Philological sciences УДК 82-94 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.29.20 Э. И. Коптева, Омский государственный педагогический университет СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕЙЗАЖА В ПОЭТИКЕ КНИГИ И. А. <...> В данной работе впервые проанализированы особенности поэтики повествования, в частности роль пейзажа в создании эпической образности книги. <...> Жанрово-стилевое своеобразие произведения представлено как синтез национального мирообраза. <...> Мы, может быть, последние путешественники, в смысле аргонавтов <.> тут предстоит объехать весь мир и рассказать об этом так, чтоб слушали рассказ без скуки, без нетерпения. <...> Автор создаёт иронический взгляд, осознавая, как сложно творить новую форму, да и нужно ли. <...> Между тем, во время путешествия и после него автор постоянно размышляет, какую форму выбрать для самого рассказа, о чём свидетельствуют многочисленные фрагменты авторефлексии, сохранившиеся в книге. <...> Часто чужие земли, океан, природа противопоставлены русскому климату и пейзажу, причём это сопоставление может выполнять двоякую роль: чужое изображается как чуждое, не привлекающее внимания, или, наоборот, выделяется уникальность чужого мира. <...> Так или иначе, все эпизоды, бытовые описания, подробности социально-исторической жизни, портретные характеристики и прочие даны в сопоставлении. <...> С этой особенностью связана структура повествования: взгляд, эмоция, первоначальные впечатления сменяются воспоминанием и аналитическим размышлением. <...> Далекое (родина, русский пейзаж, дом) становится уникальным, ценным, укрупняется именно потому, что с ним связан сам рассказчик; эта ценностная связь сильнее по мере отдаления, она словно обновляется и поверяется всеми новыми переживаниями. <...> Единство мироздания рассказчик ощущает в этом родном чувстве близости моря, Финского залива, голубого неба. <...> Описание конкретно, и в то же время синекдоха (дерево, цветок, животное) ещё сильнее обобщает и укрупняет связь «я» и целого, переводя личные впечатления в лирическое <...>