Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

История катехизации в древней церкви (290,00 руб.)

0   0
Первый авторГаврилюк Павел
ИздательствоМ.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Страниц336
ID639821
АннотацияВ древности катехизация служила мостом, соединяющим мир языческой культуры с внутренней жизнью церкви; огласительная школа была тем горнилом, в котором душа язычника переплавлялась и постепенно становилась христианкой. Данное исследование является первым в отечественной церковной историо­графии фундаментальным трудом, освещающим огласительную практику церкви в первые века её существования. Отдельные главы книги рассказывают о том, как совершалась подготовка кандидатов к принятию таинства крещения в поместных церквах Рима, Карфагена, Милана, Александрии, Иерусалима, Константинополя, Антиохии и других городов. На конкретных примерах систематически обсуждаются следующие вопросы: отношение церкви к окружающей массовой и интеллектуальной культуре; этапы, структура и длительность катехизации; содержание дошедших до нас катехизисов; участие катехуменов в жизни церкви. Процесс оглашения рассматривается в контексте аскетической, покаянной и литургической жизни церкви.
Кому рекомендованостудентам теологического, религиоведческого и других гуманитарных направлений и специальностей высших учебных заведений
ISBN978-5-89100-040-7
УДК238.1(091)
ББК86.37
Гаврилюк, П. История катехизации в древней церкви / П. Гаврилюк .— Москва : Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2001 .— 336 с. : ил. — ISBN 978-5-89100-040-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/639821 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

История_катехизации_в_древней_церкви.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.331
Стр.332
Стр.333
Стр.334
Стр.335
Стр.336
История_катехизации_в_древней_церкви.pdf
Под редакцией свящ. Георгия Кочеткова СВЯТО-ФИЛАРЕТОВСКАЯ МОСКОВСКАЯ ВЫСШАЯ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКАЯ ШКОЛА МОСКВА 2001
Стр.1
УДК 238.1(091) ББК 86.37 Г 12 Печатается по благословению Высокопреосвященного ДИМИТРИЯ, архиепископа Далласского (Православная Церковь в Америке) П.Л. Гаврилюк. Г 12 История катехизации в древней церкви / Под. ред. свящ. Георгия Кочеткова — М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001. 320 ñ., 16 ñ. öâ. èëë. ISBN 5-89100-040-7 В древности катехизация служила мостом, соединяющим мир языческой культуры с внутренней жизнью церкви; огласительная школа была тем горнилом, в котором душа язычника переплавлялась и постепенно становилась христианкой. Данное исследование является первым в отечественной церковной историографии фундаментальным трудом, освещающим огласительную практику церкви в первые века е¸ существования. Отдельные главы книги рассказывают о том, как совершалась подготовка кандидатов к принятию таинства крещения в поместных церквах Рима, Карфагена, Милана, Александрии, Иерусалима, Константинополя, Антиохии и других городов. На конкретных примерах систематически обсуждаются следующие вопросы: отношение церкви к окружающей массовой и интеллектуальной культуре; этапы, структура и длительность катехизации; содержание дошедших до нас катехизисов; участие катехуменов в жизни церкви. Процесс оглашения рассматривается в контексте аскетической, покаянной и литургической жизни церкви. Книга содержит цветные и черно-белые иллюстрации. Книга предназначается для студентов богословских учебных заведений, духовенства, преподавателей воскресных школ и катехизаторов, а также всех тех, кому не безразлична судьба православного христианства в современной России и за ее пределами. Книга может быть использована в качестве учебного пособия в семинариях и других учебных заведениях. На 1-й странице обложки: Христос Учитель с апостолами. Мозаика апсиды titulus Pudentis. Церковь ñâ. Пуденцианы (S. Pudensiana) в Ðèìå. Îê. 400 ã. Надпись на раскрытой книге: “Господь — охранитель церкви св. Пуденцианы”. Женские фигуры, держащие венки над головами ап. Павла и Петра символизируют церковь обрезанных и церковь язычников. На заднем плане сверху четыре апокалиптических животных (из которых отчетливо видны два: крылатый лев слева и телец справа) символизируют четырех евангелистов. Ниже на заднем плане христианские постройки на Голгофе времен Константина Великого символизируют горний Иерусалим. Слева направо: Ротонда Воскресения, staurotheca с частицей честно t го Креста Господня, Имбомон, Мартирий. ISBN 5-89100-040-7 © Ï.Ë. Ãàâðèëþê, 2001 © Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2001
Стр.2
Посвящается священнику Георгию Чистякову
Стр.3
Стр.4
