Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 482329)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт): Монография в 3-х ч. Ч. I. (180,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляров Владислав Иванович
ИздательствоМ.: Русайнс
Страниц169
ID637945
АннотацияВ последние десятилетия специалисты многих стран предпринимают попытки модернизации физкультурно–спортивной работы с различными группами населения – детьми, подростками, молодежью, взрослыми, включая лиц с ограниченными возможностями. В книге предпринята попытка изложить, систематизировать и оценить этот опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурно–спортивной работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов, призванных содействовать повышению физкультурно–спортивной активности населения и социокультурного значения этой активности. Многие излагаемые в книге инновационные проекты, программы, формы и методы физкультурно–спортивной работы с населением разработаны и внедрены в практику автором и его учениками. Вместе с тем в книге систематизируется, обобщается и критически анализируется более широкий опыт модернизации физкультурно–спортивной работы с населением – как в России, так и в других странах. Впервые предлагается обширная библиография публикаций отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме. Поэтому книга представляет интерес для широкого круга читателей – прежде всего для практических специалистов, работающих в области спорта, физического воспитания, культуры, организации досуга населения. Кроме того она может быть использована для эффективной, полной и глубокой подготовки этих специалистов, в том числе при изучении соответствующих учебных дисциплин. Книга предназначена и для тех специалистов, кто ориентирован на проведение научных исследований по педагогическим, социологическим, философским и другим проблемам физкультурно–спортивной работы с населением. Для удобства читателей монография разбита на три части. Первая часть включает в себя два раздела. В одном из них дается краткая характеристика тех понятий, правильное понимание которых имеет важное значение при изучении предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами инновационных программ, форм и методов физкультурно-спортивной работы с населением. Другой раздел содержит анализ основных направлений, целей и задач физкультурно-спортивной работы с населением. Во второй части монографии дается характеристика и систематизация инновационных форм и методов организации физкультурно-двигательной активности населения. Третья часть монографии посвящена инновационным формам и методам спортивно-массовой работы. ИЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ФОРМАТЕ РУКОПИСИ В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ.
Столяров, В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурно-спортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт): Монография в 3-х ч. Ч. I. / В.И. Столяров .— М. : Русайнс, 2017 .— 169 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.И. Столяров ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ (отечественный и зарубежный опыт) Москва Издательство… 2017 В.И. Столяров ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ (отечественный и зарубежный опыт) Часть I Москва Издательство… 2017 2 УДК ББК С Столяров В.И. <...> В книге предпринята попытка изложить, систематизировать и оценить этот опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурно–спортивной работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов, призванных содействовать повышению физкультурно–спортивной активности населения и социокультурного значения этой активности. <...> Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции общего позитивного отношения к физкультуре………………………………………………… 86 2.1.2. <...> Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции ценностно-избирательного отношения к физкультуре……………. <...> Важная особенность указанных выше и других прикладных исследований автора по обсуждаемой проблематике – их философское, а также теоретико-методологическое обоснование на основе анализа комплекса социокультурных и логико-методологических проблем философии физкультурно-спортивной деятельности и телесности человека. <...> Результаты анализа этих проблем изложены в многочисленных публикациях автора, а наиболее полно – в опубликованной в 2011 г. первой книге (ее объем – 766 стр.) под названием «Введение в мир философии спорта и телесности человека» [505] его монографии «Философия спорта и 13 телесности человека». <...> Во второй книге данной монографии автор планировал изложить результаты разработки им и его учениками (на основе указанного теоретического анализа) прикладных концепций, проектов, программ, технологий физкультурно-спортивной работы с населением, физического и спортивного воспитания, формирования телесной (соматической) культуры <...>
Инновационные_направления,_формы_и_методы_физкультурно-спортивной_работы_с_населением_(отечественный_и_зарубежный_опыт)_Монография_в_3-х_ч._Ч._I._.pdf
