Социологи — вот та аудитория и потребители научных знаний, на которых ориенти ровано настоящее издание. <...> Не зная основ социальной пси хологии, социолог никогда не поймет процессы, происходящие в малой группе, находятся ли эти группы в учебной аудитории, бизнесе и производстве, молодежной субкультуре. <...> 1 РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Глава 1 СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Система психологического знания включает предмет, объект и методы исследования, а также совокупность теоретических кон цепций и эмпирических открытий, совершенных в течение послед них 150 лет во всех отраслях, школах и направлениях психологии. <...> На их пересечении постоянно возникают междисцип линарные науки, к примеру на стыке социологии и антропологии появилась социальная антропология, на стыке экономики и психо логии — экономическая психология. <...> Система психологического знания • 11 гия изучает индивида и его внутренний мир. <...> Он не специалист в этой сфере, хотя психологические знания ему ох как нужны. <...> Она сформировалась на стыке социологии и психоло гии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее ро дители. <...> Система психологического знания • 13 казывает, какие объективные параметры лежат в основе психоло гопедагогических закономерностей, например как связана дина мика работы нервной системы с индивидуальными особенностями. <...> Помимо отраслей, в каждой науке выделяют универсальные те матические блоки, представляющие фундаментальные категории данной дисциплины, скажем, память, мышление и эмоции в пси хологии, которые присутствуют и на которые опираются ученые в каждой отрасли. <...> В психологии к общетеоретическим относятся такие понятия, как: психика, сознание, личность, познавательные и психические процессы, память, восприятие, мышление, эмоции, мотивация и потребности и др. <...> Система психологического знания • 15 ные тесты» (анализ особенностей телосложения, мимики, жести куляции, сна, еды, формы <...>
Психология_и_педагогика.pdf
Содержание
Предисловие ........................................................................................................................................... 3
Раздел I. Основы психологии
Глава 1. Система психологического знания ............................................................. 9
Предметная сфера психологии ....................................................................................... 9
Основные понятия психологии..................................................................................... 17
История психологии ..............................................................................................................25
Глава 2. Методы психологии ............................................................................................... 34
Методология вопроса ............................................................................................................ 34
Наблюдение ................................................................................................................................... 36
Эксперимент ................................................................................................................................. 38
Тестирование ............................................................................................................................... 42
Анкетирование и интервью ............................................................................................ 45
Глава 3. Развитие психики .................................................................................................. 49
Фило и антропогенез ........................................................................................................... 49
Человек: единство биологического и социального...................................... 53
Прорыв к индивидуальности ......................................................................................... 58
Онтогенез ......................................................................................................................................... 61
Социализация .............................................................................................................................. 65
Возрастные изменения человека ............................................................................... 73
Глава 4. Психика и ее структура...................................................................................... 79
Психика и Психея .................................................................................................................... 79
Мозг и психика ........................................................................................................................... 81
Человеческий мозг и культурные условности ............................................... 85
Структура и карта мозга ................................................................................................... 88
С закрытыми глазами можно видеть
внутренние картины мира ............................................................................................... 93
Сознательное и подсознательное ............................................................................... 95
Семь этажей психики .........................................................................................................103
Психологический портрет личности .....................................................................108
Глава 5. Познавательные процессы ............................................................................115
Формы и ступени познания ...........................................................................................115
Ощущения ....................................................................................................................................117
Восприятие и представление ......................................................................................120
Представление и воображение ..................................................................................123
Стр.398
Содержание • 399
Внимание........................................................................................................................................125
Память и мнемические процессы ............................................................................129
Мышление и интеллект ....................................................................................................139
Как можно поумнеть? .........................................................................................................145
Глава 6. Эмоциональная сфера человека ..............................................................147
Эмоции и аффекты ...............................................................................................................147
Эмоциональное поведение учителя .......................................................................156
Чувства ............................................................................................................................................159
Психофизиологические основы эмоций.............................................................163
Эмоциональный интеллект ...........................................................................................164
Контроль эмоций и аффектов .....................................................................................169
Нужно ли сдерживать свои эмоции? ....................................................................172
Глава 7. Поведение и потребности...............................................................................175
Деятельность .............................................................................................................................. 175
Поведение......................................................................................................................................181
Мир человеческих потребностей .............................................................................184
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу ......................................188
Динамика потребностей ...................................................................................................193
Принцип доминирования потребностей ............................................................197
Рассогласование сознания и действий ................................................................201
Глава 8. ЛИЧНОСТЬ И ЯКОНЦЕПЦИЯ .............................................................207
Человек, индивид, личность .........................................................................................207
История понятия «личность» ......................................................................................211
Психологическое понимание личности ..............................................................213
Потребность стать личностью ....................................................................................217
Яконцепция ...............................................................................................................................220
Психологическая защита ................................................................................................226
Раздел II. Педагогика и образование
Глава 1. Предмет и методы педагогики .................................................................. 232
Методологическая и отраслевая специфика педагогики ...................232
Основные категории педагогики...............................................................................239
Педагогические технологии .......................................................................................... 245
Методы и практики педагогики ................................................................................249
Организационные основы учебной деятельности .....................................252
Классноурочная система ...............................................................................................255
Глава 2. Институты образования в современном обществе ................262
Образование как социальный институт ............................................................262
Система образования: организация и управление ..................................266
Образование, просвещение, грамотность .........................................................270
Глава 3. Проблемные узлы современного образования ...........................281
Деформации института образования...................................................................281
Стр.399
400 • Содержание
Кризис образования .............................................................................................................287
Функциональная неграмотность и кризис чтения ...................................292
Системный кризис .................................................................................................................298
Глава 4. Воспитание и социализация........................................................................303
Исходные представления ...............................................................................................303
Вектор и характер воспитания ..................................................................................310
Нравственное воспитание...............................................................................................316
Школа как институт социализации ......................................................................322
Семья как агент социализации ..................................................................................331
Глава 5. Новые средства и методы образования ............................................342
Традиционная система образования ....................................................................342
Развивающий подход .........................................................................................................343
Интерес подростка к учебе ............................................................................................346
Обучение навыкам мышления в школе..............................................................347
Вероятностное образование.......................................................................................... 350
Метод разъяснения ценностей...................................................................................355
Город как школа ......................................................................................................................357
Метод консультативного обучения .......................................................................359
Новая образовательная программа «Street Law» .....................................361
Сопровождение развития в образовании .........................................................363
Исследовательский метод обучения .....................................................................365
Развитие образного мышления..................................................................................366
Возможности Интернета .................................................................................................368
Словарь ...................................................................................................................................................378
Литература .......................................................................................................................................... 386
Стр.400