Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 508616)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Спортивный талант: прогноз и реализация (250,00 руб.)

0   0
Первый авторИссурин В. Б.
АвторыШаробайко И. В.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц240
ID641299
АннотацияВ монографии рассматриваются современные концепции, доказательства и практические подходы, связанные с прогнозированием и реализацией спортивного таланта. Даются рекомендации для тренеров, спортсменов и их родителей.
Кому рекомендованоДля тренеров, специалистов, занятых в системе спортивной подготовки и дополнительного образования детей, научных работников, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений физической культуры и спорта, юных спортсменов и их родителей.
ISBN978-5-906839-83-1
УДК796/799
ББК75.0
Иссурин, В.Б. Спортивный талант: прогноз и реализация [Электронный ресурс] : монография / пер.: И.В. Шаробайко, В.Б. Иссурин .— М. : Спорт, 2017 .— 240 с. — Пер. с англ.; Библиогр. в конце глав .— ISBN 978-5-906839-83-1 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/641299

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Спортивный_талант_прогноз_и_реализация._Монография.pdf
Стр.2
Стр.232
Стр.233
Стр.234
Стр.235
Стр.236
Спортивный_талант_прогноз_и_реализация._Монография.pdf
УДК 796/799 ББК 75.0 И85 Перевод с английского И.В. Шаробайко Иссурин В.Б. И85 Спортивный талант: прогноз и реализация: Монография / В.Б. Иссурин; пер. с англ. И.В. Шаробайко. – М.: Спорт, 2017. – 240 с. ISBN 978-5-906839-83-1 В монографии рассматриваются современные концепции, доказательства и практические подходы, связанные с прогнозированием и реализацией спортивного таланта. Даются рекомендации для тренеров, спортсменов и их родителей. Для тренеров, специалистов, занятых в системе спортивной подготовки и дополнительного образования детей, научных работников, преподавателей высших и средних специальных учебных заведений физической культуры и спорта, юных спортсменов и их родителей. УДК 796/799 ББК 75.0 ISBN 978-5-906839-83-1 © Иссурин В.Б., текст, 2017 © Шаробайко И.В., перевод на русский язык, 2017 © Оформление. ООО Издательство «Спорт», 2017
Стр.2
В.Б. ИССУРИН СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию ................................................................................................. 3 Предисловие ............................................................................................................................................ 4 РАЗДЕЛ 1. Спортивный талант: научное обоснование Глава 1. Талант: общий обзор ........................................................................................................... 1.1 Основные положения, связанные с феноменом таланта человека .................. 9 1.2. Аргументы и данные в поддержку концепции «природного таланта» ........... 10 1.2.1. Раннее обнаружение исключительных способностей и навыков ............... 11 1.2.2. Достижение выдающегося мастерства без профессиональной поддержки и помощи ........................................................................................... 12 1.2.3. Наличие биологических признаков и маркеров ............................................ 13 1.3. Данные и понятия, противоречащие парадигме природного таланта ............ 15 1.3.1. Аргументы против существования природного таланта .............................. 15 1.3.2. Теория десятилетней осознанной практики ................................................... 16 Заключение по главе .............................................................................................................................. 17 Литература к главе 1 .............................................................................................................................. 17 Глава 2. Спортивный талант: методологические основы ...................................................... 19 2.1. Основные положения и понятия теории спортивного таланта ........................ 19 2.2. Ранние исследования спортивного таланта ........................................................... 20 2.2.1. Данные из Восточной Германии ....................................................................... 20 2.2.2. Данные и результаты исследований из СССР ............................................... 22 2.2.3. Данные и результаты исследований, проведённых в разных странах ....... 24 2.3. Современные исследования спортивного таланта ............................................... 27 2.3.1. Структура перспективных и инновационных проектов ............................... 27 2.3.2. Результаты исследований, оценивающих одарённость юных спортсменов ........................................................................................................... 34 Заключение по главе .............................................................................................................................. 36 Литература к главе 2 .............................................................................................................................. 37 232
Стр.232
СОДЕРЖАНИЕ Глава 3. Спортивный талант: биологические и психологические предпосылки ......... 39 3.1. Генетические детерминанты спортивного таланта ............................................... 39 3.1.1. Выдающиеся спортивные семьи ........................................................................ 39 3.1.2. Генетическая детерминация соматических признаков, физических и координационных способностей ............................................. 42 3.1.3. Генетическая детерминация кумулятивного тренировочного эффекта ................................................................................................................... 45 3.1.4. Данные молекулярной генетики спорта .......................................................... 46 3.2. Психологические основы спортивного таланта .................................................... 48 3.2.1. Психологические основы мастерства талантливых спортсменов .............. 48 3.2.2. Психологические особенности одарённых юных спортсменов ................... 52 3.2.3. Реализация психологических предпосылок спортивного таланта в общественной жизни ........................................................................................ 54 Заключение по главе .............................................................................................................................. 56 Литература к главе 3 .............................................................................................................................. 