МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Академия психологии и педагогики НОЦ «Развитие личности в контексте культуры и образования» III ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ «ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ» 1–8 декабря 2015 года Ростов-на-Дону Издательство Южного федерального университета 2015 УДК 159.9 ББК 88.5 Л66 Л66 Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация : сборник научных статей / под общ. ред. <...> УДК 159.9 ББК 88.5 ISBN 978-5-9275-1854-8 © Южный федеральный университет, 2015 © НОЦ «Развитие личности в контексте культуры и образования», 2015 СПИСОК УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ Альперович Валерия Дмитриевна, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, старший преподаватель кафедры социальной психологии и психологии личности, г. Ростов-на-Дону, valdmalp@rambler.ru Андриенко Татьяна Александровна, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, студент, г. Ростов-на-Дону, tatiana.andrienko2015@yandex.ru Антипова Ирина Геннадьевна, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, доцент кафедры психологии образования, г. Ростов-на-Дону, antipovakaf@mail.ru Антоненко Диана Анатольевна, Центр реабилитации и обучения детей и подростков-инвалидов АРДИ, педагог-психолог, Кыргызстан, г. Бишкек, psy_ps@mail.ru Астахова Анна Владимировна, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, ассистент кафедры образования и педагогических наук, г. Ростов-на-Дону, anuta23.10@mail.ru Афанасенко Инна Владимировна, Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики, доцент кафедры социальной психологии и психологии личности, г. Ростов-на-Дону, afinna@mail.ru Барбурова Екатерина Евгеньевна, Южный федеральный университет, Академия психологии <...>
Личность_в_культуре_и_образовании_психологическое_сопровождение,_развитие,_социализация.pdf
УДК 159.9
ББК 88.5
Л66
Л66
Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение,
развитие, социализация : сборник научных статей / под общ. ред.
А. В. Черной ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону :
Издательство Южного федерального университета, 2015. — 401 с.
ISBN 978-5-9275-1854-8
В сборнике представлены материалы III Всероссийской научнопрактической
Интернет-конференции – научные статьи, тезисные
сообщения, презентации, отражающие результаты исследований и
опыт практической деятельности преподавателей, студентов, магистрантов
и аспирантов, специалистов образовательных организаций
по проблемам образования, развития и социализации детей, подростков
и молодежи.
Сборник ориентирован на преподавателей, научных работников,
студентов, магистрантов и аспирантов, заинтересованных в изучении
развития, образования и социализации личности.
Статьи публикуются в авторской редакции.
УДК 159.9
ББК 88.5
ISBN 978-5-9275-1854-8
© Южный федеральный университет, 2015
© НОЦ «Развитие личности в контексте
культуры и образования», 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Секция I. Развитие и социализация личности
в изменяющемся мире
1. Астахова А. В., Шашкина М. В. Современные исследования
феномена ксенофобии (междисциплинарный подход)............ 18
2. Афанасенко И. В., Чепрасова Э. М. К вопросу о духовных
ценностях и патриотическом воспитании современной
молодежи............................................................................................... 22
3. Васильева О. С., Бенгус М. М. Дополнительное психологическое
образование как институт социализации личности и
ресурс развития общества в контексте разных культур.......... 26
4. Володина И. С., Курушина О. В. Представления
об инклюзивном образовании студентов, обучающихся
на дефектологическом направлении......................................... 30
5. Володина И. С., Тихонова В. Л., Грислис А. С.
