Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Биомедицинская этика: старые проблемы - новые альтернативы: сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016

0   0
АвторыЕрохина Людмила Дмитриевна
ИздательствоВладивосток ВГУЭС
Страниц149
ID633138
АннотацияСборник включает статьи специалистов, исследующих новые проблемы биомедицинской этики, возникающих в условиях переосмысления роли новых технологий в медицине. Авторы предлагают новые подходы к определению статуса биомедицинской этики, ее роли в подготовке врача и формированию междисциплинарных связей биомедицинской этики с философией, социологией, антропологией, культурологией, юриспруденцией и другими дисциплинами. Сборник может быть интересен преподавателям медицинских вузов, врачам, юристам, социологам.
УДК614.253(082)
Биомедицинская этика: старые проблемы - новые альтернативы: сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 / ред. Л.Д. Ерохина .— : Владивосток ВГУЭС, 2016 .— 149 с. — URL: https://rucont.ru/efd/633138 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА старые проблемы - новые альтернативы БИОМ старые проблемы - новые альтернативы Сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 Выпуск 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Минздрава Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: старые проблемы - новые альтернативы Сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 Выпуск 1 Владивосток Издательство ВГУЭС 2016 УДК 614.253(082) ББК 87.715.1 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Л.В. Транковская, д-р мед. наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе ГБОУ ВО Минздрава РФ Тихоокеанский государственный медицинский университет С.Е. Ячин, д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой философии Школы гуманитарных наук Дальневосточного Федерального университета Б53 Биомедицинская этика : старые проблемы - новые альтернативы [Текст] : сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 / отв. ред. <...> Сборник может быть интересен преподавателям медицинских вузов, врачам, юристам, социологам. <...> ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ. <...> СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЭТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ. <...> ОСОБЕННОСТИ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ОНКОЛОГИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОГНОЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ. <...> МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ. <...> КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ. <...> РОЛЬ РИТОРИКИ <...>
Биомедицинская_этика_старые_проблемы_-_новые_альтернативы_сборник_статей_по_материалам_«круглого_стола»_XIII_Тихоокеанского_Медицинского_конгресса_с_международным_участием_Владивосток,_14-15_сентября_2016.pdf
БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА старые проблемы - новые альтернативы БИОМ старые проблемы - новые альтернативы Сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 Выпуск 1
Стр.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Минздрава Российской Федерации Тихоокеанский государственный медицинский университет БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА: старые проблемы - новые альтернативы Сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 Выпуск 1 Владивосток Издательство ВГУЭС 2016
Стр.2
УДК 614.253(082) ББК 87.715.1 Издано по рекомендации редакционно-издательского совета Тихоокеанского государственного медицинского университета Рецензенты: Л.В. Транковская, д-р мед. наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе ГБОУ ВО Минздрава РФ Тихоокеанский государственный медицинский университет С.Е. Ячин, д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой философии Школы гуманитарных наук Дальневосточного Федерального университета Б53 Биомедицинская этика : старые проблемы - новые альтернативы [Текст] : сборник статей по материалам «круглого стола» XIII Тихоокеанского Медицинского конгресса с международным участием Владивосток, 14-15 сентября 2016 / отв. ред. Л.Д. Ерохина]. -Владивосток: Изд-во ВГУЭС 2016. - 148 с. Сборник включает статьи специалистов, исследующих новые проблемы биомедицинской этики, возникающих в условиях переосмысления роли новых технологий в медицине. Авторы предлагают новые подходы к определению статуса биомедицинской этики, ее роли в подготовке врача и формированию междисциплинарных связей биомедицинской этики с философией, социологией, антропологией, культурологией, юриспруденцией и другими дисциплинами. Сборник может быть интересен преподавателям медицинских вузов, врачам, юристам, социологам. УДК 614.253(082) ББК 87.715.1 © Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, оформление, 2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ................................................................................................. 5 Глушненкова Л.Т. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К БИОЭТИКЕ КАК ИСТОЧНИКУ ПРАВА.............................................................5 Коваленко С.В. ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОСТИ В СИСТЕМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ.........................................................13 Приходько НЮ. ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ...............................................................................21 Трифонова Г.А. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЭТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ АСПЕКТОВ РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ..................................................................................... 28 Гончаров А.В. ОСОБЕННОСТИ БИОЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В ОНКОЛОГИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОГНОЗА ЗАБОЛЕВАНИЯ...............................................................................46 Раздел II. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.................................................59 Супрунова Е.П. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА» В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ.................................59 Ерохина Л.Д. КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ.............................................................................................70 Гринько ЕЛ . РОЛЬ РИТОРИКИ В ФОРМИРОВАНИИ УМЕНИЯ ОБДУМЫВАТЬ И ОБСУЖДАТЬ ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ............................. 76 Ерохин А .К. ЗАМЕНЯЕТ ЛИ МЕТОД CASE-STUDY РЕАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА?...................................86 Красножон ГА . ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3
Стр.4
СОЦИОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ.................................................................................................94 Грекова В.В. КЛОНИРОВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ СТУДЕНЧЕСКОЙ ДИСКУССИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ....................................................100 Раздел III. РЕПРЕЗЕНТАЦИИ БИОМЕДИЦИНСКИХ ПРОБЛЕМ В КУЛЬТУРЕ......................................................... 105 Геец Н.Ф. КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БИОМЕДИЦИНЕ....................................................................... 105 Урядова В.В. СИНТЕЗ РЕЛИГИОЗНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ В ТРУДАХ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО................................................................111 Салионов А.Е. ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПСИХИАТРИИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ....................................................................................... 119 Мамарасулов А .Р. НЕПРЕОДОЛИМОСТЬ ПРОТИВОРЕЧИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЕВГЕНИКИ......................................... 131 Сазонова Л А. ПРОБЛЕМА СУИЦИДА И КУЛЬТА СМЕРТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ (СОЦИАЛЬНОФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)........................................................ 140
Стр.5
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ УДК 17+340.14 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К БИОЭТИКЕ КАК ИСТОЧНИКУ ПРАВА J1.T. Глушненкова доцент Дальневосточный федеральный университет Владивосток Аннотация. В статье рассматривается биоэтика как наука о морали и нравственности в сфере живой природы и как основание для формирования норм права. Ключевые понятия: биоэтика, медицинское право, биоюриспруденция. BIOETHICS AS SOURCEOF LAW L.T. Glushnenkova Associate Professor Far Eastern Federal University Vladivostok Abstract. The article deals with bioethics as a science of morality and ethics in the sphere of wildlife and as a basis for the formulation of the law. Keywords: bioethics, medical law, biojurisprudence. Этика - наука о морали и нравственности. При этом мораль и нравственность не выступают как синонимы. Мораль - совокупность ценностей добра и зла и соответствующих им форм сознания. Нравственность - сфера реальных отношений и поведения, взятых в их межчеловеческом содержании. По 5
Стр.6
П.Е. Матвееву, система моральных ценностей представляется как иерархия, в основании которой находятся фундаментальные ценности добра - бытие, единство и единственность. Всякое бытие, всякое существование, всякая жизнь есть благо. Единственность характеризует уникальность, неповторимость всего существующего. «Единство есть у всех форм сущего, когда неживая природа не отрицает, а порождает живую природу и предстает фактором ее существования, содержит в себе возможности ее развития, равно как живая природа служит фактором существования социальной природы» [2]. Фундаментальные ценности добра раскрываются в систему базисных ценностей добра, характерных для определенных сфер бытия. Биоэтика - часть этики, наука о морали и нравственности в сфере живой природы, базисными моральными ценностями добра которой являются жизнь, личность, единство. В.Р. Поттер, вводя в 1970 г. понятие биоэтики, определял ее как область исследований, призванную соединить биологические науки с этикой во имя решения в длительной перспективе задачи выживания человека как биологического вида при обеспечении достойного качества его жизни. Главная идея В.Р. Поттера- объединение биологии с гуманитарным знанием, формирование глобальной общечеловеческой морали в сфере всего живого на планете. Нормы общечеловеческой морали наиболее полно представлены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Естественно, во Всеобщей декларации не отражены те проблемы, с которыми человечество столкнулось в последнее время. Выдающиеся открытия в биологии и генетике, связанные с изменением геномов живых организмов, клонированием живых организмов, искусственным оплодотворением, успехи трансплантологии - это и многое другое существенным образом влияет на жизнь, как отдельного человека, так и на общество в целом и требует оценки с позиции моральных ценностей добра. Необходимо создание нового всеобъемлющего документа, расширяющего рамки общечеловеческой морали на отношения человека и природы. Биоэтика включает теоретический и практический аспекты. Теоретический аспект подразумевает осмысление природы 6
Стр.7