УДК ББК С Столяров В.И. Инновационные направления, формы и методы физкультурноспортивной работы с населением (отечественный и зарубежный опыт): монография в 3-х ч. Ч. I. / В.И. Столяров. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 169 с. Рецензенты: А.А. Передельский, доктор педагогических наук, проректор по НИР ГЦОЛИФК О.В. Козырева, доктор педагогических наук, профессор ГЦОЛИФК. В последние десятилетия специалисты многих стран предпринимают попытки модернизации физкультурно–спортивной работы с различными группами населения – детьми, подростками, молодежью, взрослыми, включая лиц с ограниченными возможностями. В книге предпринята попытка изложить, систематизировать и оценить этот опыт переосмысления содержания, целей, задач физкультурно–спортивной работы, разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов, призванных содействовать повышению физкультурно–спортивной активности населения и социокультурного значения этой активности. Многие излагаемые в книге инновационные проекты, программы, формы и методы физкультурно–спортивной работы с населением разработаны и внедрены в практику автором и его учениками. Вместе с тем в книге систематизируется, обобщается и критически анализируется более широкий опыт модернизации физкультурно–спортивной работы с населением – как в России, так и в других странах. Впервые предлагается обширная библиография публикаций отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме. Поэтому книга представляет интерес для широкого круга читателей – прежде всего для практических специалистов, работающих в области спорта, физического воспитания, культуры, организации досуга населения. Кроме того она может быть использована для эффективной, полной и глубокой подготовки этих специалистов, в том числе при изучении соответствующих учебных дисциплин. Книга предназначена и для тех специалистов, кто ориентирован на проведение научных исследований по педагогическим, социологическим, философским и другим проблемам физкультурно–спортивной работы с населением. Для удобства читателей монография разбита на три части. Первая часть включает в себя два раздела. В одном из них дается краткая характеристика тех понятий, правильное понимание которых имеет важное значение при изучении предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами инновационных программ, форм и методов физкультурно-спортивной работы с населением. Другой раздел содержит анализ основных направлений, целей и задач физкультурно-спортивной работы с населением. Во второй части монографии дается характеристика и систематизация инновационных форм и методов организации физкультурно-двигательной активности населения. Третья часть монографии посвящена инновационным формам и методам спортивномассовой работы. УДК ББК ISBN 3  Столяров В.И.
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ……………………………………………………………. 6 I. БАЗИСНЫЕ ПОНЯТИЯ 1.1. Деятельность, игра, культура…………………………………… 17 1.1.1. Деятельность ……………………………………………… 17 1.1.2. Игра (игровая деятельность)…………………………….. 20 1.1.3. Культура ………………………………………………….. 26 1.2. Гуманизм…………………………………………………………… 30 1.2.1. Общее понятие гуманизма……………………………….. 30 1.2.2. Особенности современного гуманизма …………………. 34 1.3. Спорт и физкультура……………………………………………… 41 1.3.1. Спорт………………………………………………………... 41 1.3.2. Физкультура ………………………………………………… 44 1.3.3. Другие интерпретации понятий «спорт» и «физкультура»…………………………………………….. 49 1.4. Телесная (соматическая, физическая) культура ……………… 53 1.4.1. Понятие «телесная (соматическая, физическая) культура»…………………………………………………….. 53 1.4.2. Структура телесной (соматической, физической) культуры личности………………………………………….. 58 1.4.3. Разновидности телесной (соматической, физической) культуры личности…………………………………………. 77 II. ИННОВАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФИЗКУЛЬТУРНО–СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ 2.1. Воспитание позитивного отношения к физкультуре…………... 85 2.1.1. Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции общего позитивного отношения к физкультуре………………………………………………… 86 2.1.2. Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции ценностно-избирательного отношения к физкультуре…………….................................................. 90 2.2. Воспитание позитивного отношения к спорту …………………. 100 2.2.1. Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции общего позитивного отношения к спорту……………………………………………………… 101 2.2.2. Цели и задачи деятельности по формированию и коррекции ценностно-избирательного отношения к спорту………………………………………………………. 105 4
Стр.4
2.3. Физкультура и спорт как средство решения социокультурных и педагогических задач…………………………………………………. 118 2.3.1. Социокультурный потенциал физкультуры и спорта……………………………………………………….. 118 2.3.2. Необходимость и задачи педагогической деятельности по реализации социокультурного потенциала физкультуры и спорта………………………………………. 127 2.3.3. Необходимость и задачи противодействия возможному негативному влиянию спортивного соперничества на личность и социальные отношения………………………… 131 Библиография………………………………………………………………. 145 5
Стр.5