Предисловие ТО ИСТОРИЧЕСКОЕ исследование написано не из чисто антикварного интереса к “преданьям старины глубокой”. Мысль о том, что эта книга может принести свою скромную пользу священнослужителям и мирянам, которые проводят оглашение и создают воскресные школы в сегодняшней церкви, не покидала меня ни на минуту. Катехизация, т.е. поэтапное приготовление людей, вступающих в Церковь, к принятию таинства крещения, была внутренним пульсом литургической жизни в святоотеческий период. О важности катехизации говорит само деление главного церковного богослужения на две части: Литургию оглашенных и Литургию верных. Об этой печально забытой традиции каждый раз напоминает ектения, которую диакон произносит в конце Литургии оглашенных: Помолитеся, оглашеннии Господеви… Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды. Соединит их Святей Своей, Соборней и Апостольстей Церкви. Спаси, помилуй, заступи и сохрани их, Боже, Твоею благодатию… Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните… После ответов хора и молитвы священника раздается привычнонепонятный возглас диакона: “Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся”1 . Слова звучат, но при этом в церкви ровно ничего не происходит: катехуменов нет, а потому и некому “исходить”. На Литургии верных присутствуют все, кому случится забрести в это время в храм. Перед прочтением символа веры диакон предостерегает: “Двери! Двери! Премудростию вонмем!” Но опять-таки никто и не думает о том, чтобы в этот момент затворять двери, отделяющие храмовое помещение от притвора. 1 Литургия св. Иоанна Златоуста. Ектения об оглашенных. В практике современной греческой церкви эта ектения опущена. 5
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Что означают все эти загадочные повеления? Почему катехуменам в древней церкви не разрешалось присутствовать при произнесении символа веры и при совершении таинства евхаристии? В чем состояло “оглашение в слове истины”? Как проходило воцерковление? Как долго оно длилось и из каких главных этапов состояло? Какие требования церковь предъявляла к катехуменам? О чем должен был знать каждый взрослый человек, подходящий к водам крещальной купели? Какую роль духовенство и миряне играли в катехизации? На эти и многие другие вопросы читатель найдет ответы в этой книге. Многие учебники по церковной истории до сих пор умудряются обойти огласительную практику полным молчанием. Как отметил в 1968 году кардинал Жан Даниелу, “историю святоотеческого катехизиса остается еще написать”2 . За прошедшие с тех пор тридцать лет западные патрологи выпустили в свет немало ценнейших статей и монографий, освещающих отдельные стороны огласительной практики в тот или иной период3 обзорных работ, среди которых книга Даниелу “Катехизис в первые âåêà” (La cate t ° ° . Наряду с этими трудами появилось и несколько chese aux premiers siecles) заслуживает особого упоминания. В отечественной патрологии история древней огласительной практики остается по большей части нерассказанной4. Настоящее исследование является скромной попыткой заполнить этот пробел. Моя главная задача – проследить развитие огласительной практики от апостольских времен, останавливаясь подробно на ее расцвете в золотом (IV) веке святоотеческой письменности, до раннего средневековья, когда полная катехизация взрослых практически перестала существовать. В предисловии будет уместно взглянуть с высоты птичьего полета на ту обширную панораму, которая в этой книге будет рассматриваться под микроскопом исторического анализа. Катехизация в древней церкви была горнилом, в котором душа язычника очищалась, переплавлялась и постепенно становилась христианкой. Именно в огласительной школе закладывалось прочное основание всей последующей жизни с Богом. Оглашение можно также сравнить с мостом, соединяющим внутреннюю жизнь церкви с окружающей культурой. Становление огласительной практики связано, с одной стороны, с историей языческой культуры и образования в эпоху эллинизма, а с другой стороны, – с историей церковных миссий, гомилетики, догматики, литургики и покаянной практики. 2 J. Danielou. La cateche°se aux premiers sie°cles. Ñ. 11. Перевод древних и t современных авторов, за исключением специально оговоренных случаев, мой – Ï.Ã. 3 См. библиографию в конце книги. 6 4 Важное исключение составляют труды: А. Алмазов. История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884; Ì. Àððàíö. Исторические заметки о чинопоследованиях таинств по рукописям греческого Евхология. Ленинградская Духовная Академия, 1979; а также èåðîì. Иларион (Àëôååâ). Духовное образование на христианском Востоке в I–VI веках // Православное богословие на рубеже столетий. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. Ñ. 67–121.
