1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В РОССИИ
ISSN 2079-8717
2018. № 9
Журнал издается с 2007 года
Научное издание
ФГБОУ ВО
«Уральский
государственный
педагогический
университет»
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере массовых
коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Свидетельство о регистрации
ПИ № ФС 77-35570
от 04.03.2009
Зарегистрирован Международным центром стандартной нумерации
сериальных изданий (International Standart Serial Numbering – ISSN)
с присвоением международного стандартного номера
ISSN 2079-8717
от 27.05.2010
Материалы журнала размещаются на сайте научных журналов
Уральского государственного педагогического университета:
journals.uspu.ru
Материалы журнала размещаются на платформе
Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ) Российской универсальной научной электронной библиотеки,
id=30801
Журнал включен в базу данных European Reference Index for the Humanities
(ERIH PLUS), id 486677.
Включен в Объединенный каталог «Пресса России».
Подписку можно оформить в любом почтовом отделении России.
ИНДЕКС 81954
Включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов
и изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, Решением
Президиума Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего
образования РФ.
Стр.1
2
доктор педагогических наук, профессор
А. П. УСОЛЬЦЕВ
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
главный редактор
кандидат филологических наук И. С. ПИРОЖКОВА
заведующий отделом перевода
кандидат педагогических наук, доцент,
Министр общего и профессионального
образования Свердловской области
Ю. И. БИКТУГАНОВ (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Н. Н. ВАСЯГИНА
доктор педагогических наук, профессор Л. В. ВОРОНИНА
доктор педагогических наук, профессор
А. Г. ГЕЙН
Н. Н. ДАВЫДОВА
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Ю. Н. ГАЛАГУЗОВА (Екатеринбург, Россия)
кандидат технических наук, доцент
доктор педагогических наук, профессор В. А. ДАЛИНГЕР
Э. Ф. ЗЕЕР
доктор психологических наук,
профессор, член-корреспондент РАО
доктор педагогических наук, профессор Б. М. ИГОШЕВ
доктор наук
доктор педагогических наук, профессор
доктор филологических наук, профессор М. Л. КУСОВА
кандидат педагогических наук
ЛИ МИНЬ
Г. Т. КЛИНКОВ
Е. В. КОРОТАЕВА
(Екатеринбург, Россия)
(Омск, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Пловдив, Болгария)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Чанчунь, Китай)
доктор педагогических наук, профессор И. Г. ЛИПАТНИКОВА (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор С. А. МИНЮРОВА
доктор педагогических наук, профессор М. А. МОСИНА
доктор педагогических наук, профессор
(Екатеринбург, Россия)
(Пермь, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. С. ПУРЫШЕВА
доктор педагогических наук, профессор Ф. Д. РАССКАЗОВ
доктор педагогических наук, профессор Н. Н. СЕРГЕЕВА
доктор педагогических наук, профессор А. А. СИМОНОВА
Е. В. ОСПЕННИКОВА (Пермь, Россия)
(Москва, Россия)
(Сургут, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Б. Е. СТАРИЧЕНКО (Екатеринбург, Россия)
доктор психологических наук, профессор Э. Э. СЫМАНЮК
(Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук, профессор Н. Г. ТАГИЛЬЦЕВА (Екатеринбург, Россия)
доктор педагогических наук
Л. ЦВЕТАНОВАЧУРУКОВА
доктор
наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ЦИНЬ ХЭ
Т. Н. ШАМАЛО
Е. А. ЮГОВА
(Чанчунь, Китай)
(Екатеринбург, Россия)
(Екатеринбург, Россия)
(Благоевград, Болгария)
Стр.2
3
Ural State Pedagogical University
PEDAGOGICAL EDUCATION
IN RUSSIA
2018. № 9
EDITORIAL BOARD:
Doctor of Pedagogy, Professor
A. P. USOLTSEV
Editor-in-Chief
Candidate of Philology, I. S. PIROZHKOVA
Head of Translation Department
Candidate of Pedagogy, Associate Professor,
Minister of General and Professional
Education of Sverdlovsk Oblast
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Candidate of Technical Sciences,
Associate Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor,
Corresponding Member of the Russian
Academy of Education
Doctor of Pedagogy, Professor
PhD
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Philology, Professor
Candidate of Pedagogy
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Psychology, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy
PhD, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
Doctor of Pedagogy, Professor
YU. I. BIKTUGANOV (Ekaterinburg, Russia)
N. N. VASYAGINA
L. V. VORONINA
N. N. DAVYDOVA
V. A. DALINGER
E. F. ZEER
B. М. IGOSHEV
G. T. KLINKOV
E. V. KOROTAEVA
М. L. KUSOVA
LI MIHN
I. G. LIPATNIKOVA
S. A. MINIUROVA
M. A. MOSINA
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
YU. N. GALAGUZOVA (Ekaterinburg, Russia)
A. G. GEIN
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Omsk, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Plovdiv, Bulgaria)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Perm, Russia)
E. V. OSPENNIKOVA (Perm, Russia)
N. S. PURYSHEVA
F. D. RASSKAZOV
N. N. SERGEEVA
A. A. SIMONOVA
(Moscow, Russia)
(Surgut, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
B. E. STARICHENKO (Ekaterinburg, Russia)
E. E. SYMANIUK
N. G. TAGILTSEVA
L. TSVETANOVACHURUKOVA
QIN
HE
T. N. SHAMALO
E. A. YUGOVA
(Changchun, China)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Ekaterinburg, Russia)
(Blagoevgrad, Bulgaria)
Стр.3
4
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Долженко Р. А., Сальцев А. А.
Новые направления развития наставничества в РФ ......................................................... 6
Корзенникова И. Н.
Особенности процесса формирования межкультурной коммуникативной
компетенции ......................................................................................................................... 13
Набойченко Е. С.
Формирование нравственно-патриотических качеств у студентов ............................... 25
Пашкова А. Д.
Проблемы национальной системы образования в зеркале американского
медиадискурса ...................................................................................................................... 33
УПРАВЛЕНИЕ И ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Блинова О. А., Бедрина Е. В., Сабирова Е. С.
Организация методической работы в детском саду как инструмент управления
кадровым потенциалом персонала дошкольного кадрового учреждения ................... 38
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Карапетян Л. В., Глотова Г. А.
Особенности эмоционально-личностного благополучия педагогов ............................ 44
Садовникова Т. Ю., Карабанова О. А., Бурменская Г. В.,
Захарова Е. И., Алмазова О. В., Долгих А. Г., Молчанов С. В.
Детско-родительские отношения как условие формирования отношения
к родительской позиции матери у девушек в период вхождения во взрослость ......... 52
ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Безрукова О. А., Кусова М. Л., Ускова О. А.
Обучение русскому языку в начальной школе: к проблеме соответствия
содержания обучения ФГОС НОО (на примере образовательной программы
«Начальная школа XXI века») ........................................................................................... 62
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Основина Т. Ю.
Матричный подход в проектировании компетентностного развития
студента, обучающегося по направлению подготовки «Управление
персоналом организации» ................................................................................................. 68
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Коротаева Е. В., Андрюнина А. С.
О сопровождении в процессе профессионального становления педагогов ................. 74
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Водяха С. А., Водяха Ю. Е.
Особенности математической тревожности у креативных школьников ..................... 80
Ершова И. А., Морозова Н. Э., Садкина Т. М.
Исследование связи самооценки и стрессоустойчивости подростков с их
представлениями о родительском отношении ................................................................ 86
Зеер Э. Ф., Ларионова С. В.
Психологические особенности саморегуляции курсантов образовательных
организаций деонтологического типа .............................................................................. 92
Стр.4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 9
5
Любякин А. А., Бердюгина О. Г., Дубинина Н. О.
Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности
у студентов ........................................................................................................................... 101
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Брызгалова С. О., Сазонов Н. И., Сазонова С. Л., Энгин Ю. В.
Реабилитация и абилитация инвалидов в процессе физкультурно-оздоровительной
деятельности в муниципальном образовании ............................................................... 108
Максимова Н. А.
Инклюзивное образование в России: история, состояние и риски .............................. 113
Токарская Л. В., Тенкачева Т. Р., Григорьева Д. И.
Исследование жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи ............ 121
Филютина Т. Н.
Развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников в условиях инклюзивного
образования ......................................................................................................................... 131
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Лисовская А. И., Овчинникова Л. П., Михелькевич В. Н.
Алгоритм выбора тематики творческих проектов учащихся в учреждениях
дополнительного образования ......................................................................................... 138
РЕЦЕНЗИИ
Дорохова Т. С.
Воспитательная система А. С. Макаренко в контексте перспектив
развития современного российского образования (о результатах
юбилейной конференции) ................................................................................................ 144
Соколова О. Л., Каримова Г. А.
Согласование глагольных форм французского языка в профессиональной
подготовке будущих учителей и переводчиков .............................................................. 151
Информация для авторов ............................................................................................................ 156
Стр.5