57 Глава 4. Долгосрочная подготовка одарённых и талантливых спортсменов ............... 59 4.1. Подготовка юных перспективных спортсменов .................................................... 59 4.1.1. Этапы многолетней подготовки ........................................................................ 59 4.1.2. Сенситивные периоды и влияние процесса взросления .............................. 64 4.2. Ранняя специализация ................................................................................................. 68 4.2.1. Возможные негативные аспекты ранней специализации ............................ 68 4.2.2. Аргументы и результаты в поддержку ранней специализации .................. 71 4.2.3. Некоторые заключительные замечания ........................................................... 73 4.3. Тренируемость юных спортсменов ........................................................................... 74 4.3.1. Реакция на выполнение силовых упражнений .............................................. 75 4.3.2. Реакция на выполнение упражнений на выносливость ............................... 76 4.3.3. Приобретение и совершенствование двигательных навыков .................... 77 4.4. Общие тенденции подготовки взрослых выдающихся спортсменов .............. 79 4.4.1. Особенности спортивных биографий выдающихся спортсменов .............. 79 4.4.2. Временные тенденции взаимосвязи тренировочных нагрузок и двигательного потенциала спортсменов мирового класса ........................ 82 4.4.3. Особенности психологической и физиологической адаптации .................. 83 4.4.4. Особенности и некоторые аспекты работы тренера с талантливыми спортсменами .......................................................................... 85 Заключение по главе .............................................................................................................................. 86 Литература к главе 4 .............................................................................................................................. 88 Глава 5. Особенности подготовки и выявления таланта выдающихся спортсменов: данные исследования олимпийских чемпионов ...................................................... 90 5.1. Характеристика участников и программа исследования ................................... 90 5.2. Первые занятия спортом и выбор главного вида ................................................. 92 233
Стр.233
СОДЕРЖАНИЕ 5.3. Общие черты и особенности предварительной подготовки .............................. 96 5.3.1. Общая характеристика тренировочного процесса выдающихся спортсменов во время их предварительной подготовки .............................. 96 5.3.2. Содержание тренировочного процесса на этапе предварительной подготовки ............................................................................................................. 98 5.3.3. Внешние факторы подготовки: роль тренера и поддержка со стороны родителей .......................................................................................... 99 5.4. Лонгитудинальная направленность изменения показателя общих затрат времени на тренировочный процесс ............................................................ 99 5.4.1. Данные подготовки олимпийских чемпионов, представляющих «основную группу» .............................................................................................. 100 5.4.2. Данные подготовки трёх олимпийских чемпионов, представляющих спортивную гимнастику ...................................................... 102 5.4.3. Исключительный карьерный успех взрослых спортсменов ........................ 104 5.5. Результаты подготовки мировых звёзд спорта против теории десятилетней осознанной практики Эриксона ...................................................... 105 5.6. Ранние индикаторы специфической по виду спорта одарённости .................. 109 Заключение по главе .............................................................................................................................. 112 Литература к главе 5 .............................................................................................................................. 114 Глава 6. Оценка спортивного таланта выдающимися тренерами ..................................... 115 6.1. Общая характеристика респондентов и использованного опросного листа ................................................................................................................................... 115 6.2. Мнения и комментарии выдающихся тренеров-экспертов ............................... 116 6.3. Итоги и обсуждение мнений выдающихся тренеров ........................................... 124 6.3.1. Существование ранних признаков спортивного таланта и их распознавание ............................................................................................... 124 6.3.2. Тренерские стратегии в развитии спортивного таланта и воспитании спортсменов ................................................................................. 125 6.3.3. Итоги анализа мнений выдающихся тренеров о прогнозировании и реализации спортивного таланта ................................................................... 126 Раздел 2. Результаты изучения феномена спортивного таланта в различных видах спорта Глава 7. Водные виды спорта на выносливость ........................................................................ 131 7.1. Плавание ........................................................................................................................... 131 7.1.1. Предрасположенность к плаванию на высоком спортивном уровне ......... 131 7.1.2. Особенности одарённых 14-летних пловцов .................................................. 134 7.1.3. Элитные пловцы ................................................................................................... 135 234
Стр.234
СОДЕРЖАНИЕ 7.2. Гребля на байдарках и каноэ ...................................................................................... 137 7.2.1. Юные гребцы на байдарках и каноэ ................................................................. 138 7.2.2. Элитные каноисты и байдарочники ................................................................. 140 7.3. Академическая гребля .................................................................................................. 141 7.3.1. Академисты-юниоры ........................................................................................... 142 7.3.2. Элитные взрослые представители академической гребли ........................... 144 Заключение по главе .............................................................................................................................. 146 Литература к главе 7 .............................................................................................................................. 147 Глава 8. Виды спорта на выносливость, осуществляемые на суше ................................. 149 8.1. Бег на выносливость ...................................................................................................... 149 8.1.1. Бегуны на выносливость юниорского возраста ............................................... 149 8.1.2. Элитные взрослые бегуны на выносливость .................................................. 151 8.2. Велоспорт ......................................................................................................................... 154 8.3. Лыжные гонки ................................................................................................................ 156 8.3.1. Молодые лыжники ............................................................................................... 157 8.3.2. Элитные взрослые лыжники-гонщики ............................................................ 158 8.4. Триатлон ........................................................................................................................... 161 Заключение по главе .............................................................................................................................. 164 Литература к главе 8 .............................................................................................................................. 166 Глава 9. Командные и парные виды спорта ................................................................................. 168 9.1. Футбол .............................................................................................................................. 168 9.1.1. Юные футболисты ............................................................................................... 168 9.1.2. Элитные взрослые футболисты ......................................................................... 172 9.2. Баскетбол .......................................................................................................................... 175 9.3. Волейбол ........................................................................................................................... 177 9.3.1. Юные волейболисты ............................................................................................ 178 9.3.2. Элитные взрослые волейболисты ...................................................................... 180 9.4. Гандбол .............................................................................................................................. 182 9.4.1. Юные гандболисты .............................................................................................. 182 9.4.2. Элитные взрослые гандболисты ........................................................................ 183 9.5. Теннис ............................................................................................................................... 185 9.5.1. Юные теннисисты ................................................................................................ 186 9.5.2. Элитные взрослые теннисисты ......................................................................... 189 Заключение по главе .............................................................................................................................. 191 Литература к главе 9 .............................................................................................................................. 193 Глава 10. Единоборства ....................................................................................................................... 195 10.1. Бокс ............................................................................................................................... 195 10.2. Дзюдо ............................................................................................................................ 197 235
Стр.235
СОДЕРЖАНИЕ 10.3. Борьба ........................................................................................................................... 201 10.3.1. Высококвалифицированные молодые борцы ........................................... 201 10.3.2. Элитные взрослые борцы .............................................................................. 203 10.4. Фехтование ................................................................................................................... 206 Заключение по главе .............................................................................................................................. 207 Литература к главе 10 ............................................................................................................................ 209 Глава 11. Скоростно-силовые и сложнокоординационные эстетические виды спорта .............................................................................................. 211 11.1. Скоростно-силовые виды ........................................................................................ 211 11.1.1. Спринт .............................................................................................................. 211 11.1.2. Метания ............................................................................................................ 215 11.2. Гимнастика .................................................................................................................. 218 Заключение по главе .............................................................................................................................. 223 Литература к главе 11 ............................................................................................................................ 224 Глава 12. Общие выводы и рекомендации .................................................................................. 225 12.1. Раннее выявление спортивной одарённости и спортивного таланта ......... 225 12.2. Тренерская стратегия в развитии спортивного таланта ................................ 227 12.3. Рекомендации ............................................................................................................. 229 236
Стр.236

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически