1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
2018. № 11
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
ISSN 2079-8717
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2018. № 11
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Протасова Е. В.
Педагогический опыт уральских учителей в документальных источниках
личных фондов: краеведческая деятельность в 1960—1980-х годах ................................. 6
Сафронова А. М.
Первая школа Екатеринбурга (1735—1741 гг.):
учителя, программы и методы обучения ............................................................................. 12
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Оспенникова Е. В., Ильин И. В., Оспенников А. А.
Политехнизм в обучении как социальная проблема ......................................................... 19
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Герт В. А.
К со-бытийной природе взаимосвязи социальных чувств
и потребностей человека ........................................................................................................ 31
ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э., Бердникова Д. В., Борисов Г. И.
Методологические основы транспрофессионализма
субъектов техномической деятельности .............................................................................. 38
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Коротаева Е. В., Кусова М. Л.
Формирование образа Родины в художественном восприятии детей
старшего дошкольного возраста ........................................................................................... 48
Лашкова Л. Л., Якоб С. А.
Методологические основы формирования ценностного отношения
к культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста .............................. 54
Привалова С. Е.
Фонетические особенности речевого развития дошкольников
в условиях двуязычия .............................................................................................................60
Яфальян А. Ф.
Индийская сказка в эстетическом воспитании детей ........................................................ 65
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Бенин В. Л., Рябова С. В.
Проблемы учета уровня развития современной науки
при формировании содержания школьных дисциплин
(на примере предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России») ......................................... 72
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Белоконь О. В.
Оценка качества среднего профессионального образования
с точки зрения студентов и родителей ................................................................................ 80
Быкова Р. А., Злоказов К. В.
Разработка показателей и критериев оценки компетентности
специалистов на основе мнения представителей работодателя ...................................... 87
Жукова Н. В., Валиева Т. В.
Антикоррупционная устойчивость личности студента
как субъекта личной и профессиональной культуры ........................................................ 94
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 11
5
Забоева М. А., Каратаева Н. А.
Влияние жизнестойкости личности на профессиональную идентичность
будущих педагогов дошкольного образования ................................................................ 103
Ковалева А. Г., Анчугова О. В., Зарифуллина Д. П., Курманова Д. И., Ткачева М. В.
Система иноязычного лингвистического образования
для неязыковых направлений подготовки в вузе
с использованием информационных технологий ............................................................ 108
Плешакова А. Ю.
Перспективы развития дуальной системы образования ФРГ
в условиях глобализации ...................................................................................................... 116
Смирнов А. В.
Социальная включенность личности и ее связь с уровнем проявлений
профессионально важных качеств руководителя ............................................................ 124
Фу Цзяо, Лу Цяоци
Краткий анализ курса интенсивного чтения — сравнение методик
интенсивного чтения на подготовительных курсах в России
с преподаванием на курсах русского языка для начинающих в Китае ......................... 132
Ширшов В. Д., Романова И. Н.
Эстетические традиции в Государственной противопожарной службе
МЧС России ............................................................................................................................ 138
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Матвеева Л. В., Новоселов С. А., Тагильцева Н. Г.
Развитие аналитических умений у бакалавров направления
«Педагогическое образование» в процессе подготовки
к реализации полихудожественного подхода ................................................................... 144
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Мирзамамедова Г. Ф.
Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов ........................................ 152
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Матвеева Л. В., Газизова И. А.
Формирование у школьников регулятивных универсальных
учебных действий в процессе обучения игре
на струнно-щипковых музыкальных инструментах (первый год обучения) ............... 157
РЕЦЕНЗИИ
Рыльская Е. А.
Личность в социальном управлении организациями
и образовательными системами (теоретико-эмпирические исследования) ............... 164
Информация для авторов ................................................................................................................ 168
Стр.5