Рассмотрены особенности складывания и расширения пространства южнороссийского фронтира. <...> Отдельно проанализированы условия формирования и сущность пограничных форм идентичности в эпоху Кавказской войны. <...> Дан новый взгляд на проблему кавказского просветительства, а деятельность просветителей показана в связи с их образованием и военноадминистративной службой. <...> «Настоящий кавказец» и другие: генезис фронтирных идентичностей в эпоху Кавказской войны………………………………………………. <...> Между долгом службы и чувством крови: горцы на службе Российской империи………………………………… Смена идентичности как практика выживания……………. <...> Больше, чем школа: российские учебные заведения и их значение……………………. <...> 5 Кавказ: взаимодействие культур (конец XVIII – середина XIX вв.) сертацию в монографию, я обрек себя на новую встречу со своим старым, очень старым текстом. <...> Кавказская война – центральное явление истории народов Кавказа в XIX веке – во многом определяла параметры, содержание и особенности этого культурного взаимодействия. <...> В пользу «объединительного» взгляда на избранную проблематику следует отнести и то, что административным, а главное культурным, центром Кавказа в исследуемый период являлся Тифлис (Тбилиси). <...> Главным героем здесь выступает «настоящий кавказец» – социальный феномен, возникший в условиях южной окраины Российской империи. <...> В четвертой главе предложен анализ роли российских учебных заведений в процессе взаимодействия культур и интеграции Кавказа в социокультурное пространство Российской 8 Введение империи. <...> Мое внимание было сосредоточено на истории нескольких училищ, а именно: Тифлисской, Ставропольской гимназий и Нальчикской школы. <...> Пример Нальчикской школы показателен с точки зрения формирования взглядов столичной бюрократии и местной имперской администрации на проблему места и роли учебных заведений и, шире, просвещения как средства обеспечения лояльности горской элиты <...>
Кавказ_взаимодействие_культур_(конец_XVIII_–_середина_XIX_вв.).pdf
Кавказ: взаимодействие культур (конец XVIII – середина XIX вв.)
УДК 930.85
ББК 63.3
У73
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Южного федерального университета
(протокол № 3 от 23 ноября 2015 г.)
Рецензенты:
кандидат исторических наук А. Х. Абазов;
доктор исторических наук Д. В. Сень
У73 Кавказ: взаимодействие культур (конец XVIII – середина
XIX вв.) : монография / А. Т. Урушадзе ; Южный федеральный
университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального
университета, 2016. – 280 с.
ISBN 978-5-9275-1932-3
Урушадзе, А. Т.
В монографии на основе архивных и опубликованных исторических
источников представлен многомерный процесс взаимодействия культур
на Кавказе в период интеграции региона в состав Российской империи.
Рассмотрены особенности складывания и расширения пространства южнороссийского
фронтира. Отдельно проанализированы условия формирования
и сущность пограничных форм идентичности в эпоху Кавказской
войны. Впервые в историографии предпринята попытка комплексного
рассмотрения российской образовательной политики на территории края.
Дан новый взгляд на проблему кавказского просветительства, а деятельность
просветителей показана в связи с их образованием и военноадминистративной
службой. Выявлены функциональные особенности
русской художественной литературы о Кавказе, которая служила важным
каналом информации о южной окраине и ее населении.
Книга адресована историкам и всем интересующимся проблемами
истории вхождения Кавказа в состав России.
ISBN 978-5-9275-1932-3
УДК 930.85
ББК 63.3
© Южный федеральный университет, 2016
© Урушадзе А. Т., 2016
© Оформление. Макет. Издательство
Южного федерального университета, 2016
4
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………….…………
Глава I. Историография. Теория. Источники…….……
Историография…………………………………………...…………
Фронтир: в поисках осмысления процесса движения
России на Кавказ………………………………………………...…
Источники……………………………………………………………
Глава II. Взаимодействие культур на Кавказе:
структуры и процессы…………………..……………………..
Кавказ в геополитическом треугольнике……………………..
Колонизация Кавказа: между покорением края
и приспособлением к нему………………………………………..
Урбанизация края: от крепостей к городам………………..…
Экономика пограничных обменов………………………………
Глава III. «Настоящий кавказец» и другие:
генезис фронтирных идентичностей в эпоху
Кавказской войны……………………………………………….
Сложная идентичность……………………………………………
Пространство кавказского фронтира: земля и люди………..
Время Кавказской войны…………………………………………
«Настоящий кавказец»: формирование
невоображаемого сообщества…………………………………….
Между долгом службы и чувством крови: горцы
на службе Российской империи…………………………………
Смена идентичности как практика выживания……………..
5
12
12
30
37
43
43
49
75
96
119
120
122
127
132
142
151
3
Стр.3
Кавказ: взаимодействие культур (конец XVIII – середина XIX вв.)
Глава IV. Больше, чем школа: российские учебные
заведения и их значение……………………..……………….
Тифлисская и Ставропольская гимназии……………………..
«Национальные кадры» М. С. Воронцова……………………..
Нальчикская школа: отдельная история……………………...
Глава V. Открытие России и познание Кавказа………
Просветители: власть и знания…………………………………
Традиционная культура и просветительство…………………
Новая культура или новый порядок? .....................................
Опыт познания Кавказа………………………………………..…
Вместо заключения: повторение пройденного………..
Приложение…………………………………………………….....
Список использованных источников
и литературы……………………………………………………..
158
159
177
195
204
204
221
225
229
248
253
258
4
Стр.4