МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ МАГИСТЕРСКОЙ
ДИССЕРТАЦИИ
Составители:
Ю.М. Зинюков
С.П. Пасмарнова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
Содержание
Введение .............................................................................................................. 4
1. Общие требования к магистерской диссертации ........................................ 4
2. Выбор и порядок утверждения темы диссертации ..................................... 6
3. Подготовка и выполнение магистерской диссертации .............................. 7
3.1. Основные этапы проведения диссертационного исследования ........... 7
3.2. Рекомендации по подготовке магистерской диссертации .................. 10
4. Оформление диссертации .......................................................................... 19
4.1. Общие требования ................................................................................. 20
4.2. Иллюстрации .......................................................................................... 21
4.3. Таблицы ................................................................................................... 22
4.4. Примечания ............................................................................................ 24
4.5. Формулы и уравнения ........................................................................... 24
4.6. Ссылки ..................................................................................................... 25
4.7. Список использованных источников ................................................... 25
4.8. Приложения ............................................................................................ 25
4.9. Графические приложения ..................................................................... 26
5. Защита диссертации ...................................................................................... 26
Литература ........................................................................................................ 30
Приложения ....................................................................................................... 31
1. Индивидуальный план научно-исследовательской работы ..................... 31
2. Образец титульного листа выпускной квалификационной
работы (ВКР) ..................................................................................................... 35
3. Форма задания на выполнение выпускной квалификационной
работы ............................................................................................................ 36
4. Форма отзыва на выпускную квалификационную работу ...................... 37
5. Последний лист ВКР (нормоконтроль) ..................................................... 40
6. Форма рецензии на ВКР .............................................................................. 41
7. Примеры библиографического описания .................................................. 44
8. Пример содержания (фрагмент) ................................................................. 50
9. Автоматическое оглавление ....................................................................... 51
10. Презентация работы ................................................................................. 53
3
Стр.3
выполняемого в соответствии с требованиями ЕСКД, ЕСТД и других стандартов;
–
объем магистерской диссертации (пояснительной записки) в общем
случае должен быть примерно равным объему пояснительной записки к дипломному
проекту (работе) по родственной специальности, что в среднем
составляет 70–100 страниц машинописного текста через 1,5 интервала (без
учета иллюстраций и приложений);
– рукопись (пояснительная записка или диссертация) должна содержать
титульный лист, задание на выполнение работы (магистерской диссертации),
аннотацию, содержание, введение, разделы основной части, заключение
и библиографический список использованных источников; часть материалов
(вспомогательного и дополнительного характера) может быть помещена
в приложении к рукописи;
– объем иллюстрационного графического материала составляет 5–7
листов формата А1–А3 (как альтернатива – возможно использование компьютерной
презентации совместно с раздаточным материалом).
2. Выбор и порядок утверждения темы диссертации
Тема диссертации определяется выпускающей кафедрой в соответствии
со спецификой направления магистерской подготовки.
На выбор темы влияют следующие факторы:
– наличие научных школ ведущих специалистов выпускающей кафедры;
–
наличие договорной и бюджетной тематик по проведению НИР, а
также грантов, полученных специалистами кафедры;
– наличие материалов, полученных в ходе прохождения учебных научно-исследовательских
практик;
– научный интерес магистранта, тематика выполненной им выпускной
квалификационной работы в бакалавриате, наличие у него публикаций
и т.п.
Магистранту предоставляется право выбора темы работы вплоть до
предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности
ее разработки.
Тема диссертации предварительно формулируется в начале обучения
в магистратуре, и утверждается приказом ректора до начала отведенного на
подготовку этой работы периода времени (четвертого семестра).
Для магистрантов составляется индивидуальный план научноисследовательской
работы (приложение 1).
6
Стр.6
3. Подготовка и выполнение магистерской диссертации
Подготовка к выполнению диссертации и создание ее содержания
проводятся планомерно в течение всех семестров обучения и практик.
При составлении плана диссертационного исследования перед началом
научно-исследовательской работы намечаются форма и общее содержание
выпускной квалификационной работы, характер и объем иллюстрационного
материала. Позиции плана в дальнейшем корректируются, уточняются
и конкретизируются, воплощаясь в черновом варианте диссертации.
Работа по оптимизации формы диссертации ведется на каждой стадии исследования.
Подготовительной
работой к выполнению магистерской диссертации
является научно-исследовательская работа (НИР).
Задачами НИР в семестрах являются:
– расширение научно-технического кругозора магистранта за счет
участия в информационно-аналитическом процессе и самостоятельного
изучения научной литературы и патентов, отражающих последние достижения
в области исследования;
– проведение научных исследований, выполнение технических разработок,
оформление их результатов;
– закрепление полученных теоретических знаний при решении конкретных
научных и технических задач;
– участие в разработке программных и технических средств, а также
методических указаний по предметам кафедры;
– работа над содержанием магистерской диссертации и подбор материалов,
необходимых для ее оформления.
При выполнении НИР магистранты приобретают навыки:
– самостоятельного планирования научных исследований;
– составления технического задания по тематике исследований;
– проведения теоретических исследований, планирования и проведения
экспериментальных исследований;
– обработки экспериментальных данных и представления результатов
исследования на всех этапах его проведения.
3.1. Основные этапы проведения диссертационного исследования
Процесс научного исследования, по результатам которого производится
оформление магистерской диссертации, можно представить в следующем
виде:
1) обоснование актуальности выбранной темы;
2) изучение опубликованной, нормативной и фондовой литературы по
заданной теме;
7
Стр.7
3) определение объекта и предмета исследования;
4) постановка цели и конкретных задач исследования;
5) описание методики и процесса исследования;
6) обсуждение результатов исследования;
7) формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы – процедура определения
степени ее важности в современный период и в конкретной ситуации
для решения конкретной проблемы (задачи, вопроса).
Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап исследования.
Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть
определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить
ранее неизвестные факты или выявить неполноту старыx или традиционных
способов объяснения известных или новых фактов. Такого рода
трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых
проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается
недостаточным для решения новых задач познания.
Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность,
а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом,
проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своевременного
разрешения.
Правильная постановка и ясная формулировка проблемных моментов
имеют ключевое значение в научном исследовании. Они, если не целиком,
то в очень большой степени определяют стратегию исследования вообще и
направление научного поиска в особенности.
Поскольку магистерская диссертация является квалификационной работой,
то понятие «актуальность» темы, при правильном понимании данного
положения магистрантом, в том числе – с точки зрения своевременности
и ее социальной значимости, характеризует его научную зрелость и
профессиональную подготовленность.
Изучение опубликованной, нормативной и фондовой литературы по
заданной теме. Научная работа, которая является основой магистерской
диссертации, – не только получение новой информации из результатов наблюдения
и опыта. Научная работа сама базируется на огромном массиве
информации, полученной ранее. Умение извлечь из этого материала нужные
сведения, быстро сориентироваться в них и рационально ими распорядиться,
чтобы не повторять уже проделанную кем-то работу, характеризует
работу исследователя в правильном направлении.
Знакомство с полученной ранее информацией может идти разными
путями. Участие в конференциях и симпозиумах, посещение специализированных
выставок, ознакомление с информацией различных СМИ – каждый
из этих источников информации важен и нужен. Однако ценнее
8
Стр.8
всего знакомство со специальной литературой. Согласно оценкам магистрант
должен тратить до 25 % учебного времени на работу с научнотехнической
литературой.
После систематизации сведений, заимствованных из различных источников
информации, выделения разделов, посвященных одному из направлений
исследования, составляют текст обзора.
В обзоре должны рассматриваться конкретные данные, содержащиеся
в работе или группе работ, на которые делается ссылка (методика, результаты,
выводы). Простое упоминание статей, относящихся к теме, без краткого
описания и анализа не принесет пользы в обретении опыта. Если в обзоре
делается ссылка на монографию, которая, как правило, содержит сведения
по целому комплексу исследований, то необходимо указать, какое
конкретное исследование из рассмотренных в этой монографии имеет в виду
автор обзора, и сделать его описание и анализ.
В обзоре рассматриваются публикации-первоисточники, т.е. работы,
написанные самими исполнителями. Ссылаться на публикации, в которых
дается описание рассматриваемой работы, сделанное не ее исполнителем, а
другим лицом (например, на описания работы в учебниках, обзорах, авторы
которых не были ее исполнителями), не допускается.
В заключении к каждому разделу обзора выделяются наиболее обоснованные
в опубликованных источниках данные и методы исследования, с
помощью которых они были достигнуты. Называются неизученные или малоизученные
вопросы, поставленные, но не решенные задачи. Здесь же освещаются
выявленные в рассмотренных работах спорные положения.
После написания всех разделов обзора составляют заключение по обзору
литературы в целом по той же схеме, что и заключения по разделам,
включающее основные положения из заключений по разделам.
Далее определяются и формулируются объект и предмет исследования.
Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию
и избранное для изучения. Предмет исследования – это информация об
объекте исследования.
От доказательства актуальности выбранной темы, обзора литературных
источников и определения объекта и предмета исследования логично
перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать
на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой
целью. Формулированию цели исследования должно быть уделено самое
серьезное внимание вследствие того, что это влияет на все остальные аспекты
диссертации, в частности, на выбор метода исследования, формирование
модели и т.п.
Формулировки задач обычно делаются в форме перечисления (изучить...,
оценить..., установить..., проанализировать..., и т.п.). Эти формулировки
необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание
9
Стр.9
их решения должно составить содержание разделов диссертационной работы.
Это важно также и потому, что заголовки таких разделов синтезируются
именно из формулировок задач намечаемого исследования.
Описание методики и процесса исследования – основная часть диссертационной
работы, в которой освещаются методика и техника исследования
с использованием существующих нормативных документов, регламентирующих
проведение инженерно-геологических работ.
Обсуждение результатов исследования имеет целью дать коллективный
отзыв и предварительную оценку их теоретической и практической
ценности и может проводиться на научных семинарах или заседаниях кафедры.
Диссертационная
работа заканчивается заключением, которое содержит
то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты
проведенного диссертационного исследования и выполненной магистерской
диссертации. Как и всякое заключение, эта часть диссертации
играет итоговую роль, обусловленную логикой проведения исследования,
которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации.
Итоговый синтез – последовательное, логически стройное изложение
полученных результатов и их соотношение с общей целью и конкретными
задачами, поставленными и сформулированными во введении. В
заключительной части обозначаются задачи и направления дальнейших исследований.
3.2.
Рекомендации по подготовке магистерской диссертации
Язык и стиль диссертации
Поскольку диссертация – это, прежде всего квалификационная работа,
ее языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание.
Материал разделов диссертации следует излагать сжато и в строгой
последовательности. Это находит свое выражение во всей системе речевых
средств. Научное изложение состоит главным образом из рассуждений, целью
которых является доказательство истин, выявленных в результате исследования
фактов действительности.
Для научного текста характерным является смысловая законченность,
целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических
связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи,
указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде
всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения
(однако, между тем, тем не менее), причинно-следственные отношения
(следовательно, поэтому, вследствие этого, кроме того), переход от
одной мысли к другой (прежде чем перейти к ..., необходимо остановиться
10
Стр.10