Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499493)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Психология и педагогика (1800,00 руб.)

0   0
Первый авторКравченко А. И.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц400
ID632712
АннотацияВ учебнике представлены основные темы и разделы курса «Психология и педагогика». Рассмотрены проблемы личности в различных образовательных моделях, организация педагогической деятельности, чувственное и рациональное познание, общее и индивидуальное в психике. Изложение материала носит системный, логический и четко структурированный характер. Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.
Кому рекомендованоДля студентов, преподавателей высших учебных заведений и всех интересующихся вопросами психолого-педагогической практики.
ISBN978-5-392-01798-0
УДК[159.9+37.012.77](075.8)
ББК88я73+74.00я73
Кравченко, А.И. Психология и педагогика : учебник / А.И. Кравченко .— М. : Проспект, 2011 .— 400 с. : ил. — ISBN 978-5-392-01798-0

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социологи — вот та аудитория и потребители научных знаний, на которых ориенти ровано настоящее издание. <...> Не зная основ социальной психологии, социолог никогда не поймет процессы, происходящие в малой группе, находятся ли эти группы в учебной аудитории, бизнесе и производстве, молодежной субкультуре. <...> 1 РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Глава 1 СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Система психологического знания включает предмет, объект и методы исследования, а также совокупность теоретических кон цепций и эмпирических открытий, совершенных в течение послед них 150 лет во всех отраслях, школах и направлениях психологии. <...> На их пересечении постоянно возникают междисцип линарные науки, к примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психологии — экономическая психология. <...> Система психологического знания • 11 гия изучает индивида и его внутренний мир. <...> Он не специалист в этой сфере, хотя психологические знания ему ох как нужны. <...> Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее ро дители. <...> Система психологического знания • 13 казывает, какие объективные параметры лежат в основе психоло гопедагогических закономерностей, например как связана дина мика работы нервной системы с индивидуальными особенностями. <...> Помимо отраслей, в каждой науке выделяют универсальные те матические блоки, представляющие фундаментальные категории данной дисциплины, скажем, память, мышление и эмоции в психологии, которые присутствуют и на которые опираются ученые в каждой отрасли. <...> В психологии к общетеоретическим относятся такие понятия, как: психика, сознание, личность, познавательные и психические процессы, память, восприятие, мышление, эмоции, мотивация и потребности и др. <...> Система психологического знания • 15 ные тесты» (анализ особенностей телосложения, мимики, жести куляции, сна, еды, формы <...>
Психология_и_педагогика.pdf
Стр.2
Стр.398
Стр.399
Стр.400
Психология_и_педагогика.pdf
Стр.2
Содержание Предисловие ........................................................................................................................................... 3 Раздел I. Основы психологии Глава 1. Система психологического знания ............................................................. 9 Предметная сфера психологии ....................................................................................... 9 Основные понятия психологии..................................................................................... 17 История психологии ..............................................................................................................25 Глава 2. Методы психологии ............................................................................................... 34 Методология вопроса ............................................................................................................ 34 Наблюдение ................................................................................................................................... 36 Эксперимент ................................................................................................................................. 38 Тестирование ............................................................................................................................... 42 Анкетирование и интервью ............................................................................................ 45 Глава 3. Развитие психики .................................................................................................. 49 Фило и антропогенез ........................................................................................................... 49 Человек: единство биологического и социального...................................... 53 Прорыв к индивидуальности ......................................................................................... 58 Онтогенез ......................................................................................................................................... 61 Социализация .............................................................................................................................. 65 Возрастные изменения человека ............................................................................... 73 Глава 4. Психика и ее структура...................................................................................... 79 Психика и Психея .................................................................................................................... 79 Мозг и психика ........................................................................................................................... 81 Человеческий мозг и культурные условности ............................................... 85 Структура и карта мозга ................................................................................................... 88 С закрытыми глазами можно видеть внутренние картины мира ............................................................................................... 93 Сознательное и подсознательное ............................................................................... 95 Семь этажей психики .........................................................................................................103 Психологический портрет личности .....................................................................108 Глава 5. Познавательные процессы ............................................................................115 Формы и ступени познания ...........................................................................................115 Ощущения ....................................................................................................................................117 Восприятие и представление ......................................................................................120 Представление и воображение ..................................................................................123
Стр.398
Содержание • 399 Внимание........................................................................................................................................125 Память и мнемические процессы ............................................................................129 Мышление и интеллект ....................................................................................................139 Как можно поумнеть? .........................................................................................................145 Глава 6. Эмоциональная сфера человека ..............................................................147 Эмоции и аффекты ...............................................................................................................147 Эмоциональное поведение учителя .......................................................................156 Чувства ............................................................................................................................................159 Психофизиологические основы эмоций.............................................................163 Эмоциональный интеллект ...........................................................................................164 Контроль эмоций и аффектов .....................................................................................169 Нужно ли сдерживать свои эмоции? ....................................................................172 Глава 7. Поведение и потребности...............................................................................175 Деятельность .............................................................................................................................. 175 Поведение......................................................................................................................................181 Мир человеческих потребностей .............................................................................184 Иерархическая теория потребностей А. Маслоу ......................................188 Динамика потребностей ...................................................................................................193 Принцип доминирования потребностей ............................................................197 Рассогласование сознания и действий ................................................................201 Глава 8. ЛИЧНОСТЬ И ЯКОНЦЕПЦИЯ .............................................................207 Человек, индивид, личность .........................................................................................207 История понятия «личность» ......................................................................................211 Психологическое понимание личности ..............................................................213 Потребность стать личностью ....................................................................................217 Яконцепция ...............................................................................................................................220 Психологическая защита ................................................................................................226 Раздел II. Педагогика и образование Глава 1. Предмет и методы педагогики .................................................................. 232 Методологическая и отраслевая специфика педагогики ...................232 Основные категории педагогики...............................................................................239 Педагогические технологии .......................................................................................... 245 Методы и практики педагогики ................................................................................249 Организационные основы учебной деятельности .....................................252 Классноурочная система ...............................................................................................255 Глава 2. Институты образования в современном обществе ................262 Образование как социальный институт ............................................................262 Система образования: организация и управление ..................................266 Образование, просвещение, грамотность .........................................................270 Глава 3. Проблемные узлы современного образования ...........................281 Деформации института образования...................................................................281
Стр.399
400 • Содержание Кризис образования .............................................................................................................287 Функциональная неграмотность и кризис чтения ...................................292 Системный кризис .................................................................................................................298 Глава 4. Воспитание и социализация........................................................................303 Исходные представления ...............................................................................................303 Вектор и характер воспитания ..................................................................................310 Нравственное воспитание...............................................................................................316 Школа как институт социализации ......................................................................322 Семья как агент социализации ..................................................................................331 Глава 5. Новые средства и методы образования ............................................342 Традиционная система образования ....................................................................342 Развивающий подход .........................................................................................................343 Интерес подростка к учебе ............................................................................................346 Обучение навыкам мышления в школе..............................................................347 Вероятностное образование.......................................................................................... 350 Метод разъяснения ценностей...................................................................................355 Город как школа ......................................................................................................................357 Метод консультативного обучения .......................................................................359 Новая образовательная программа «Street Law» .....................................361 Сопровождение развития в образовании .........................................................363 Исследовательский метод обучения .....................................................................365 Развитие образного мышления..................................................................................366 Возможности Интернета .................................................................................................368 Словарь ...................................................................................................................................................378 Литература .......................................................................................................................................... 386
Стр.400