УДК 37.013
ББК 74.03
П24
Т. С. Буторина, профессор, доктор педагогических наук;
А. В. Борчук, доцент, кандидат педагогических наук;
Авторы:
З. А. Демченко, доцент, кандидат педагогических наук;
И. М. Пушкина, доцент, кандидат педагогических наук
А. С. Михашина, доцент, кандидат педагогических наук;
Л. Н. Чиркова, доцент, кандидат педагогических наук
Под общей редакцией профессора И. З. Сковородкиной
Рецензенты:
Педагогическая регионология. Научная школа Т. С. БутоП24
риной:
монография / Т. С. Буторина, А. В. Борчук, З. А. Демченко,
И. М. Пушкина; под общ. ред. И.З. Сковородкиной; Сев. (Арктич.)
федер. ун-т. – Архангельск: САФУ, 2016. – 161 c.
ISBN 978-5-261-01210-8
Рассматривается генезис научной школы «Педагогическая регионология»
профессора Т. С. Буториной. Раскрывается сущность
педагогической регионологии как исследовательского феномена.
Выявляется потенциал педагогической регионологии, связанный
с изучением региональных и национальных приоритетов, историкопедагогических
и социокультурных особенностей региона, влияющих
на формирование и развитие в нём личности. Дана характеристика
основных направлений исследований, а также показаны их результаты.
УДК
37.013
ББК 74.03
ISBN 978-5-261-01210-8
© Северный (Арктический)
федеральный университет
им. М.В. Ломоносова, 2016
2
Стр.3
Содержание
I. Слово о научной школе «педагогическая регионология»
и истоках ее возникновения ......................................................................3
Генезис научной школы профессора Т. С. Буториной .......................3
Татьяна Сергеевна Буторина – руководитель школы
«Педагогическая регионология» .........................................................9
Учитель тот, кто ведет по жизни .......................................................14
Моя жизнь, моя судьба .......................................................................16
С благодарностью к моим учителям… .............................................35
II. Педагогическая регионология как феномен исследования .......51
Историко-культурная характеристика региональной среды
Поморья ................................................................................................51
Образовательные традиции Поморья ...............................................61
Идея интеграции регионального и национального
в воспитании и образовании: постановка проблемы ......................75
Взаимосвязь регионального и национального в практике
современного образования и воспитания ........................................81
III. Основные направления и результаты исследований
научной школы «Педагогическая регионология» ............................. 90
Формирование ценностных ориентаций пионеров в процессе
их совместной деятельности со школьной комсомольской
организацией (Будрина Т. Т., 1983) ................................................... 90
Народная игрушка Русского Севера как средство
социализации младших подростков (Малик Л. С., 1994) .............. 90
157
Стр.158
Воспитательный потенциал народных традиций Поморского
Севера в подготовке учителя физической культуры
(Гмырин А. Г., 1995) .............................................................................96
Использование педагогического краеведения в подготовке
будущего учителя (Аверкиева Г. В., 1996) ........................................97
Воспитание в поморской семье XVIII–XIX вв. (Щекина С. С., 1996) ..98
Использование педагогического потенциала региональной
среды Русского Севера в формировании основ менталитета
младшего подростка (Бирюкова Л. М., 1997) .................................100
Русская педагогическая терминология первой четверти
XVIII века (Кошкина Е. А., 1997) ....................................................100
Педагогические идеи и просветительская деятельность
декабристов в общественной жизни России первой четверти
XVIII века (Мосягина С. Ю., 1997) .................................................101
Д. И. Менделеев – педагог и общественный деятель
второй половины XIX века–начала ХХ века в России
(Швакова Э. В., 1997) .........................................................................101
Антропокосмическая педагогика В. И. Вернадского
(Лукина С. Ф., 1998) ...........................................................................102
Воспитательный потенциал произведений Ф. Абрамова
в формировании активных моральных знаний
старшеклассников (Молодцова Т. В., 1998) ....................................102
Дифференциация музыкального образования младших школьников
в условиях общеобразовательной школы (Перова Л. А., 1998) ....103
Воспитание чувства родины у младших школьников средствами
региональной детской литературы (Полякова И. Ф., 1998) ..........104
Мирование ценностных ориентаций старших подростков
(Александрова Е. Н., 1999) ................................................................105
Образование и религиозно-нравственное воспитание
на Архангельском Севере в XVIII–XIX веках
(Квашнина Л. Н., 1999) ......................................................................106
Формирование основ экорациональной модели поведения
старшеклассников в системе непрерывного экологического
образования и воспитания (Лисниченко В. В., 2000) ....................107
Оценка в теории и практике дошкольного образования
(Горячкова С. А., 2001) ......................................................................107
158
Стр.159
Научно-педагогические основы развития игровой позиции
воспитателя (Груздова Е. В., 2001) ...................................................108
Эмоционально насыщенная образовательная среда как средство
коммуникативного развития старших дошкольников
(Рыбак Е. В., 2001) ..............................................................................109
Теория и практика национального образования
на Архангельском Севере в первой четверти XIX–90-х гг.