Стр.6
ПРЕДИСЛОВИЕ Помимо главной цели – проанализировать и описать практику оглашения в ее историческом развитии – это исследование также ставит перед собой задачу показать, что история церковной догматики не может пренебрегать историей катехизации, как это делалось ранее. Катехизис вырос из проповеди, из необходимости в систематической форме изложить перед язычниками основы христианской веры. Догматика же в первую очередь обязана своим формированием катехизации, и лишь во вторую очередь – внутрицерковным спорам. До сих пор в изложении догматики непропорционально большое место отводилось полемической литературе. Роль же опыта катехизации всячески замалчивалась и приуменьшалась. Вовсе не пренебрегая важностью борьбы с ересями и еретиками, данный труд ставит своей целью проследить положительное развитие церковного вероучения по древним катехизисам, а не по полемической литературе. Такой срез истории богословия также позволяет взглянуть на некоторых выдающихся учителей прошлого, например Оригена и Феодора Мопсуэстийского, чьи спорные взгляды впоследствии были осуждены церковью, не как на еретиков, а как на преданных сынов Церкви, ее учителей и катехизаторов. Сквозь призму полемической литературы наше историческое видение часто искажается. За деревьями богословских тонкостей можно не заметить леса, т.е. того монументального вклада, который “еретик” внес в развитие вероучения. Мы предпримем путешествие по Римской империи, вокруг Средиземного моря, по городам и провинциям, с которыми тесно связана судьба раннего христианства. Наш маршрут во многом продиктован состоянием источников: мы посетим в первую очередь те церкви, об огласительной деятельности которых нам более всего известно. В первой главе речь пойдет о зарождении огласительной практики в апостольский век, насколько о ней можно судить по намекам, имеющимся в Новом Завете. Как догадывается читатель, первым катехизатором в истории христианства был Сам Христос. Личная встреча с Ним, Его слова и пример Его жизни были тем катехизисом, который прошли апостолы. Содержание катехизиса самих апостолов во многом зависело от того, кто были их слушатели: иудеи или эллины. Обращаясь к евреям в синагогах, апостолы проповедовали о том, что Иисус является обещанным Мессией. Язычникам сначала нужно было раскрыть незнакомый мир библейской истории спасения. Принимая Христа, язычники должны были навсегда порвать с идолопоклонством и со многими другими обычаями прошлого. Уже в апостольский век появляется различие между “молоком”, т.е. элементарной частью катехизиса для язычников, и “твердой пищей”, предназначавшейся для тех, кто уже значительно укоренился в вере. Впрочем, говорить о поэтапном катехизисе как об установившейся практике в I в. было бы анахронизмом. Во второй главе мы посетим огласительные школы Рима и Карфагена. К концу II в. в школе Ипполита Римского мы встречаемся со вполне развитой практикой двухэтапного оглашения. Прошедшие предварительное собеседование становились катехуменами первого этапа. 7
Стр.7
ПРЕДИСЛОВИЕ Огласительные занятия на этом этапе состояли в изучении и толковании Священного Писания и длились около трех лет. Те из катехуменов, кто выражал желание креститься в ближайшее время, проходили повторное собеседование и становились катехуменами второго этапа. Непосредственная подготовка к крещению занимала несколько недель и состояла в более интенсивном обучении, сопровождавшемся постами, бдениями и экзорцизмами (изгнанием бесов). Огласительная практика во многом способствовала собиранию поместных богословских традиций и закреплению сущности апостольского учения в правилах веры. О смысле таинств крещения и евхаристии катехумены во II в. узнавали непосредственно перед крещением. В третьей главе, двигаясь от Карфагена на Восток, вдоль южного берега Средиземного моря, мы доплывем до Александрии. Здесь впервые в истории церкви была сделана попытка создать высшую огласительную школу для мирян, которая, по замыслу ее создателей, была призвана заменить языческую академию. Ее наиболее выдающийся представитель Ориген поднял богословие “воскресной школы” до “университетского” уровня. В связи с развитием церковной догматики появилась необходимость провести деление между общедоступной и эзотерической частями вероучения. Как мы увидим, Александрийская огласительная школа принципиально отличалась от Римской своим более открытым и творческим отношением