Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 659051)
Контекстум

Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторРостова Наталья
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц432
ID632643
АннотацияВ книге впервые в научной литературе понятие «сакральное» рассмотрено как вид дискурса, сложившегося под влиянием научного бума на рубеже XIX‒XX вв. и плотно вошедшего в интеллектуальное поле современности. Автор показывает скрытые смыслы, онтологию и антропологию, присущие этому дискурсу. Вопреки обыденному восприятию термина, сакральное оказывается не тем, что указывает на присутствие Бога, но, напротив, тем, что требует отсутствия Бога, его «смерти». Через идею смерти Бога автор показывает связь философии сакрального с концепцией смерти человека и идеей постчеловека. Концепт сакрального позволяет выявить ментальный разрыв между русской и европейской культурными традициями. В отличие от европейской философской традиции, которая для описания человека использует концепт сакрального, русская традиция, напротив, строит философию человека, основываясь на идее присутствия Бога. В духе русской традиции в книге предложен проект философской антропологии под названием «человек литургический».
Кому рекомендованоКнига предназначена всем, кто интересуется проблемами философии, религии и культуры.
ISBN978-5-392-24204-7
УДК129
ББК87.6
Ростова, Н. Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека : монография / Н. Н. Ростова .— Москва : Проспект, 2017 .— 432 с. — Библиогр.: с. 411-430 .— ISBN 978-5-392-24204-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/632643 (дата обращения: 03.10.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Теолог Джон Милбанк подробно разбирает историю формирования понятий «светский» и «религия», указывая на их неадекватность подлинно христианскому мировосприятию 2 , то есть исследует язык культуры. <...> В работах этих западных мыслителей выкристаллизовывается дискурс философии сакрального, те основные посылки, которые вольно и невольно будут перениматься последователями этого дискурса. <...> Хоружий, расширенную онтологию, то есть онтологию, включающую трансцендентное измерение, то теперь наука требует нового языка, исключающего невидимое мира. <...> «Сакральное», «священное», «нуминозное» и, наконец, совсем пресное «символическое» позволяют поместить религию в план имманенции и сделать ее тем самым предметом изучения социологии, религиоведения, этнографии и других наук. <...> Коллеж социологии, существовавший во Франции в 30-е гг. <...> Теперь иррациональное человека становится обозримым и оправданным как истинная плоть социума (Дюркгейм, Батай, Годелье). <...> Среди других теоретиков сакрального Батай выделяется тем, что посредством сакрального он пытается трансгрессировать социальное. <...> Кайуа в работе «Миф и человек» прямо говорит о непрерывности природы и сознания и усматривает действие одних и тех же биологических законов в поведении богомола и возникновении представлений/мифов у человека: связь между сексуальной функцией и функцией питания приводит к тому, что самка богомола пожирает во время совокупления самца, а в человеческом мире эта связь приводит к возникновению мифов о «зубастых влагалищах», в которых остаются мужские половые органы, и других подобных представлений; общее стремление живых существ вернуться к неодушевленному состоянию материи у богомола выражается в мимикрии, а у человека — в пантеистическом мировоззрении (Кайуа Р. <...> Дискурс философии сакрального предстает как отражение самосознания научной эпохи. <...> Культурные параллели Появление дискурса философии сакрального знаменует собой <...>
Изгнание_Бога._Проблема_сакрального_в_философии_человека._Монография.pdf
УДК 129 ББК 87.6 Р78 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Рецензенты: Варава В. В. – доктор философских наук, профессор Воронежского государственного университета; Клягин С. В. – доктор философских наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета; Марков Б. В. – доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Ростова Н. Н. Р78 Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека : монография. – Москва : Проспект, 2017. – 432 с. ISBN 978-5-392-24204-7 В книге впервые в научной литературе понятие «сакральное» рассмотрено как вид дискурса, сложившегося под влиянием научного бума на рубеже XIX‒XX вв. и плотно вошедшего в интеллектуальное поле современности. Автор показывает скрытые смыслы, онтологию и антропологию, присущие этому дискурсу. Вопреки обыденному восприятию термина, сакральное оказывается не тем, что указывает на присутствие Бога, но, напротив, тем, что требует отсутствия Бога, его «смерти». Через идею смерти Бога автор показывает связь философии сакрального с концепцией смерти человека и идеей постчеловека. Концепт сакрального позволяет выявить ментальный разрыв между русской и европейской культурными традициями. В отличие от европейской философской традиции, которая для описания человека использует концепт сакрального, русская традиция, напротив, строит философию человека, основываясь на идее присутствия Бога. В духе русской традиции в книге предложен проект философской антропологии под названием «человек литургический». Книга предназначена всем, кто интересуется проблемами философии, религии и культуры. УДК 129 ББК 87.6 Изображение на обложке: И. К. Айвазовский «Хаос. Сотворение мира», 1841. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция. Научное издание Проблема сакрального в философии человека Монография Ростова Наталья Николаевна ИЗГНАНИЕ БОГА Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 01.12.2016. Формат 60×90 1 Печать цифровая. Печ. л. 27,0. Тираж 100 экз. Заказ №. ООО «Проспект» /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-24204-7 © Ростова Н. Н., 2016 © ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ......................................................................................................... 3 Часть I ДЕКОНСТРУКЦИЯ САКРАЛЬНОГО Глава 1. Что значит сакральное? ......................................................................... 4 Историография проблемы .......................................................................... 6 Рубрикация темы ...................................................................................... 11 Культурные параллели .............................................................................. 12 Сакральное как предмет деконструкции ................................................. 13 Глава 2. Структура дискурса философии сакрального ...................................... 15 § 1. Сакральное и аффект ........................................................................ 15 § 2. Критика теории амбивалентности сакрального .............................. 29 § 3. Амбивалентность сакрального и Страх Божий ................................ 33 § 4. Структура и символ ........................................................................... 61 Глава 3. Опознание в философии сакрального идеи смерти Бога .....................153 § 1. Об идее смерти Бога в философии ..................................................153 § 2. Сакральное и Бог как антисакральное ............................................168 § 3. Категория «священное» в традиционалистской школе .................173 Глава 4. Идея смерти Бога в современной философии .....................................179 § 1. Утилитаризм .....................................................................................179 § 2. Теологический поворот в философии ............................................185 Глава 5. О «смерти Бога» в русской традиции ..................................................223 § 1. Л. Н. Толстой: задыхаюсь без Бога ..................................................224 § 2. А. П. Чехов: высокие смыслы ..........................................................227 § 3. Д. Мережковский: христоборчество как близость ко Христу ........230 § 4. Н. Федоров: имманентное воскрешение ........................................233 § 5. Ревность по Богу ..............................................................................235 Глава 6. От «смерти Бога» к «смерти человека» ...............................................237 § 1. Что значит «смерть Бога»? ...............................................................237 § 2. Что значит «смерть человека»? ........................................................248 § 3. Тайна антропологии — это теология ...............................................255
Стр.431
432 Оглавление Глава 7. Культурные параллели .......................................................................258 § 1. Имманентизм в искусстве ...............................................................258 § 2. О феномене смерти Бога в повседневности ....................................265 § 3. Теология и теория сакрального: Бог как Антихрист ......................276 Резюме...............................................................................................................357 Часть II АНТРОПОЛОГИЯ ФОРМЫ Глава 1. Хаос и форма в структуре субъективности .........................................361 § 1. Антропологическое понимание свободы ........................................362 § 2. Антропологический хаос: хаосмос или хаокосмос? .......................369 § 3. Понятие формы................................................................................375 § 4. Антропологическая форма ..............................................................380 § 5. Пустота размером с Бога ..................................................................382 § 6. Бог как Форма субъективности .......................................................383 § 7. Делез и Фуко: временная Форма-Человек ......................................384 § 8. Дети ..................................................................................................386 § 9. Форма в русской культуре ...............................................................387 § 10. Нежные идеи ....................................................................................388 Глава 2. Антропологический минимум ..............................................................390 § 1. Концепт антропологического хаоса в двух философских манифестах России ХХ века ..........................390 § 2. Ставрогин .........................................................................................401 Глава 3. Человек литургический.......................................................................403 § 1. Флоренский ......................................................................................403 § 2. Общее дело .......................................................................................404 § 3. Евхаристический человек ................................................................405 § 4. Ныне .................................................................................................409 Заключение .......................................................................................................410 Список литературы ............................................................................................411
Стр.432