Горшунов МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ЯРЛЫКИ АНГЛОГОВОРЯЩЕГО СООБЩЕСТВА Учебное пособие Москва 2015 УДК 43(075) ББК 81.2. <...> Англ-923 Г70 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Авторы: Горшунова Елизавета Юрьевна, Горшунов Юрий Владимирович. <...> Г70 Межкультурная коммуникация и этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего сообщества: учебное пособие. <...> Акцент сделан на стереотипы и ярлыки американского социума. <...> Учебное издание Горшунова Елизавета Юрьевна, Горшунов Юрий Владимирович МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ И ЯРЛЫКИ АНГЛОГОВОРЯЩЕГО СООБЩЕСТВА Учебное пособие Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел. <...> Акцент сделан на стереотипы и ярлыки американского социума. <...> В главе I «Дифференциация современного общества и проблемы ассимиляции и интеграции иммигрантских этнических групп» представлены различные демографические концепции (например, американская концепция «плавильного котла», концепция «мозаики», концепция культурного многообразия, французская социальная модель «полной интеграции»). <...> 4 От авторов В главе II «Социальные национальные, расовые и этнические стереотипы в массовом сознании» представлена в кратком изложении история изучения стереотипов в зарубежной и отечественной науке, типология стереотипов с акцентом на авто- и гетеростереотипы, описаны функции стереотипов, выделяемые психологами и этнопсихологами. <...> Наиболее интересна для слушателей спецкурса «Межкультурная коммуникация и этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего сообщества» глава III «Языковая материализация этнических стереотипов». <...> На примере единиц рифмованного сленга (РС) рассмотрены некоторые неявные формы расистского и этнического оскорбления по отношению к евреям, чернокожим и азиатам. <...> Они могут не восприниматься как оскорбительные <...>
Межкультурная_коммуникация_и_этнические_стереотипы_и_ярлыки_англоговорящего_сообщества.pdf
ББК 8УДК 43(075)
Г701.2.Англ-923
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
ГАвторы:оршунова Елизавета Юрьевна, Горшунов Юрий Владимирович.
кафедрой английского языка БГПУ им. М. Акмуллы (г. Уфа);
Г70
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
Рецензенты:
каСалават Жавдатович Нухов — доктор филологических наук, профессор, заведующий
кафедра английского языка и методики преподавания БФ БашГУ (заведующий
федрой – кандидат филологических наук, доцент Елена Александровна Бобкова).
Межкультурная коммуникация и этнические стереотипы и ярлыки англоговорящего
сообщества: учебное пособие. — Москва : Проспект, 2015. – 112 с.
ISBN 978-5-392-18095-0
Учебное пособие посвящено актуальным социальным, культурным и социокультурным
проблемам современного англоговорящего сообщества, связанным с осознанным
и неосознанным, нередко спонтанным использованием в речевом общении
многообразных этнических стереотипов и ярлыков, которые бытуют в массовом сознании
представителей англоязычного мира. Акцент сделан на стереотипы и ярлыки
американского социума. Авторы стремились представить их в многообразии форм и
контекстов использования в процессе коммуникации.
УДК 43(075)
ББК 81.2.Англ-923
Издательство не несет ответственности за достоверность, полноту и актуальность
содержания произведения. Из содержания этого произведения не могут вытекать
никакие правовые притязания к Издательству.
Учебное издание
Горшунова Елизавета Юрьевна,
Горшунов Юрий Владимирович
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, ЭТНИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
И ЯРЛЫКИ АНГЛОГОВОРЯЩЕГО СООБЩЕСТВА
Учебное пособие
Печать офсетная. Печ. л. 7,0. Тираж 500 (1-й завод 50) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 17.02.2015. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-18095-0
© Горшунова Е. Ю., Горшунов Ю. В., 2015
© РАНХиГС, 2015
© ООО «Проспект», 2015
Стр.2
Оглавление
От авторов ............................................... 3
Введение................................................. 5
Глава I. Расслоение современного общества
и проблемы ассимиляции и интеграции
иммигрантских этнических групп ........................... 9
1.1. Американская концепция «плавильного котла».
1.2. Концепция «мозаики» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Демографическая ситуация в стране и перспективы
1.3. демографического развития США...................... 12
Концепция культурного многообразия и британское
общество. Несостоятельность мультикультурной
1.4. политики в Великобритании .......................... 14
Французская социальная модель
«полной интеграции» в свете этнических волнений
2005 г. и последующих событий ........................ 25
Глава II. Социальные национальные, расовые
2.1. и этнические стереотипы в массовом сознании ............... 30
2.5. как разновидность стереотипа социального ............. 39
2.2. Понятие стереотипа .................................. 30
2.3. Роль и функции стереотипов........................... 33
2.4. Механизм и функции стереотипизации ................. 37
Этнические стереотипы
Автостереотипы и гетеростереотипы англичан.
Английский национальный характер ................... 49
Глава III. Языковая материализация
3.1. этнических стереотипов .................................. 54
Этнический ярлык и смежные понятия ................. 54
3.1.1. Основания типичных этнических стереотипов.
3.1.2. Объекты стереотипизации......................... 55
Внешность человека как основа стереотипов......... 57
Стр.109
110
Оглавление
3.1.3. Цвет кожи и этнические ярлыки.................... 58
3.1.4. Этнические прозвища, мотивированные
и природно-ландшафтными, климатическими
иными природными признаками ................. 63
3.1.5. Этнические прозвища, мотивированные
типичной трудовой или хозяйственной
3.1.6. деятельностью этноса............................. 66
Этнические ярлыки на основе национально
окрашенных предметов быта и культуры
3.1.7. (типичных артефактов культуры)................... 67
Гастрономические символы наций и народов,
лежащие в основе национальных и этнических
прозвищ ........................................ 69
3.2. Неявные формы расового и этнического
оскорбления (на примере этнических ярлыков
рифмованного сленга) ................................ 72
3.2.1. Этнические ярлыки рифмованного сленга
3.2.2. по отношению к евреям ........................... 75
Неявные формы расовых и этнических ярлыков
для азиатов
Этнические ярлыки рифмованного сленга
3.2.3. по отношению к чернокожим людям ................ 76
(на примере рифмованного сленга) ................. 78
3.3. Этнические ярлыки в речи детей и подростков . . . . . . . . . . . 80
3.4. Стереотипы и межкультурная коммуникация:
условия и контексты употребления этнических
в стереотипов и ярлыков. Роль СМИ
распространении стереотипов и ярлыков .............. 85
3.5. Этнические анекдоты и шутки ......................... 92
3.6. Этнические прозвища и этнополитика .................. 94
Заключение ............................................. 98
Библиография .......................................... 101
Стр.110