Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторИвин А. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц382
ID632639
АннотацияИсследуются основные идеи и проблемы современной теории аргументации. Вы- является роль аргументации как того каркаса, на котором держится здание человеческой коммуникации. Анализируется структура эмпирической и теоретической аргументации. Особое внимание уделяется исторической изменчивости приемов аргументации, неуниверсальным способам аргументации (аргументы к традиции, здравому смыслу, вере и т.п.), широко используемым в гуманитарных и социальных науках, их зависимости от социальной среды и конкретной сферы приложения. Анализируется искусство переговоров, полемики и дискуссии.
Кому рекомендованоКнига рассчитана на философов, социологов, политологов, правоведов, лингвистов и др. Она может использоваться также всеми, кто желает усовершенствовать свое искусство убеждать.
ISBN978-5-392-21071-8
УДК161/162
ББК87.4
Ивин, А.А. Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra / А.А. Ивин .— Москва : Проспект, 2017 .— 382 с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-392-21071-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/632639 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Выявляется роль аргументации как того каркаса, на котором держится здание человеческой коммуникации. <...> Приемы аргументации за это время настолько радикально изменились, что по принципу «да и нет» уже редко кто рассуждает. <...> Была пересмотрена сама сущность диалога, дискуссии и полемики, сложилась совершенно новая научная дисциплина — теория аргументации. <...> ХХ век ознаменовал революцию в развитии представлений об аргументации: на смену традиционной теории аргументации, называвшейся две с лишним тысячи лет риторикой, пришла современная теория аргументации. <...> Теория аргументации является наукой о способах убеждения, о тех многообразных приемах воздействия речью на аудиторию, которые позволяют изменять убеждения последней. <...> ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ — КАЖУЩИЕСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА 1. <...> Человеческая коммуникациякажущиеся естественность и простота языка для целей коммуникации. <...> Объяснение понимания является центральной проблемой исследования человеческой коммуникации, то есть общения с помощью знаков, наделенных значением. <...> Человеческая коммуникация — кажущиеся естественность и простота глубокие вопросы. <...> Человеческая коммуникация — кажущиеся естественность и простота должны пройти чередой в ходе его исполнения, как правило, только затемняет восприятие музыки, лишает его непосредственности и остроты. <...> Неточные понятия Многие понятия не только естественного языка, но и языка науки являются неточными или неясными. <...> Простые примеры с «окном» и «домом» указывают на две важные особенности рассуждений, включающих неточные понятия. <...> Можно, во-вторых, избегать неточных понятий, вводя вместо них сравнительные понятия. <...> Ситуативные слова Ситуативные слова, называемые также индексными или эгоцентрическими, — это слова, полное значение которых меняется от ситуации к ситуации и зависит от того, кто, когда и где их использует. <...> Изменчивость значений ситуативных слов может оказываться причиной <...>
Аргументация_в_процессах_коммуникации._Pro_et_contra.pdf
ББК 60.5я7УДК 316(075.8)3 И25 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Ивин А. А. – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН. Рецензенты: Доброхотов А. Л., доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры Национального исследовательского университета «Высшая школа»; Шалак В. И., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. И25 Ивин А. А. Аргументация в процессах коммуникации. Pro et contra. – Москва : Проспект, 2017. – 384 с. Исследуются основные идеи и проблемы современной теории аргументации. Выявляется роль аргументации как того каркаса, на котором держится здание человеческой коммуникации. Анализируется структура эмпирической и теоретической аргументации. Особое внимание уделяется исторической изменчивости приемов аргументации, неуниверсальным способам аргументации (аргументы к традиции, здравому смыслу, вере и т.п.), широко используемым в гуманитарных и социальных науках, их зависимости от социальной среды и конкретной сферы приложения. Анализируется искусство переговоров, полемики и дискуссии. ISBN 978-5-392-21071-8 Книга рассчитана на философов, социологов, политологов, правоведов, лингвистов и др. Она может использоваться также всеми, кто желает усовершенствовать свое искусство убеждать. ББК 60.5я7УДК 316(075.8)3 Изображение на обложке Vivi-o/Shutterstock.com. Научное издание ИвИн АлексАндр АрхИповИч АРГУМЕНТАЦИЯ В ПРОЦЕССАХ КОММУНИКАЦИИ PRO ET CONTRA Печать цифровая. Печ. л. 24,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 01.11.2016. Формат 60×90 1 /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-21071-8 © Ивин А. А., 2016 © Оформление. ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 Глава 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ — КАЖУЩИЕСЯ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА 1. Естественность и простота коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 2. Интеллектуальная и эмоциональная коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 3. Коммуникация и язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 4. Ловушки языка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 5. Принцип вежливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35 6. Условия успешности коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37 7. Коммуникация как произведение коллективного творчества. . . . . . . . . . . . . . . . .39 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ И ЕЕ ИСТОРИЯ Глава 2. 1. Убеждение — центральное понятие теории аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45 2. Внешние и внутренние факторы убедительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49 3. Из истории теории аргументации (риторики) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51 4. Употребления языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57 5. Общий обзор способов убеждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61 ЭМПИРИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ Глава 3. 1. Эмпирические способы обоснования: прямое подтверждение. . . . . . . . . . . . . . . .66 2. Эмпирическое обоснование: косвенное подтверждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72 3. Эмпирическое опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79 4. Примеры и иллюстрации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .82 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ Глава 4. 1. Значение теоретической аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93 2. Логическое доказательство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93 3. Системная аргументация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 4. Границы обоснования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .128 НЕУНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ Глава 5. 1. Необходимость неуниверсальной аргументации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .133 2. Традиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 3. Авторитет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140 4. Интуиция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .146 5. Вера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
Стр.380
Оглавление 381 6. Здравый смысл. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .157 7. Вкус и мода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159 АРГУМЕНТАЦИЯ И ЦЕННОСТИ Глава 6. 1. Особенности обоснования оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .164 2. Принцип Юма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165 3. Квазиэмпирическое обоснование оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172 4. Социальные образцы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .175 5. Целевое обоснование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179 6. Теоретическое обоснование оценок и норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186 7. Контекстуальные аргументы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195 ОПЕРАЦИИ ОБЪЯСНЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ В АРГУМЕНТАЦИИ Глава 7. 1. Объяснение и понимание как основные средства рационализирования мира. . .204 2. Операция объяснения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209 3. Предсказание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .214 4. Операция понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215 5. Понимание человеческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220 6. Понимание в истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224 7. Понимание природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .227 8. Понимание языковых выражений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .232 9. Герменевтика и проблема понимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238 НЕКОРРЕКТНЫЕ СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ Глава 8. 1. Корректные и некорректные аргументы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247 2. Некорректные доказательства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248 3. Софизмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253 4. Стандартные некорректные аргументы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .267 ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ Глава 9. 1. Многообразный мир проблем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270 2. Явные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .272 3. Неявные проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277 ИСКУССТВО СПОРА И ПЕРЕГОВОРОВ Глава 10. 1. Что такое спор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .287 2. Корректные приемы спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288 3. Некорректные приемы спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .292 4. Споры об истине и споры о ценностях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298 5. Четыре разновидности спора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .299 6. Анализ некорректного спора. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .301 7. Общие требования к спору . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .305 8. О победе в споре . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .309 9. Что представляют собой переговоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 10. Основные требования к процессу переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .311 11. Тактика ведения переговоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .316
Стр.381
382 Оглавление ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ УБЕЖДЕНИЯ Глава 11. 1. Некоторые принципы эффективной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .319 2. Мастерство публичной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .323 3. Риторические приемы убеждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327 4. Основные виды речей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .329 5. Из истории изучения мастерства оратора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .330 АРГУМЕНТАЦИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ Глава 12. 1. Стиль мышления исторической эпохи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .333 2. Особенности древней и средневековой аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .339 3. Стиль аргументации Нового времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .360 4. Два полюса истории — два стиля аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .368 АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ПРОДУКТ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА Глава 13. 1. Коллективный разум — фундамент социальной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .373 2. Историческое априори как эквивалент синтетического априорного знания Канта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .375 3. Основные особенности произведений коллективного творчества. . . . . . . . . . . .377
Стр.382

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.