человека и его отношения к биологическому и физическому миру. Практический - регулирование человеческих отношений различных субъектов в сферах медицинской и биологической науки и практики: врач-пациент, донор- реципиент, государство - гражданин, государство - хозяйствующий субъект, медицинское учреждение - гражданин. А. Мустафаева и В. Мамедов определяют биоэтику как область междисциплинарных исследований: этических, медицинских, биологических, юридических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в повседневную жизнь каждого человека. К биоэтическим, в широком смысле, они относят моральные и философские проблемы новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на людях и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов (в том числе с ограниченной компетентностью - детей или психических больных); выработки дефиниции (определения) смерти, самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной и насильственной); отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики (включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонирования человека; манипуляции со стволовыми клетками; взаимоотношения врачей и бизнеса. В узком смысле понятие «биоэтика» обозначается ими как круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента [3]. Эти отношения могут и должны регулироваться государством, но только после того, как перечисленные выше реалии оценены обществом с позиций добра и зла. Осмысление проблем биоэтики с точки зрения общечеловеческой морали выполнено профессором Х.Т. Энгельгардтом в труде «Основания христианской биоэтики», в котором он резко противопоставляет традиционную христианскую этику светскому подходу к морали. Х.Т. Энгельгардт утверждает, что в современном западном обществе отсутствует обязательная содержательная общест7
Стр.8
венная мораль. Оно является «либертарианским», поскольку его члены принадлежат различным сообществам с различными моральными нормами, и регулирование отношений в таком обществе осуществляется на основе добровольного согласия и учета взаимных интересов. Иначе говоря, в либертарианском обществе могут функционировать параллельные медицинские структуры, руководствующиеся разными биоэтическими принципами. В настоящее время либертарианское общество постепенно трансформируется в либеральное, в котором моральная ценность «свобода личности» становится абсолютно приоритетной и невозможно сформулировать общие моральные принципы. Либеральная мораль провозглашает человека свободным от «оков» любой традиции, считая отсутствие желания следовать этосу автономности признаком ложного сознания. Для здравоохранения утверждение свободы как высшей ценности означает свободное предоставление медицинских средств для реалиизации жизненных планов: искусственной репродукции с участием третьей стороны для гомосексуальных пар, абортов и эвтаназии и т.д. И главной нравственной признается позиция не использовать других без их разрешения [4]. Если человек сам для себя является высшим нравственным судьей (имманентный подход), то какова мотивация его нравственного поведения? По Энгельгардту неизбежен конфликт между долгом и выгодой, между личными и общественными интересами. Х.Т. Энгельгардт приводит примеры вопросов, на которые светская этика однозначного ответа не дает. Допустимо ли насилие над немногими людьми с целью получения научных результатов, которые помогут многим? Как соотнести вред от совершенного насилия с пользой полученного знания? Может ли врач солгать пациенту ради его пользы? Долг врача говорить правду, но если это знание подтолкнет пациента к необдуманным действиям? Проблема моральной философии вне христианства заключается в том, что сам философ обременен страстями и не видит перед глазами подлинного идеала нравственности. Х.Т. Энгельгардт сформулировал принципы христианской биоэтики в отношении пола и деторождения, страдания, болезни, умирания и смерти [4]. Его книга «Основания христианской биоэтики» - попытка изложить полномасштабное вве
Стр.9
дение в биомедицинскую этику, основанную на православном вероучении. Многие исследователи включают правовые вопросы в предмет биоэтики. С этим нельзя согласиться хотя бы потому, что мораль - это сфера сознания. Конечно, все законы когда-то были нормами морали, но не все моральные нормы оформляются законодательно. Детально взаимоотношение биоэтики и медицинского права с точки зрения изучения в медицинских вузах рассмотрены в работе Н.Н. Седовой. Она отмечает, что теоретическая биоэтика развивается гораздо медленнее практической. Именно это отставание философского осмысления проблем заставляет в решении практических вопросов в биоэтике обращаться к другим теоретическим источникам: праву, социологии, теории религии, политологии, экономике. Возникает опасность дефрагментации философских основ и редукции теоретической биоэтики. Часто в научной и медицинской практике нормы и оценки приходят в противоречие, приводящее к тому, что оценивается результат без оценки мотива. Этика как теория морали коррелирует с теорией права, но теоретическая биоэтика имеет самостоятельное отношение к теории права [6]. Прикладная биоэтика безусловно нуждается в правовом регулировании. Постепенно принципы биоэтики воплощаются в нормы права, но до сих пор проблема неинституциональности морали в противопоставлении институциональному праву является предметом научного обсуждения. Принципиально другую позицию занимают В.П. Сальников и С.Г. Стеценко. В статье «Биоюриспруденция: проблема отграничения от схожих правовых конструкций» особое внимание уделено вопросам отграничения биоюриспруденции от философской антропологии, общей теории прав человека, медицинского права и биоэтики. Термин «биоюриспруденция», введенный в научный оборот в 2008 г. Р. Токарчиком, профессором Люблинского университета им. Марии Кюри-Складовской, авторами статьи определяется как новое научноправовое направление, в основе которого лежит восприятие жизни человека в качестве наивысшей биосоциальной ценности, целью которого является обеспечение и защита правовыми 9
Стр.10