ПРЕДИСЛОВИЕ Данная монография посвящена анализу отечественного и зарубежного опыта разработки и внедрения в практику инновационных направлений, технологий, форм и методов физкультурно-спортивной работы с различными группами населения. Ряд причин обусловливает актуальность данной проблематики. К их числу прежде всего относится крайней актуальная для современной России проблема физического, психического и духовнонравственного состояния различных групп населения, особенно детей и молодежи. Вот лишь некоторые цифры, свидетельствующие об этом. По данным ряда исследований, около 75 % детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10–12 %, а среди старших – всего 5 %. Более чем у 50 % детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Сегодняшние дети имеют худшие, чем их сверстники 10–15 лет назад, показатели в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Около 40 % детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно–сосудистой и костно–мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Причем, за период обучения в школе показатели физического здоровья учащихся, в среднем, ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс практически здоровы около 12 % детей, то к выпускному классу их численность сокращается наполовину. Около 50 % юношей и девушек выходят из школы, уже имея два–три диагноза болезней, а в целом лишь 15 % выпускников можно считать практически здоровыми. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн детей школьного возраста полностью отлучены от занятий физкультурой. По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков 15–17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При 6
Стр.6
этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии [15, 33, 66, 95, 125, 323]. Негативные тенденции прослеживаются и в физической подготовленности школьников. Лишь часть школьников (30–70 %) выполняют нормативы государственной программы [15, 63, 64, 66, 157, 160]. Последние 20–25 лет знаменуются широким распространением среди школьников разных психических расстройств и отклонений в психическом развитии. Чаще всего они формируются в момент поступления в школу, при переходе в среднее звено и у старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки. Количество абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается и в старших классах составляет 10–15 %. На фоне социальной незащищенности, девальвации духовных ценностей, внутрисемейной дизадаптивности растет детская преступность. Таким образом, к старым болезням школы добавились новые: проблемы, связанные с бедностью, насилием; рискованное сексуальное поведение; психологические и эмоциональные расстройства [66]. Острой является эта проблема и применительно к молодым людям. Лишь около 10 % молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме. Почти треть юношей по медицинским показаниям не годятся для службы в Вооруженных Силах, а те, которые признаны годными, редко отличаются хорошим здоровьем. За период прохождения воинской службы течение многих хронических заболеваний осложняется, возможность их излечения в дальнейшем становится маловероятной [323: 7, 8]. По данным С. Г. Добротворской, около 54 % студентов страдают вредными привычками: курят 61,4 % юношей и 44,5 % девушек, регулярно употребляют спиртные напитки 76 % студентов и 74,2 % студенток, периодически пользуются различного рода наркотическими препаратами одна треть студенчества на фоне низкой двигательной активности (до 90% студентов страдают выраженной гиподинамией) и слабой мотивации к занятиям физической культурой и спортом (до 60 % студентов не занимаются 7
Стр.7
регулярно физическими упражнениями) [117]. За период обучения в ВУЗе, как правило, увеличивается количество студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, физкультурно-спортивная активность значительной части студентов заметно снижается от курса к курсу, и к концу окончания ВУЗа все параметры здоровья и физической подготовленности у студентов оказываются ниже, чем у абитуриентов [153]. В психической жизни детей и подростков наблюдается развитие комплекса таких деструктивных явлений: незрелость сознания и узость представлений; заниженная либо гиперзавышенная самооценка; ориентация на негативные стороны психосоциальной жизни общества; развитие культа экстремального удовольствия; неадекватное (безапелляционно– агрессивное или наивно–пассивное) поведение в обществе; потеря осознанных жизненных ориентиров и т. п. В связи с переходои России к новому типу экономических отношений значительную часть молодежи охватили чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям. На первый план выходят такие ценности, как жажда обогащения, культ денег, успех и карьера любой ценой [9, 195, 273, 567]. За последние годы резко возросла наркомания среди молодежи. Подавляющее большинство наркоманов составляют лица в возрасте до 30 лет. Отмечается снижение среднего возраста начала употребления наркотиков: в 2000 г. выявлено свыше 1,3 тыс. заболевших наркоманией детей в возрасте до 14 лет. Серьезной социальной проблемой является и высокая преступность среди молодежи. Только за 2000 г. около 1 млн. молодых людей (14-29 лет) совершили преступления. Крайне важной является проблема физического, психического, духовно-нравственного совершенствования и других групп населения. Как отмечается в докладе «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян» на заседании Госсовета РФ 30 января 2002 года, в сложившейся ситуации «необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять 8
Стр.8
радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек». В противном случае, отмечается в этом документе, может возникнуть «реальная угроза национальной безопасности России» [227: 7]. Для решения указанной важнейшей задачи в первую очередь необходим поиск новых форм и методов работы с населением, особенно с детьми и молодежью. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать их, сделать активными партнерами социально-педагогической деятельности, субъектами целостного развития личности. Импульсом, побуждающим детей и молодежь к сотрудничеству в решении этой задачи, могут быть лишь такие средства, которые они признают и одобряют, которые вызывают у них интерес. К числу таких средств, бесспорно, относится физкультурноспортивная деятельность, в которой заключены огромные возможности для целенаправленного формирования, коррекции, изменения в нужном направлении всего комплекса личностных качеств и способностей, а также поведения человека. Поэтому актуальными являются две важных задачи: вовлечь в активные и регулярные занятия физкультурой и спортом как можно больше людей, особенно детей и молодежи, и повысить социокультурное значение этих занятий. Об этом говорится в Федеральных целевых программах «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы» и «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также в других официальных документах последнего времени. Однако в настоящее время фактически общепризнано, что существующая система физкультурно-спортивной работы с населением не позволяет эффективно решать указанные задачи. 9
Стр.9
Несмотря на многолетние предпринимаемые усилия организаторам физкультурно–спортивной работы не удается добиться существенного повышения физкультурно–спортивной активности населения в свободное время. Еще более значительные трудности связаны с решением задачи использования занятий физкультурой и спортом в качестве средства решения комплекса социокультурных и педагогических задач. Существующая система физкультурно-спортивной работы не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития населения, не формирует потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес к физкультурно-спортивной деятельности [62, 63, 64, 65, 226, 227]. Еще менее значительны успехи в плане использования физкультурно-спортивной деятельности для позитивного воздействия на духовный мир, нравственность, эстетическую культуру, культуру общения, творческие способности занимающихся и т.д. Более того, все большую тревогу вызывают факты негативного влияния спортивной деятельности (особенно спортивных соревнований) на личность и социальные отношения, связанные с тем, что духовные ценности в этой деятельности нередко отступают на задний план. На первый план выходят ценности, связанные с достижением славы, превосходства одного человека над другим. Отмечается возрастание в спорте физического насилия, жестокости, грубой игры, стремление спортсменов победить любой ценой – даже за счет своего здоровья, нарушения нравственных принципов и т.п. Все это подтверждают результаты многочисленных теоретических исследований и социологических опросов [361, 420, 502, 516, 585, 643, 644, 646, 688, 698, 702, 741 и др. ]. Указанные проблемы делают все более актуальной задачу модернизации физкультурно–спортивной работы с населением. Для ее решения специалисты многих стран ведут интенсивный поиск такого содержания, таких форм и методов этой работы, которые адекватны современным требованиям. 10
Стр.10
В течение многих лет данная проблематика составляет одно из основных направлений теоретико-прикладной деятельности и автора данной книги. Первые масштабные исследования в этом направлении проведены автором в 1983-1992 гг., когда он выполнял функции руководителя разработки философско-социологических проблем физической культуры и спорта в нашей стране. В этот период под его руководством и на основе разработанной им программы [440, 532] проведено международное социологическое исследование Цель исследования – получить социологическую информацию по комплексу важных проблем физкультурно-спортивной активности, телесной (физической) культуры, здорового образа жизни различных групп населения (школьников, учащихся профессиональнотехнических училищ, студентов и др.): занимаются ли они в свободное время физкультурой и спортом, на какие культурные образцы, нормы и правила поведения при этом ориентируются; если не занимаются, то почему; представляет ли тело и различные его параметры (телосложение, здоровье, физические качества и двигательные способности) ценность для них; каков уровень их знания о своей телесности, социальных средствах воздействия на него, методике их применения; как они оценивают свое физическое состояние и его различные параметры; проявляют ли заботу о них; какие средства используют при этом и т.д. Для получения такой информации в нашей стране по единой программе и методике было опрошено более 10 тыс. человек, в том числе: 4180 студентов 24 вузов (опрос проводился под руководством Б.И. Новикова); 2,6 тыс. учащихся 7-10 классов (опрос проведен под руководством М.И. Сергеева); 945 учащихся ПТУ (опрос проведен А.Б. Скоробогатовым). Аналогичные опросы проведены также в Ираке, Польше и Югославии. Результаты изложены в многочисленных публикациях автора и его учеников [68, 69, 83, 86, 124, 127, 140, 150, 317, 319, 320, 350, 374, 424, 428, 496, 515, 630, 743, 744 и др. ]. 11
Стр.11

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически