Кровообращение и дыхание у школьников в циркумполярных условиях Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет» Кровообращение и дыхание у школьников в циркумполярных условиях Монография Архангельск САФУ 2016 УДК [612.1-053.5:613.1] (470.11) ББК 28.707.3(235.1)+28.080.1(235.1) К83 Рекомендовано к изданию научно-техническим советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: А.В. Грибанов, А.Б. Гудков, О.Н. Попова, И.Н. Крайнова Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор В.И. Хаснулин; доктор медицинских наук, профессор В.И. Корчин ISBN 978-5-261-01098-2 © Грибанов А.В. и др., 2016 © Северный (Арктический) федеральный университет им. <...> М.В. Ломоносова, 2016 ВЭ ДО ЖЕЛ ЗД Список сокращений и условных обозначений – вентиляционный эквивалент – дыхательный объем, л – жизненная емкость легких, л – здоровые дети ЗСЛЖ – задняя стенка левого желудочка ИБС – индекс Тиффно, % КДО КДР КИО2 КСО КСР ЛА ЛЖ ЛП МВЛ МЖП МКК О2 О2 ИММЛЖ – индекс массы миокарда левого желудочка, г/м2 ИОТ ИТ – ишемическая болезнь сердца – индекс относительной толщины – конечно-диастолический объем, мл – конечно-диастолический размер, мм – коэффициент использования кислорода, мл/м – конечно-систолический объем, мл – конечно-систолический размер, мм – легочная артерия – левый желудочек сердца – левое предсердие – максимальная вентиляция легких, л/мин – межжелудочковая перегородка – малый круг кровообращения ММЛЖ – масса миокарда левого желудочка, г МОД МОК RC СС ОЕЛ ООЛ ОФВ1 ПЖ ПО2 ПО2 ПП ПСВ – остаточный объем легких, л – объем форсированного выдоха за 1 сек, л/с – правый <...>
Кровообращение_и_дыхание_у_школьников_в_циркумполярных_условиях.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................
Глава 1. Анатомо-физиологические особенности
кардио-респираторной системы у детей
1.1. Сердечно-сосудистая система .........................................................
1.2. Дыхательная система .......................................................................
Глава 2. Влияние экологических условий Севера
на детей и подростков
2.1. Характеристика климатогеографических условий циркумполярного
региона ................................................................................
Глава 3. Методические подходы к оценке состояния
кардио-респираторной системы у детей-северян
3.1. Исследование сердечно-сосудистой системы ...............................
3.2. Исследование дыхательной системы .............................................
Глава 4. Возрастно-половая характеристика
кровообращения у школьников-северян
4.1. Центральное звено кровообращения ..............................................
4.1.1. Электрическая активность сердца........................................
4.1.2. Характеристика структурно-функционального состояния
сердца ................................................................................
65
65
91
4.1.3. Особенности параметров левого желудочка сердца у школьников-северян
........................................................................... 101
40
51
2.2. Состояние основных физиологических систем у детей и подростков
в циркумполярных условиях ....................................................
28
33
8
20
5
4.2. Периферическое кровообращение и микроциркуляция .............. 108
4.3. Внутрисистемные взаимоотношения показателей кровообращения
.................................................................................................. 117
4.4. Состояние кардиогемодинамики на разных этапах развития .... 123
4.5. Особенности адаптации сердца к физическим нагрузкам у школьников
в циркумполярном регионе ..................................................... 132
4.5.1. Общая физическая работоспособность................................ 132
267
Стр.268
4.5.2. Реакция детского сердца на физические нагрузки в различные
сезоны года ................................................................ 135
Глава 5. Возрастная характеристика системы внешнего
дыхания у школьников циркумполярного региона
5.1. Состояние системы внешнего дыхания у детей-северян младшего
школьного возраста................................................................. 144
5.1.1. Легочные объемы и емкости ................................................. 144
5.1.2. Показатели легочной вентиляции ........................................ 150
5.1.3. Показатели проходимости воздухоносных путей .............. 158
5.1.4. Легочный газообмен и оценка его экономичности ............ 167
5.1.5. Систолическое давление в легочной артерии ..................... 175
4.5.3. Дезадаптация сердца при регулярных физических тренировках
у школьников-северян ............................................... 141
5.2. Особенности внешнего дыхания у детей-северян среднего школьного
возраста ...................................................................................... 176
5.2.1. Статические легочные объемы и жизненная емкость легких
............................................................................................ 176
5.2.2. Показатели легочной вентиляции ........................................ 182
5.2.3. Показатели легочного газообмена ........................................ 189
5.2.4. Показатели экономичности кислородных режимов организма
........................................................................................ 194
5.2.5. Показатели проходимости дыхательных путей ................. 197
5.2.6. Систолическое давление в легочной артерии ..................... 204
5.3. Функция внешнего дыхания у детей-северян старшего школьного
возраста ..................................................................................... 205
5.3.1. Легочные объемы и емкости ................................................. 205
5.3.2. Показатели легочной вентиляции ........................................ 214
5.3.3. Показатели проходимости воздухоносных путей .............. 222
5.3.4. Легочный газообмен и оценка его экономичности ............ 230
5.3.5. Систолическое давление в легочной артерии ..................... 238
Заключение ............................................................................................. 240
Библиографический список ................................................................ 252
Стр.269
Кровообращение и дыхание у школьников в циркумполярных
К83 условиях: монография / А.В. Грибанов, А.Б. Гудков, О.Н. Попова,
И.Н. Крайнова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. –
Архангельск: САФУ, 2016. – 270 с.
ISBN 978-5-261-01098-2
В монографии представлены материалы исследований функций
кардиореспираторной системы у детей школьного возраста, проживающих
в циркумполярном регионе. В результате комплексного и синхронного
изучения кардиогемодинамики, периферического кровотока
и микроциркуляции установлено, что общебиологические закономерности
развития кровообращения у школьников, родившихся и
проживающих в условиях Европейского Севера, имеют свои особенности,
которые можно рассматривать как проявление экологической
адаптированности. Выявлены объективные признаки функциональной
приспособительной перестройки органов дыхания у школьников,
уроженцев Европейского Севера России, заключающиеся в напряженном
функционировании системы внешнего дыхания в покое
при меньших предельных и резервных способностях в сочетании со
снижением экономичности газообмена в легких.
Издание предназначено для физиологов, врачей-педиатров, врачей
отделений функциональной диагностики и других специалистов, интересующихся
вопросами возрастной физиологии, а также студентов
медицинских и биологических специальностей.
УДК [612.1-053.5:613.1] (470.11)
ББК 28.707.3(235.1)+28.080.1(235.1)
Стр.270