XX вв. (Сковородкина И. З., 2001) ................................................... 110
Интеркультурный фактор в развитии образования на Архангельском
Севере в XVIII–XIX вв. (Филиппова и. В., 2001) .......................... 118
Использование народных ремесел в подготовке старших
подростков к основам творческого труда (Борчук А. В., 2002) ....119
Идея добродетельной матери в педагогике Германии второй
половины XVIII века (Касимова Т. В., 2002) .................................119
Развитие творческой активности будущего учителя в процессе
музыкального образования (Михеева Е. Н., 2002) ........................119
Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников
средствами исторического образования
(Овчинникова Н. П., 2002) ................................................................120
Содержание цели в отечественной педагогике 90-х годов
XX века (Пантюхин С. С., 2002) ......................................................121
Реализация идеи непрерывного образования в системе
«школа – вуз» (Тунгусова Н. Д., 2002) ............................................122
Женское воспитание в норвежской крестьянской семье
XIX века (Калинина М. А., 2003) ....................................................122
Подготовка студентов к разрешению конфликтов
в учебных группах (Михайлова Г. В., 2003) ...................................123
Развитие женского образования на Архангельском Севере во второй
половине XIX–начале XX веков (Заозерская С. В., 2004) ............124
Развивающая предметно-пространственная среда
как условие формирования основ экологической культуры
детей дошкольного возраста (Машарина М. В., 2004) ..................127
Идеи воспитания трудных идей в педагогическом
наследии в. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского:
1917–1936 гг. (Михашина А. С., 2004) ..............................................128
Формирование у студентов ценностного отношения к природе
в процессе экологического образования (Терентьева Л. И., 2004) ... 129
159
Стр.160
Организационно-педагогические условия совершенствования
управления образованием: на примере муниципальной системы
управления образованием г. Северодвинска (Храпко Л. Д., 2004) ....131
Педагогические условия проектирования учебных
компьютерных комплексов контекстного обучения
(Чурбанова О. В., 2004) .....................................................................132
Формирование ценностного отношения к педагогической
деятельности у будущего учителя (Демченко З. А., 2006) ...........133
Ценностные основания воспитания детей в крестьянской семье
(на примере Олонецкой губернии второй половины XIX –
начала XX вв.) (Голикова Н. В., 2007) .............................................135
Генезис идей К. Н. Вентцеля как основоположника
космической педагогики (Пушкина И. М., 2007) ..........................137
Развитие педагогической мысли на Архангельском Севере
во второй половине XVIII века (Смягликова Е. А., 2007) ............138
Развитие идей компьютерного обучения в отечественной
педагогике второй половины XX – начала XXI вв.
(Ундозерова А. Н., 2007) ...................................................................140
Идея воспитания сына отечества в педагогическом
наследии Н. И. Новикова (Корниенко Е. Р., 2009) ........................... 141
Системно-дидактическое обеспечение образовательного
процесса в вузе в условиях информатизации общества
(Ширшов Е.в., 2009) ..........................................................................142
Женское образование во Франции XVIII века
(Демидовская А. Е., 2010) ..................................................................145
Идея совершенствования личности в педагогическом
наследии П. Ф. Лесгафта (Копейкина Т. Е., 2010) ...........................147
Ценностные традиции женского воспитания в крестьянской
семье швеции XIX века (Новикова В. Н., 2015) .............................148
Развитие государственных и общественно-педагогических
инициатив в отечественном народном образовании ...................150
Второй половины XIX–начала XX вв. (Федосеева И. В., 2015) ...150
Iv. Динамика развития научной школы Т.С. Буториной ..............152
v. Жизнь научной школы в фотографиях ......................................... 161
160
Стр.161