к высшим проявлениям языческой культуры и философии. В четвертой главе, покинув египетскую столицу, мы к началу IV в. доберемся до Иерусалима. Здесь, в Великой церкви на Голгофе, мы вместе с другими паломниками станем свидетелями оглашения перед Пасхой. В IV в. двухэтапная катехизация достигла вершины своего расцвета. Первый этап состоял, в первую очередь, в том, что катехумены вместе со всеми посещали Литургию оглашенных, внимая слову Писаний и слушая проповеди. Никаких специальных огласительных занятий с катехуменами на первом этапе не проводили. В IV в. обычай откладывать крещение на неопределенный срок стал весьма распространенным. По этой причине в притворах столичных церквей всегда можно было встретить значительную группу катехуменов первого этапа. Те, кто принимал решение креститься, пройдя собеседование, становились кандидатами к крещению. Катехизация на втором этапе была делом весьма ответственным 8 и потому являлась первостепенной обязанностью епископа. Взрослых крестили обыкновенно перед большими праздниками, чаще всего на Пасху. Не случайно на Литургии преждеосвященных Даров, которую служат во время Великого поста, начиная с Крестопоклонной (четвертой) седмицы, помимо обычной ектении об оглашенных, добавляется специальная ектения о “готовящихся к просвещению”, т.е. о катехуменах второго этапа. Покаянная и аскетическая практика Великого поста выросла в контексте предпасхальной катехизации. Огласительные беседы нередко проводились ежедневно и предварялись экзорцизмами.
Стр.8
ПРЕДИСЛОВИЕ Важнейшим элементом предкрещального катехизиса был обряд “передачи и возвращения” символа веры. За несколько недель до крещения епископ “передавал” символ катехуменам, т.е. несколько раз произносил его в их присутствии. Последующие занятия, согласно катехизису Кирилла Иерусалимского, были посвящены подробному толкованию символа веры. Формулировку символа нельзя было записывать, а содержание занятий не позволялось разглашать непосвященным. Незадолго перед крещением кандидаты должны были “возвратить” символ церкви, т.е. прочесть его на память в присутствии крестных родителей и епископа. Объяснение смысла обряда отречения от сатаны, таинств крещения и евхаристии, а также молитвы “Отче наш” к IV в. в некоторых церквах, включая иерусалимскую, стало предметом особого тайноводственного катехизиса для неофитов на Светлой седмице. В пятой главе от Святой земли наш путь будет лежать в сирийскую Антиохию. Мы также на короткое время остановимся в Армении, Каппадокии и Константинополе. Общая структура катехизации в Антиохии была во многом сходна с той, которая была принята в Иерусалиме. По содержанию можно выделить два основных типа предкрещального катехизиса: 1) библейская история спасения и 2) подробный комментарий на символ веры. Спасительная весть о Боговоплощении была сердцем догматического катехизиса. Помимо догматического катехизиса, мы также познакомимся с моральным катехизисом св. Иоанна Златоуста. Что же касается тайноводственного катехизиса, то в этом вопросе антиохийский обычай отличался от иерусалимского: об обряде отречения от сатаны и крещении кандидаты узнавали до крещения, а не после, как это было в Иерусалиме. Только учение о евхаристии было во всех церквах неотъемлемой частью катехизиса для неофитов. В шестой главе, объехав вокруг Средиземного моря, мы вернемся на Запад и посетим Милан, Карфаген, Гиппон и соседние провинции. Несмотря на значительное сходство с восточными традициями, западная практика обладала рядом отличительных особенностей. Так, например, на Западе продолжали проводить предварительное собеседование, о существовании которого на Востоке у нас нет никаких определенных сведений. Обряд отречения от сатаны совершали в связи с экзорцизмами перед обрядом “передачи” символа веры, а не накануне крещения, как это было на Востоке. Помимо “передачи и возвращения” символа, на Западе также бытовал аналогичный обряд “передачи и возвращения” Молитвы Господней, к которому позднее, в V в., был прибавлен “обряд передачи и возвращения псалмов”. Тайноводственная практика Милана была сходна с иерусалимской, тогда как обычаи Северной Африки имели больше общего с теми, которые были заведены в Антиохии. Наконец, в заключительной седьмой главе мы в общих чертах проследим постепенное исчезновение практики катехизации взрослых в раннем средневековье, а также обсудим главные причины ее упадка: повсеместное крещение маленьких детей, снижение общего уровня грамотности и образования, а также массовые крещения взрослых в силу политических обстоятельств. Отказавшись от обучения взрослых, 9
