Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Упражнения по логике (5000,00 руб.)

0   0
АвторыТоноян Л. Г., Караваев Э. Ф., Кобзарь В. И., Ладушкин С. И.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц258
ID632611
АннотацияСборник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государственного университета. С его помощью читатель сможет изучить основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания. Данное издание является дополнением к учебнику «Логика» под редакцией А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова.
Кому рекомендованоКнига будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой.
ISBN978-5-392-12169-4
УДК16(075.8)
ББК87.4я73
Упражнения по логике : сборник / Э.Ф. Караваев, В.И. Кобзарь, С.И. Ладушкин; ред. Л.Г. Тоноян .— Москва : Проспект, 2014 .— 258 с. — ISBN 978-5-392-12169-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/632611 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

С его помощью читатель сможет изучить основы классической логики и истории формирования традиционного логического знания. <...> Основные направления современного развития логики Часть II. <...> Процедурные правила, правила тезиса и правила аргументов . <...> Каким является суждение: Всякий кулик свое болото хвалит? а) общеотрицательным б) частноутвердительным в) частноотрицательным г) общеутвердительным б) соединительным в) суждением эквивалентности г) разделительным 9. <...> Соответствуют ли круговые схемы отношениям B A A B B D С B Упражнение 2. <...> Изобразить в круговых схемах отношения между следующими понятиями: 1) A — рука, B — палец, C — мизинец; 2) журналист — писатель — фоторепортер; 3) область — район области — район города; 4) песня о любви — лирическая песня — романс — песня, берущая за душу; 5) современный кинофильм — кинофильм о Петербурге — кинофильм «Питер-FM». <...> Изобразить в круговых схемах отношения между следующими понятиями: 1) стол, стул, табуретка, домашний предмет, мебель; 2) студент, спортсмен, поэт; 3) сержант, ефрейтор, офицер, младший офицер, воинское звание; 4) секунда, час, минута; 5) белый, красный, черный. <...> Изобразите в одной схеме, используя универсальное множество, следующие четверки понятий: а) 1 — организм, А — больной, В — здоровый, не-В — нездоровый; б) 1 — набережные Невы, А — гранитные набережные Невы, не-А — негранитные набережные Невы; в) 1 — граждане, имеющие право голоса, А — принявшие участие в голосовании, не-А — непринявшие участия в голосовании, В — голосовавшие за доверие. <...> Ответьте, какие признаки положены в основу данной классификации? частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные представляет собой классификацию простых суждений. <...> Изобразить при помощи круговых схем отношения между следующими понятиями: А — книга A — газета B — журнал С — страница романа Л. Толстого <...> A — общеутвердительное суждение I — частноутвердительное суждение E — общеотрицательное суждение О — частноотрицательное <...>
Упражнения_по_логике.Сборник.pdf
ББКУДК 16(075.8) 87.4я73 У66 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Авторы: Э. Ф. Караваев, д-р филос. наук — гл. 2.5; В. И. Кобзарь, д-р филос. наук — гл. 1.3 (в соавторстве с С. И. Ладушкиным, И. В. Новолодской, Л. Г. Тоноян); С. И. Ладушкин, канд. филос. наук — гл. 1.3 (в соавторстве с В. И. Кобзарем, И. В. Новолодской, Л. Г. Тоноян); Е. Н. Лисанюк, канд. филос. наук — гл. 2.2, часть III; А. Е. Мамонов — гл. 1.4 (в соавторстве с Л. Г. Тоноян); И. Б. Микиртумов, д-р филос. наук — гл. 1.7, 2.1; Ю. В. Нечитайлов, канд. филос. наук — гл. 2.4; И. В. Новолодская — гл. 1.3 (в соавторстве с В. И. Кобзарем, С. И. Ладушкиным, Л. Г. Тоноян); Я. А. Слинин, д-р филос. наук — гл. 1.5 (в соавторстве с Л. Г. Тоноян); Л. Г. Тоноян, канд. филос. наук — гл. 1.1, 1.2, 1.3 (в соавторстве с В. И. Кобзарем, С. И. Ладушкиным, И. В. Новолодской), 1.4 (в соавторстве с А. Е. Мамоновым), 1.5 (в соавторстве с Я. А. Слининым), 1.6 (в соавторстве с Б. И. Федоровым); Б. И. Федоров, д-р филос. наук — гл. 1.6 (в соавторстве с Л. Г. Тоноян), 2.3. У66 Упражнения по логике. Сборник / Э. Ф. Караваев, В. И. Кобзарь, С. И. Ладушкин [и др.]; под ред. Л. Г. Тоноян. — Москва : Проспект, 2014. — 264 с. ISBN 978-5-392-12169-4 Сборник написан специалистами кафедры логики Санкт-Петербургского государлственного университета. С его помощью читатель сможет изучить основы классической огики и истории формирования традиционного логического знания. Данное издание является дополнением к учебнику «Логика» под редакцией А. И. Мигунова, И. Б. Микиртумова, Б. И. Федорова. Книга будет полезна студентам высших учебных заведений, изучающим курс логики, тем, кто желает овладеть соответствующим теоретическим материалом и навыками рациональной аргументации, а также всем интересующимся логикой. 87.4я73 Учебно-практическое пособие Тоноян Лариса Грачиковна УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГИКЕ Сборник Учебно-практическое издание Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет» www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84 Печать цифровая. Печ. л. 16,5. Тираж 150 экз. Заказ № ООО «Проспект» Санитарно-эпидемиологическое заключение№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г. Подписано в печать 25. 06.2014. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-12169-4 © Тоноян Л. Г., 2013 © ООО «Проспект», 2013 /16 . ББКУДК 16(075.8)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Часть I. Основы логики 1.1. Что такое «логично»? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.2. Учение о понятии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2.1. Определение, строение и виды понятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 1.2.2. Отношение между понятиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 1.2.3. Операции над понятиями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 1.2.4. Классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.3. Учение о суждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.3.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.3.1. Определение и строение суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 1.3.2. Деление простых суждений по количеству и качеству . . . . 29 1.3.3. Распределенность терминов в простом суждении . . . . . . . . . 31 1.3.4. Выделяющие, исключающие и определенно-частные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 1.3.5. Отношения между суждениями в логическом квадрате . . . 36 1.3.6. Операции с суждениями: обращение, превращение, противопоставление предикату . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 1.3.7. Модельные схемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 1.3.8. Реляционные суждения (суждения об отношениях) . . . . . . . 51 1.3.9. Сложные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 1.3.10. Модальные суждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 1.4. Основные законы формальной логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 1.4.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . 73 1.4.1. Основные законы формальной логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 1.5. Умозаключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 1.5.0. Вступление в тему (логическая разминка) . . . . . . . . . . . . . . . . 82 1.5.1. Определение умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 1.5.2. Простой категорический силлогизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 1.5.3. Силлогизмы со сложными посылками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103 1.5.4. Индуктивные умозаключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .115 1.6. Доказательство и опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 1.6.0. Разминка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121 1.6.1. Доказательство и опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .126 1.6.3. Опровержение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129 1.6.4. Правила доказательства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131 1.6.5. Отношение логического следования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .134 1.6.6. Логические парадоксы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .137 1.7. Основы логики предикатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .141
Стр.3
4 Основные направления современного развития логики Часть II. Основные направления современного развития логики Часть II. 2.1. Основы модальной логики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 2.1.1. Язык пропозициональной модальной логики и его выразительные возможности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150 2.1.2. Определение отношения истинности (выполнимости) . .154 2.1.3. Отношение достижимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155 2.2. Деонтическая Логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159 2.3. Эротетическая логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .169 2.4. Эпистемическая логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 2.5. Временная логика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184 Основы аргументации Часть III. 3.1. Правила и ошибки аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .188 3.2. Диалог как форма коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190 3.2.1. Диалог, полилог, монолог. Структура диалога . . . . . . . . . . . .190 3.2.2. Виды аргументации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .197 3.2.3. Способ обоснования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200 3.3. Виды диалогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207 3.4. Классификации правил и ошибок аргументации . . . . . . . . . . . . . . .215 3.5. Процедурные правила, правила тезиса и правила аргументов .217 3.5.1. Процедурные правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217 3.5.2. Правила релевантности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .226 3.5.3. Правила тезиса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235 3.5.4. Правила аргументов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .242 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .257
Стр.4