Социальные представления об инвалидности: результаты
исследования................................................................................. 34
6. Гримсолтанова Р. Э., Гримсолтанова Т. Э. Взаимосвязь
мифологического страха и религиозного экстремизма............ 41
7. Гришина А. В., Чернявская А. О. Отношение беременной
женщины к своему ребенку как фактор его психологического
благополучия в будущем............................................................. 46
8. Кайдановская И. А. Эгоцентризм как закономерная
ступень развития мышления и субъекта мышления............... 49
9. Лукьяненко Е. С., Добрынина Н. И. Представления о браке
у современных юношей и девушек в зависимости от их
ценностных ориентаций.............................................................. 52
11. Соломатина Н. В. Феномен граффити в субкультуре
подростка....................................................................................... 66
12. Тушнова Ю. А., Киракосян М. М. Теоретические аспекты
исследования смысла жизни в психологии............................... 71
13. Чальцева И. С. Современные подходы к исследованию
проблем молодежи........................................................................ 75
12
10. Сарелайнен А. И., Котова Е. В. Стили родительского
воспитания и особенности личности подростков....................... 60
Стр.12
14. Черная А. В. Возможности и риски киберпространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья................... 80
15. Черная А. В. Эффекты влияния интернета
на развивающуюся личность....................................................... 85
Секция II. Развитие личности на различных этапах
онтогенеза: теоретический анализ, опыт психологического
исследования, организация психологического
сопровождения
16. Барбурова Е. Е. Теоретический обзор концепций
совладания с кризисными ситуациями в семье:
проблемы и подходы..................................................................... 90
17. Барсукова О. В. Возможности диагностики честолюбия
у детей дошкольного возраста..................................................... 96
18. Бережная А. М., Борисенко А. П. Особенности отцовского
отношения к младшим школьникам разного пола................ 100
19. Бережная А. М., Еремченко М. В. Особенности психоэмоциональной
адаптации детей раннего возраста........................... 105
20. Варлакова Ю. В. Концептуальная модель доверительных
отношений у старших подростков, склонных к зависимому
поведению.................................................................................... 110
21. Дроздова И. И., Коваленко Н. С. Гендерные различия
в предпочтении анимационных персонажей у детей
старшего дошкольного возраста................................................ 116
22. Жулина Г. Н., Новикова Р. А. Исследование игровых
умений дошкольников.................................................................. 122
23. Зинченко Е. В., Величко А. С. Связь цветового выбора
и эмоционального состояния у младших подростков............. 126
24. Лебеденко О. А. Полникова Н. И. Особенности психологического
благополучия современных подростков......................... 132
25. Лукьяненко Е. С., Колот А. С. Психологические характеристики
материнского отношения к детям раннего возраста.... 139
26. Лукьяненко Е. С., Ровная О. Н. Особенности межлич ностных
отношений подростков со сверстниками.................................. 145
27. Онучина Ю. В., Дроздова И. И. Социально-психологические
особенности дошкольников с нарушениями речи................... 150
13
Стр.13
28. Портнов А. А. Психолого-педагогическое сопровождение
детей «группы риска»................................................................. 154
29. Провизон Ю. О. Психолого-педагогическое исследование
подростков, склонных к девиантному поведению................... 157
30. Романова О. А., Крымпоха Н. А. Психолого-педагогическое
исследование ценностного отношения подростков к семье... 161
31. Самойленко Н. К., Крищенко Е. П. Изучение феномена
доверия в современной психологии......................................... 165
32. Самойлик Н. А. Социализация девиантного подростка
в ценностно-смысловой парадигме........................................... 169
33. Соломатина Н. В. Современное состояние проблемы раз вития
произвольности детей старшего дошкольного возраста.... 173
34. Срабионян Е. А., Срабионян И. А. Опыт организации
интегральных классов в основном общем образовании......... 177
35. Тушнова Ю. А. Особенности репрезентации жизненных
сфер в предметном слое образа мира студентов русской
и арабской национальности...................................................... 185
в образовательном процессе: от научного исследования
к практическим задачам сопровождения
Секция III. Обучающие и обучающиеся
36. Антипова И. Г. Крищенко Е. П. Представления
о профессионале в образовании военнослужащих................. 192
37. Володина И. С., Антипова И. Г., Антоненко Д. А.
Альтернативные коммуникационные технологии
в обучении дошкольников с нарушениями развития............ 196
38. Дурнев С. Е., Дегтярёва С. С. Формирование самоконтроля
подростков в процессе самостоятельной работы............ 201
40. Звездина Г. П., Елагина М. Ю. Особенности профилактики
жестокости и насилия в образовательной среде..................... 214
41. Зверева И. И. Роль родителей и педагогов в развитии ценностных
ориентаций обучающихся в кадетских классах...... 218
42. Ивахненко А. А., Зинченко Е. В. Стратегии самопрезентации
государственных служащих с различной мотивацией в свете
14
39. Жулина Г. Н., Кулешова Н. В. Особенности адаптации
первоклассников к школьному обучению................................ 208
Стр.14
проблемы психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса основных и дополнительных
образовательных программ....................................................... 224
43. Кириллова М. И., Кирилллова В. И. Организация психологически
безопасной образовательной среды в условиях
начальной школы в соответствии с ФГОС................................. 228