Стр.9
ПРЕДИСЛОВИЕ церковь с удивительным консерватизмом сохранила ритуальную сторону катехизации, адаптировав древние огласительные обряды взрослых для воцерковления младенцев и маленьких детей. КАНОНИЧЕСКАЯ ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА Общая структура катехизации на Западе в главных чертах совпадала с той, которая была принята на Востоке. В связи с этим можно говорить о канонической огласительной практике, которая является собирательным опытом Восточной и Западной церквей. Главные составляющие канонической огласительной практики были следующими (в квадратные скобки взяты те элементы, которые отсутствовали в Восточной церкви): 1. Предоглашение. Первое знакомство с христианством для язычника было по случайным беседам, рассказам друзей и книгам. Поводом к приходу в церковь могли быть чудеса, исцеления, а также пример святых и мучеников. 2. [Предварительное собеседование. С теми, кто пришел в церковь впервые, устраивали предварительное собеседование, которое мог проводить диакон. Будущие катехумены рассказывали о себе, о роде своих занятий, а также о том, что побудило их прийти в церковь. Представитель церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и о главных отличиях христианства от язычества.] 3. Посвящение в катехумены. Те, кто выражал на то свое согласие, был посвящен в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в осенении печатью креста, [экзорцистском “дуновении” с чтением молитвы,] возложении рук [и вкушении соли]. Младенцы и маленькие дети могли участвовать в обряде наравне со взрослыми. 4. Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять крещение. Три года считалось оптимальным сроком. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди. 10 5. Собеседование с епископом. Те, кто желал креститься в недалеком будущем, должны были пройти [повторное] собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей. 6. Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в церковную книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Боль
Стр.10
КАНОНИЧЕСКАЯ ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА шинство взрослых крестилось в канун больших праздников, чаще всего на Пасху. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. 7. Предкрещальный катехизис как история спасения. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На этих занятиях могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. От этого центрального события история спасения простиралась в прошлое Израиля, продолжалась в литургической жизни церкви и была обращена к будущему дню всеобщего воскресения. 8. Моральный катехизис имел свободную форму и во многом зависел от инициативы катехизатора и подготовки кандидатов. Такой катехизис мог быть объяснением Двух Путей, Десятисловия Моисея и заповедей Нагорной проповеди, заповеди любви к Богу и ближнему, призывом жить, во всем подражая Христу, или просто обличением пороков и увещанием к добродетельной жизни. 9. Предкрещальный катехизис как комментарий на символ веры. В том случае, если вышеупомянутые вопросы были катехуменам уже известны, катехизатор мог уделить гораздо большее внимание вопросам догматики. Тогда объяснение символа веры было не просто итогом догматического катехизиса, но его основным содержанием. 10. Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с молитвенной, экзорцистской, покаянной и аскетической практикой поместной церкви. 11. “Передача и возвращение символа”. В начале или ближе к концу катехизиса епископ “передавал” катехуменам символ веры. Все кандидаты должны были “вернуть” символ веры церкви, т.е. прочесть его на память перед епископом. В Западной церкви этот обряд имел более публичный характер и совершался в присутствии верных. 12. “Передача и возвращение Молитвы Господней”. Этот обряд совершался после “передачи и возвращения символа”, накануне крещения. [Помимо этого, в Неаполе имел хождение обряд “передачи и возвращения псалмов”.] 13. Отречение от сатаны было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим прошлым, его моралью и идолами. В некоторых случаях обряд отречения был соединен с обрядом сочетания со Христом. 14. Крещение. Объяснение обряда крещения в одних церквах совершалось перед, а в других – после самого таинства. Сразу после погружения и миропомазания неофиты принимали свое первое причастие. 15. Тайноводственный катехизис состоял в объяснении обряда отречения от сатаны, крещения, евхаристии и, в некоторых слу11
