Лупандина Елена Александровна,
методист отдела музыкально-художественного образования,
ГБУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко»,
Россия, г. Оренбург
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: В статье говорится о значимости деятельности педагога
дополнительного образования по возрождению и сохранению народного
творчества.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, система
дополнительного образования, русский музыкальный фольклор, культурные
традиции.
В современной социокультурной ситуации в России значимым
становится формирование духовного мира человека нового поколения,
возрождение культурных традиций народов нашей страны. Перед системой
дополнительного образования, имеющей возможность обращения к
индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка,
выдвигается задача приобщения детей к культуре родного края, воспитания
любви к Родине. В связи с этим возрастает значимость деятельности педагога
дополнительного образования по сохранению и возрождению народного
творчества, воспитания в ребенке чувства своей родной земли, связи со
своим народом, ощущения счастья бытия и творчества.
Приобщение учащихся к культурным традициям Оренбуржья,
воспитание у подрастающего поколения этнической толерантности,
уважения к другим народам, укрепление межнациональных связей – главная
задача педагога дополнительного образования. Одним из средств духовнонравственного
воспитания и развития личности учащихся традиционно
рассматривается народная музыка, обладающая большим творческим и
духовным потенциалом.
Как элемент национальной культуры народная музыка представляет
духовно-практический опыт народа: посредством музыки, слова, действия
передает вечные нравственные ценности, помогает обозначить правильные
ориентиры в окружающем ребенка культурном пространстве. Произведения
фольклора дают богатейшие возможности для интеллектуального развития, в
частности, для эстетического и нравственного воспитания учащихся. Место
произведений фольклора в музыкальном обучении детей определяется
близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной
силой и выразительностью его образов. «Как гимнастика выпрямляет тело,
так музыка выпрямляет душу человека…», - говорил В.А. Сухомлинский [2].
Освоение образов русского музыкального фольклора как средства
приобщения к народной традиционной культуре учащихся, включает в себя
Стр.1