44. Кириллова М. И., Козлова Л. С. Педагогические условия
поддержки психологического здоровья одаренных детей
в дошкольной образовательной организации......................... 232
45. Клочкова Л. В. Психолого-педагогическая поддержка
развития личностной зрелости студентов в условиях
инновационной образовательной деятельности..................... 236
46. Кротенко Е. С. Психолого-педагогическое сопровождение
семей дошкольников в образовательной организации.......... 241
47. Курушина О. В., Ткаченко А. И. Использование дидактической
игры в логопедической работе по преодолению
речевого недоразвития у дошкольников.................................. 245
48. Лебеденко О. А., Гарапшина Ю. Н. Особенности психологопедагогического
сопровождения мотивационной готовности
дошкольников к школьному обучению.................................... 249
49. Лысенко Н. А. Мини-музей как образовательная среда
социокультурного развития ребенка........................................ 254
самоопределение, развитие, профессионализация
Секция IV. Личность в профессии:
51. Альперович В. Д. К проблеме мотивации выбора будущей
профессии подростками в связи с их самооценкой
и самоэффективностью............................................................... 263
52. Белова Е. В. Профессиональная я-концепция лиц,
получающих второе высшее образование................................ 268
53. Болдырева П. А. Роль профессиональной ориентации
в организации............................................................................. 273
54. Бреус Е. Д. Отношение и формы его выражения как
детерминанты затрудненного педагогического общения...... 277
15
50. Романова О. А., Трофимова А. С. Ценностное отношение
к семье у подростков в условиях клубного объединения....... 257
Стр.15
55. Дарвиш О. Б. Психолого-педагогическое сопровождение
образовательного процесса по развитию психологической
устойчивости личности будущих педагогов............................. 282
56. Жолудева С. В., Светличная Л. А. Причины неудовлетворенности
педагога профессиональной деятельностью................. 286
57. Зинченко С. С., Зинченко Е. В. Удовлетворенность трудом
учителей средней общеобразовательной школы.................... 293
58. Лыкова Ю. С. Психолого-педагогическое сопровождение
профессионального самоопределения школьников
(из опыта работы педагога-психолога)..................................... 298
59. Панкратова И. А., Какичева А. Ю. Роль управленческой
деятельности в работе педагога............................................... 304
61. Савенкова И. В., Тихонов А. Е. Профессиональное
самоопределение мужчин после армии................................... 312
60. Савенкова И. В., Русанова А. С. Профессиональное
самоопределение молодежи........................................................ 308
62. Форопонова В. А. Особенности ценностных ориентаций
у безработных юношей и девушек с различной гендерной
идентичностью............................................................................ 315
63. Хотеева Р. И. Индивидуально-психологические особенности
студента как потенциального субъекта труда........................ 319
Секция V. Тенденции и перспективы развития
службы практической психологии образования
и деятельности педагога-психолога
64. Афанасенко И. В. Об актуальности применения
нестандартизированных методов психодиагностики
в школьной психологической службе...................................... 324
65. Бережная А. М. Интеграция гештальт-терапии
и ее применение в образовании................................................ 328
66. Жулина Г. Н., Жмырко К. С. Опыт разработки и апробации
авторской анкеты для изучения особенностей
интернет-общения в юношеском возрасте............................... 333
67. Жулина Г. Н., Хан В. Г. Опыт разработки и апробации
авторской анкеты для изучения отношения младших
школьников к учителю............................................................... 340
16
Стр.16
68. Казакова Ю. В., Дроздова И. И. Деятельность педагогапсихолога
по сопровождению часто болеющих детей
дошкольного возраста................................................................ 346
69. Касьянова Д. В. Педагог-психолог в ДОУ: специфика
и особенности профессиональной деятельности..................... 350
70. Рыжова О. С., Вещева Ю. О. Сущность и специфика
деятельности социально-реабилитационного центра для
несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.......................................................................................... 355
71. Черная А. В., Темнышова Е. И. Использование игрушек
в работе детского психолога с детьми и подростками
с использованием игровой терапии.......................................... 360
Секция IV. Права и свободы детей и юношества: социокультурный,
организационный, нормативный контексты
психологического сопровождения
72. Бочаров А. Н. Проблемы правовых аспектов социализации
на примере статьи 16.1 Гражданского кодекса РФ................ 365
73. Воронцов Д. В. Социально-психологические проблемы развития
сексуального образования подростков в россии в рамках
европейского стандарта сексуального образования.............. 370
74. Гришина Л. Н. Организация и сопровождение
студенческих волонтерских инициатив в поддержку прав
человека/ребенка........................................................................... 377
75. Гришина Л. Н. Психологическое просвещение детей
и подростков о правах человека/ребенка в киберпространстве
как ресурс обеспечения их кибербезопасности....................... 383
76. Гришина Л. Н., Андриенко Т. А. Программно-целевой
подход обеспечения прав ребенка
в Российской Федерации............................................................ 388
77. Гришина Л. Н., Сайрулина Е. В. Опыт участия в реализации
инновационного образовательного проекта в поддержку
прав ребенка «права ребенка. Что ты знаешь об этом?!»....... 392
78. Черная А. В., Гришина Л. Н. Международные тенденции,
содержательные и организационные аспекты образования
в области прав ребенка.............................................................. 396
17
Стр.17