Стр.11
ПРЕДИСЛОВИЕ чаях, всей Литургии верных. Этот катехизис могли проводить частично до, а частично после крещения, в зависимости от поместных обычаев. О евхаристии во всех церквах рассказывали только неофитам. Такова была каноническая огласительная практика, насколько о ней можно судить по дошедшим до нас источникам. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯТООТЕЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ Пренебрегать практикой оглашения сегодня и, пуще того, считать ее подозрительным нововведением, означает отречься от важнейшей части нашего Священного Предания. Христианам России едва ли следует объяснять, что к святоотеческой традиции следует прислушиваться. Принципиальный вопрос, однако, заключается в том, как прислушиваться? Одним способом прислушивается раб к окрикам хозяина. Иначе прислушивается слуга к распоряжениям господина. И уж совсем подругому прислушивается сын к советам отца. Раб прислушивается из страха, слуга – надеясь получить мзду, т.е. преследуя собственные интересы, а сын – движимый одной любовью к отцу. Относиться к традиции рабски означает бояться любого отступления от буквы святоотеческого наследия, испытывать страх перед всякими изменениями и нововведениями, независимо от того, согласуются они или нет с духом предания. Классическим примером рабского следования традиции является в истории Русской церкви старообрядчество. Относиться к преданию рабски означает также абсолютизировать церковную практику, существовавшую в один какой-нибудь исторический момент, пренебрегая исторической перспективой. Возьмем, например, вопрос о крещении младенцев и маленьких детей. В истории христианства не раз раздавались голоса против крещения людей в несознательном возрасте5 . Катары в средневековье и анабаптисты в XVI в. категорически протестовали против крещения младенцев на том основании, что о нем ничего не говорится в Священном Писании. Действительно, в Новом Завете нет ни одного прямого свидетельства о крещении младенцев6 . Первое определенное письменное упоминание о крещении детей относится к концу II в.7 5 Òàê, íàïðèìåð, Тертуллиан († 225), со свойственной ему категоричностью, восклицает: “Да станут они [младенцы] христианами тогда, когда будут способны научиться о Христе. Зачем в невинном возрасте креститься во оставление грехов (Quid festinat innocens aetas ad remissionem peccatorum)?” О êðåùåíèè. 18. 12 6 Оговоримся, что косвенно на крещение рабов, слуг и детей, среди которых, возможно, имелись и совсем маленькие, указывают те случаи, когда глава дома (клиентелы) принимал решение креститься вместе со своими “домашними”. Ñì., íàïðèìåð, Деян 16:15, 18:8; 1 Кор 1:16. О воспитании детей в “ó÷åíèè и наставлении Господнем” говорит Еф 6:4. Некоторые намеки можно усмотреть также в Лк 18:15-17. 7 См. Ириней Лионский. Против ересей. 2.22.4, 3.17. В III â. в Åãèïòå: Îðèãåí. Комментарий на Послание к римлянам. 5.9; Слово на книгу Ëåâèò. 8.3; Слово на Евангелие от Ëóêè. 14.5; в Северной Африке: Киприан Карфагенский. Письмо 64 [58].5.
Стр.12
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОТНОШЕНИИ К СВЯТООТЕЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ Даже если предположить, что вплоть до III в. крещение детей не получило общецерковного одобрения, было бы неверно отрицать эту практику только на том основании, что о ней ничего определенного не сообщается в более ранних источниках. Это значило бы следовать букве предания рабски, исключая всякую возможность положительного развития крещальной практики. Если раб боится хозяина и выполняет его повеления, не задумываясь, то слуга подряжается работать на него, ожидая вознаграждения за труды. Прислушиваться к церковному преданию подобно тому, как слуга внимает словам своего господина, означает полностью подчинить изучение истории собственным интересам. Это значит видеть в ней только отражение современных проблем и вычитывать из нее заранее приготовленные ответы. Крайний консерватор будет склонен видеть в истории церкви сплошное повторение от века заведенной и передаваемой из поколения в поколение традиции. Крайний либерал, наоборот, будет усматривать сплошные несоответствия, прерывность, противоречия и реформы. 1. Изображение церкви в виде корабля. Надгробная плита Фирмии Викторы. III â. Ватиканский ìóçåé. “Все церковное установление похоже на большой корабль, везущий через бурю людей, из различных мест желающих достигнуть града благого царствия. Капитаном корабля является Сам Господь Бог. Христа можно уподобить кормчему, епископа – начальнику гребцов; пресвитеров – матросам; диаконов – боцманам; катехизаторов (toi>v kathcou>sin) – лоцманам (naustolo>goi), множество братьев – пассажирам, мир – морю; искушения, гонения и опасности – противным ветрам, прочие невзгоды – волнам, проповеди обманщиков и лжепророков – ветрам на суше и шквалам; высокопоставленных судей, которые угрожают страшными наказаниями – мелям и острым камням, неразумных людей и сомневающихся – местами, где сходятся два моря, и диким берегам. Лицемеров можно уподобить пиратам. Грехи являются ни чем иным, как сильными водоворотами, Харибдой Тартара, гибельными кораблекрушениями и страшными потоплениями. Молитесь, чтобы, плывя с попутным ветром, вы могли в безопасности достичь пристань ожидаемого града. И молитвы ваши будут услышаны.” Послание Климента àï. Èàêîâó. 14. Апокриф III(?) â. Напротив, нам подобает наследовать святоотеческое предание подобно сыновьям. Изучение церковной истории должно быть плодом любви, а не пристрастия. Наши суждения должны основываться на исторических свидетельствах, а не на подтасованных фактах, оправдывающих наши конфессиональные привязанности. Следует отметить также, что любить святоотеческое предание подобно сыновьям вовсе не означает не допускать в отношении него никакой критики. Сыновняя 13
Стр.13
ПРЕДИСЛОВИЕ любовь предполагает критику и добросовестное обсуждение спорных сторон предания. Честное обсуждение трудных вопросов было частью древней катехизации. Так, в одном древнем апокрифе находим следующее назидание для катехуменов: Будучи учениками истинного Пророка, оставляя двоедушие, от которого происходят всякие злые дела, творите добро с усердием. Но если кто из вас имеет сомнения относительно того, что я передал вам, то пусть признается в этом безо всякого стеснения, если он заботится о душе своей, и предстоятель объяснит ему.8 От учеников, таким образом, требовалась предельная искренность в обсуждении тех сторон предания, которые казались им непонятными и вызывали сомнения. В таком же духе следует подходить к обсуждению всего богатейшего опыта святоотеческой катехизации, если только мы хотим действительно извлечь из него урок. 8 Послание Климента Èàêîâó. 11 // PG 2.45B-C, 48A. Курсив мой – Ï.Ã.
Стр.14
A History of the Catechumenate in the Early Church / by Pavel L. Gavrilyuk. Moscow: St. Philaret Institute Press, 2000. ABSTRACT A pioneering study in Russian of the history of patristic catechesis. The book is a contribution to the on-going discussion on the structure and content of the ancient catechetical practices and their value for the contemporary revival of Christian initiation. The study traces, in broad lines, the development of select local catechetical practices from the NT times to the Early Medieval period. In the introduction, drawing upon substantial similarities between major catechetical traditions, both Eastern and Western, the attempt is made to reconstruct the canonical catechumenate at the peak of its development in the fourth century. Special attention is given to the setting of the catechumenate in baptismal, liturgical, penitential, ascetic, and exorcistic practices of the church. The influence of the catechumenate upon the development of the creeds, doctrine and church architecture is discussed. The role of the catechumenate among other methods of conversion is emphasized. Table of contents: Introduction. Chapter 1. The traces of the catechetical practices in the NT. Chapter 2. The catechumenate in the late second – early third century Rome and North Africa. Chapter 3. The Catechetical School of Alexandria in the late second – middle of the third century. Chapter 4. Jerusalem Lenten catechumenate in the fourth century. Chapter 5. The catechumenate in Antioch at the end of the fourth – middle of the fifth century. Chapter 6. The catechumenate in Milan and North Africa towards the end of the fourth – middle of the fifth century. Chapter 7. The gradual disappearance of the formal catechumenate for adults in the Early Medieval period. Conclusion. Includes bibliography, subject, ancient and modern author indices, 55 color and black and white illustrations. 320 pages. Comments are welcome via e-mail: pgavrily@mail.smu.edu 331
Стр.331
Стр.332
ОГЛАВЛЕНИЕ 5 Предисловие 10 Каноническая огласительная практика 12 Несколько слов об отношении к святоотеческому наследию 15 Глава первая ВРАТА НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ 16 Катехизация как встреча с Иисусом 21 Прозелитизм в иудаизме и апостольская миссия среди язычников 24 Катехизация и крещение 26 Этапы катехизации 30 Содержание апостольского катехизиса 37 Поместные огласительные традиции 41 Первые катехизаторы 48 Глава вторая ЧУДОМ СОХРАНИВШИЕСЯ ФРЕСКИ: ПРИГОТОВЛЕНИЕ КО КРЕЩЕНИЮ В РИМСКОЙ И СЕВЕРОАФРИКАНСКОЙ ЦЕРКВАХ (ÑÅÐÅÄÈÍÀ II – НАЧАЛО III ÂÅÊÀ) 53 Христианство и языческая культура 60 Катехизация как общение со святыми 62 Этапы катехизации 65 Предварительное собеседование 71 Этап первый: катехизация “слушающих” 80 Этап второй: подготовка “избранных” 84 Содержание катехизиса на втором этапе 87 Комната для катехуменов в домашней церкви 90 Участие катехуменов в богослужении
Стр.333
95 Глава третья АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ОГЛАСИТЕЛЬНАЯ ШКОЛА (ÊÎÍÅÖ II – СЕРЕДИНА III ÂÅÊÀ) 97 Александрийская плеяда: Пантен, Климент, Ориген и другие 106 Вера, языческое образование и эллинистическая философия 112 Содержание катехизиса Оригена 119 Катехизация и покаянная практика 122 Экзотерическое и эзотерическое знание 128 Глава четвертая КАТЕХИЗАЦИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ (IV ВЕК) 129 Перемены в отношениях между церковью и государством 131 Возникновение священной географии при Константине 134 Христианизация базилики и расположение катехуменов в храме 140 Катехизация и другие средства обращения 144 Два взгляда на эллинистическое образование: тертуллианизм и оригенизм 148 Два этапа катехизации 151 Обычай откладывать крещение 152 Принятие в члены “готовящихся к просвещению” 156 Изгнание бесов 159 Догматы и таинства как эзотерическое знание 165 Порядок догматического катехизиса Кирилла Иерусалимского 168 Содержание догматического катехизиса Кирилла Иерусалимского 171 Тайноводственный катехизис на Светлой седмице 177 Глава пятая КАТЕХИЗАЦИЯ В АНТИОХИИ (ÊÎÍÅÖ IV – СЕРЕДИНА V ÂÅÊÀ) 178 Влияние оригенизма на богословские школы Александрии и Антиохии 181 Два учителя: Иоанн Златоуст и Феодор Мопсуэстийский 184 Обычай откладывать крещение 186 Принятие в члены “готовящихся к просвещению” 187 Изгнание бесов 188 Моральный катехизис св. Иоанна Златоуста и аскетическая практика 190 Вероучительный катехизис Феодора Мопсуэстийского как комментарий на символ веры 193 История спасения в арианском и армянском катехизисах 199 Катехизис для катехизаторов св. Григория Нисского 203 Отречение от сатаны и сочетание со Христом 208 Тайноводственный катехизис 210 Участие катехуменов и кающихся в богослужении
Стр.334
217 Глава шестая КАТЕХИЗАЦИЯ В МИЛАНЕ И СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ (ÊÎÍÅÖ IV – СЕРЕДИНА V ÂÅÊÀ) 221 Духовные искания блаж. Аврелия Августина 227 Предоглашение 232 Обряд посвящения в катехумены 234 Катехизация “слушающих” 238 Аскетические упражнения и моральный катехизис 241 “Передача” и “возвращение” символа веры 248 “Передача” и “возвращение” молитвы Господней и псалмов 250 Тайноводственный катехизис Амвросия на Светлой седмице 252 Сравнительная таблица трех мистагогических катехизисов: Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского и Феодора Мопсуэстийского 258 Глава седьмая ЗАКАТ КАТЕХИЗАЦИИ В “ТЕМНЫЕ ВЕКА” 259 Причины упадка предкрещальной катехизации в “темные века” 265 Следы сокращения и исчезновения предкрещальной катехизации 270 Следы продолжающейся традиции предкрещального оглашения взрослых и попытки реставрации катехумената в Испании 277 Послесловие 281 Приложение 283 Список литературы 300 Список иллюстраций 303 Предметно-именной указатель 315 Abstract
Стр.335
ПАВЕЛ ГАВРИЛЮК. ИСТОРИЯ КАТЕХИЗАЦИИ В ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа ИД ¹ 01134 от 01.03.2000 ã. Издание подготовили: Ответственный за выпуск – Виктор Максимовский Редактор – Светлана Закржевская Оформление обложки, макет и верстка – Анна Данилевич Подписано в печать 27.11.2000. Формат 70õ100/16. Бумага îôñåòíàÿ. Óñë. ïå÷. ë. 21. Тираж 3000.
Стр.336

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.