Лупандина Елена Александровна,
старший преподаватель кафедры художественно-эстетического воспитания. ФГБОУ ВО
«Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия.
Мамкина Татьяна Анатольевна,
магистрант кафедры художественно-эстетического воспитания. ФГБОУ ВО
«Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ РЕБЕНКА В
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Постоянно меняющийся современный мир диктует новые формы поведения и
социального взаимодействия. Жизнь многих становится серой и безразличной, таким же
становится человечество. Антуан де Сент-Экзюпери писал, что: «самая большая
роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». А человек нашего времени не
владеет такой роскошью, он – просто пленник современной виртуальной
действительности. Малыши зачастую копируют модель поведения взрослого человека
и, воспитываются в культуре отсутствия эмоционального отклика, эмоциональной
отзывчивости на живущих рядом людей. В силу своих психофизиологических
особенностей, ребенок наиболее адаптивен к стремительно меняющимся социальным
условиям современного общества, а родители не замечают, что он просто не умеет
играть и элементарно общаться с ровесниками, при этом стремительно осваивая
новомодные современные гаджеты. Говоря о проблеме массового, опосредованного
общения между взрослыми людьми и детьми, нельзя не акцентировать внимание на
проблеме эмоциональной отзывчивости.
Об отзывчивости на состояние других людей как самом драгоценном состоянии
человека писал еще В.А. Сухомлинский [5]. Формирование такого личностного
качества, как эмоциональная отзывчивость, определяет успешность социализации
личности ребенка. В.А. Сухомлинский: «Учить чувствовать – это самое трудное, что
есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение
человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»
[5]. Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка в современных условиях является
весьма актуальным вопросом для родителей, педагогов, ученых.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у
младших школьников рассматриваются в работах В.П. Анисимова, А.И. Герцена, А.Г.
Гогоберидзе, В.А. Деркунской, У. Джемса, О.А. Ореховой, Р.Р. Калининой и др.
В работах педагогов Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, О.П. Радыновой, В.Г.
Ражникова и др. в качестве неотъемлемого средства рассматривается музыка, делается
упор на значимость эмоционально-образной сущности музыки.
Музыка делает более широким «эмоциональное поле» ребенка, формирует
эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру личности [6,
57].В качестве ведущих средств развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку
музыканты предлагают музыкально-слушательскую и музыкально-изобразительную
деятельность на музыкальных занятиях, элементы импровизации и музыкальнодидактические
игр.
В современной педагогической литературе музыкально-слушательская
деятельность трактуется как совокупность способности эмоционально откликаться на
Стр.1