ФИЛОСОФИЯ УДК 111.1 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.5.104 ФЕДЧУК Дмитрий Аркадьевич, кандидат философских наук, доцент департамента философии и религиоведения школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). <...> Автор 38 научных публикаций, в т. ч. одного учебного пособия* ПОНИМАНИЕ НАУКИ, ЕДИНОГО И СУЩЕГО В МЕТАФИЗИКЕ ФОМЫ АКВИНСКОГО В средние века понимание первенства метафизики по отношению к другим наукам (физике, учению о душе, этике) основывалось на представлении о единстве сущего и его познания. <...> Гносеология Фомы Аквинского указывает на корреляцию между единством познавательных способностей мышления, его различными актами, единством науки и единством сущего. <...> Единство познания сохраняется через единство одной и той же формы, находящейся и в вещи, и в разуме. <...> Аквинат предлагает классификацию наук, за основание которой выбран определенный тип отношений между предметом науки и типом его связи с материей. <...> Трем спекулятивным наукам отвечают три вида операции интеллекта: separatio соответствует метафизике, абстракция формы от материи и рассмотрение сущности – математике, абстракция общего от частного – физике. <...> Божественная наука, или метафизика, является первой по отношению к остальным, потому что обращена к познанию сущего как сущего и принципов его бытия. <...> Речь идет о res divinae, божественных вещах, которые с ее помощью способны быть познаваемыми не только через следствия в конечном сущем, но и так, как они себя являют. <...> Руководящий рациональным познанием рассудок объединяет множество в единство путем дискурсивного рассмотрения; интеллектуальное же познание через метафизику и теологию созерцает истину в ее единстве и простоте. <...> Ключевые слова: Фома Аквинский, классификация наук, единое, сущее, единство сущего, единство познания, единство науки, абстрагирование. <...> Понимание науки, единого и сущего в метафизике Фомы Аквинского // Вестн. <...> Понимание науки, единого и сущего в метафизике <...>