного занятия ............................................................................................ 272 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 273 350
Стр.350
ОГЛАВЛЕНИЕ Глава 19. Структура управления процессом совершенствования спортивного мастерства ............................................................................................................................. 274 19.1. Понятие о технологии управления тренировочным процессом ........................ 274 19.2. Постановка цели и прогнозирование ...................................................................... 276 19.3. Моделирование в системе управления ................................................................... 278 19.4. Планирование и программирование компонентов спортивной тренировки .................................................................................................................... 281 19.5. Система контроля ....................................................................................................... 282 19.6. Корректировка и принятие решений ...................................................................... 286 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 286 Глава 20. Проектирование технологий индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса ...................................................................... 288 20.1. Общий подход к проектированию технологии индивидуализации многолетней спортивной тренировки ..................................................................... 288 20.2. Моделирование многолетнего роста спортивной результативности и выход на систему целевых контрольных показателей специальной подготовленности в годичных тренировочных циклах ....................................... 296 20.3. Индивидуализированное моделирование должной динамики показателей спортивной результативности и специальной физической подготовленности в тренировочных макроциклах ............................................... 303 20.4. Моделирование парциальных объмов тренирующих воздействий различной преимущественной направленности и состава используемых средств подготовки в серии годичных тренировочных циклов ......................... 308 20.5. Моделирование распределения тренирующих воздействий по микроциклам годичного тренировочного цикла ............................................................................ 315 20.6. Моделирование микроструктуры круглогодичной тренировки ........................ 321 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 329 Глава 21. Использование естественных и искусственно управляемых условий внешней среды для повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности .............................................................................. 330 21.1. Факторы, обусловливающие необходимость варьирования внешних условий выполнения упражнений в подготовке спортсменов ........................... 330 21.2. Эффективность использования естественных ....... внешнесредовых факторов в подготовке спортсменов ......................................................................................... 331 21.3. Основные направления использования средств «искусственной управляющей среды» для повышения эффективности подготовки спортсменов ............................................................................................................................. 336 Вопросы для самоконтроля ................................................................................................................... 341 Литература ................................................................................................................................................ 343 351
Стр.351

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически