Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499493)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Платон: агатофилософия (1800,00 руб.)

0   0
Первый авторКурабцев В. Л.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц160
ID632632
АннотацияКнига посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения.
Кому рекомендованоКнига представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных наук, а также для всех любителей мировой философии.
ISBN978-5-392-18852-9
УДК1(091)
ББК87.3(0)
Курабцев, В.Л. Платон: агатофилософия : монография / В.Л. Курабцев .— М. : Проспект, 2016 .— 160 с. — Библиогр.: с. 154-159 .— ISBN 978-5-392-18852-9

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Курабцев ПЛАТОН: монография Москва 2016 УДК 1(075.8) ББК 87я73 К93 Автор: Курабцев Василий Леонидович — философ, доктор философских наук, профессор кафедры философии МГОУ. <...> — ISBN 978-5-392-18852-9 Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.) <...> Впрочем, есть версии и афинского рождения философа и послания его отца на Эгину в качестве поселенца (Диоген Лаэртский). <...> Диоген Лаэртский и Олимпиодор пишут о том, что словесной науке его обучал грамматист Дионисий, гимнастике — борец Аристон из Аргоса (согласно Олимпиодору — Аристотель из Аргоса), а музыке — Драконт, ученик Дамона. <...> Олимпиодор сообщает предположительно следующее: «На смертном одре его… нашли книжки Аристофана и Софрона»1 . <...> «Анонимные пролегомены к платоновской философии» сообщают также о том, что он не употреблял животной пищи, а питался исключительно растительной. <...> Диоген Лаэртский и Олимпиодор описывают все по-своему: двадцатилетний Платон готовился к выступлению с трагедией на состязаниях, но вдруг услышал перед Дионисовым театром беседу Сократа. <...> Основной его философской интуицией и истиной стала разумная (скорее мудрая) идея блага (греч. ίδέα του άγαθου), и поэтому вся его философия, как уже было сказано, заслуживает названия агатофилософии. <...> «Анонимные пролегомены к платоновской философии» сообщают о том, что в Финикиии философ узнал от персов учение Зороастра. <...> Например, в диалоге «Протагор» он говорит: «Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя — не что иное, 1 Платон. <...> Не знает, «какой человек счастлив, а какой нет» (Горгий 472 с). <...> Сильные (они же у Калликла — «счастливые») дают «полнейшую волю своим желаниям» (Горгий 491 е). <...> «Так вот тебе истина, – говорит Калликл Сократу, — роскошь, своеволие, свобода — в них и добродетель, и счастье. а все прочее… — никчемный вздор» (Горгий 492 с). <...> «Мудрецы <...>
Платон_агатофилософия._Монография.pdf
УДК 1(075.8) ББК 87я73 К93 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Курабцев Василий Леонидович — философ, доктор философских наук, профессор кафедры философии МГОУ. Окончил философский факультет ЛГУ им. А. А. Жданова (1987). В 1992 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию, а в 2006 г. в РГГУ — докторскую диссертацию («Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции»). К93 Курабцев В. Л. 160 с. Платон: агатофилософия : монография. — Москва : Проспект, 2016. — ISBN 978-5-392-18852-9 Книга посвящена исследованию «агатофилософии», то есть философии добра, Блага (Идея Блага, греч. ίδέα του άγαθου) великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В ней представлены глубина и разносторонность осмысления Платоном добра и зла в человеке и мире, а также онтологические, религиозные и другие аспекты философской системы Платона. Выявлена перекличка платонизма и христианства; платонизма и русского национального мировоззрения. Книга представляет интерес для специалистов в области философии и гуманитарных наук, а также для всех любителей мировой философии. УДК 1(075.8) ББК 87я73 Научное издание Курабцев Василий Леонидович ПЛАТОН: АГАТОФИЛОСОФИЯ Монография Печать офсетная. Печ. л. 10,0. Тираж 500 (1-й завод 50) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 10.06.2015. Формат 60×90 1 /16 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-18852-9 © Курабцев В. Л., 2015 © ООО «Проспект», 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Жизненный путь Платона (427–347 гг. до н. э.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1. Раннее благо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 § 1.1. Космос или бесчинство? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 § 1.2. «Самое дорогое» (благо) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 § 1.3. Алетейя и псевдос . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 § 1.4. Человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Глава 2. Небытие и утверждение блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 § 2.1. Небытие блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 А) Не любезные богу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 Б) Беззаконный вид желаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 В) Негодные люди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Г) Туповато рассудительные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 § 2.2. Утверждение блага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 А) Благо как бытие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Б) «Молиться богам», или Трагическая религиозность Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 В) Идеальная справедливость, или Ночной дозор Платона . . . . 83 Г) Человек: «блаженный бог» или «выдуманная игрушка»? . . . . 96 а) Творение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96 б) Микрокосм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 в) Душа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101 г) Качества души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 д) Умозрение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 е) Богоподобие и звероподобие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108 ж) «Беременность» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .110 з) Бессмертие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111 и) «Свет чистый» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 к) Игрушка богов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114 Д) Горние лики, или Гносеология Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 а) Ступени познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 б) Любовь и познание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 в) Философия и истина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 Глава 3. Русский завет с платонизмом? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 § 3.1. Религиозный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 § 3.2. Морально-нравственный уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 § 3.3. Этнометафизический уровень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136 Заключение, или «Темного хаоса светлая дочь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Стр.160