Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 495890)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учеб. пособие (180,00 руб.)

0   0
Первый авторКапина Оксана Алексеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц100
ID632091
АннотацияВ пособии представлены основные теоретические аспекты профессионализации подростков и представлены практические разработки для осуществления психологического сопровождения подростков на этапе выбора профессии.
Кому рекомендованоДля студентов вузов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование», изучающих дисциплины «Основы профориентологии», «Психологическая служба в образовании»
ISBN978-5-261-00978-8
Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учеб. пособие / О.А. Капина .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 100 с. — ISBN 978-5-261-00978-8

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» О.А. Капина Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города Учебное пособие Архангельск ИД САФУ 2014 1 УДК 37.047(07) ББК 88.4я73 К20 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат педагогических наук, заместитель директора Северного филиала Московского гуманитарного института В.М. Гришук; педагог-психолог высшей категории МОУ «СОШ № 2 г. Коряжмы» А.С. Бобкова К20 Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учеб. пособие / О.А. Капина; Сев. <...> ISBN 978-5-261-00978-8 В пособии представлены основные теоретические аспекты профессионализации подростков и представлены практические разработки для осуществления психологического сопровождения подростков на этапе выбора профессии. <...> В современной психологической литературе разработаны программы поддержки подростков в ситуации выбора профиля обучения и будущей профессии. <...> В рамках Концепции профильного обучения разработчиками предусмотрена предпрофильная подготовка, в которой предполагается создание для учащихся 9 классов специфического образовательного пространства через организацию курсов по выбору, информационную работу и психологическое сопровождение. <...> Разработано значительное количество программ психологического сопровождения (О.Б. Даутова, Е.Л. Берланина, А.Н. Яшкова, А.Н. Жарко, О.А. Макухина), профориентационной поддержки (Л.И. Акованцева, Я.В. Голубева, О.А. Истомина и Л.В. Брендакова, Ю.В. Тюшев, Г.В. Резапкина). <...> Вопервых, это отсутствие целенаправленности и преемственности между основными этапами <...>
Выбор_профессии_теория_и_практика_психологического_сопровождения_подростков_в_условиях_малого_города_учеб._пособие.pdf
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Министерство образования и науки Российской Федерации «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» О.А. Капина Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города Учебное пособие Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 37.047(07) ББК 88.4я73 К20 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат педагогических наук, заместитель директора Северного филиала Московского гуманитарного института В.М. Гришук; педагог-психолог высшей категории МОУ «СОШ № 2 г. Коряжмы» А.С. Бобкова К20 Капина, О.А. Выбор профессии: теория и практика психологического сопровождения подростков в условиях малого города: учеб. пособие / О.А. Капина; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 100 с. ISBN 978-5-261-00978-8 В пособии представлены основные теоретические аспекты профессионализации подростков и представлены практические разработки для осуществления психологического сопровождения подростков на этапе выбора профессии. Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Психологопедагогическое образование», изучающих дисциплины «Основы профориентологии», «Психологическая служба в образовании». УДК 37.047(07) ББК 88.4я73 ISBN 978-5-261-00978-8 © Капина О.А., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Введение Настоящее учебное пособие посвящено изучению проблем оказания психологической помощи субъекту на этапе выбора профессии. Актуальность данной проблемы определяется объективными причинами, продиктованными как теорией, так и практикой. В первую очередь следует отметить, что требования современной жизни ставят подростков в сложную ситуацию выбора профессии довольно рано. С увеличением интенсивности социальных процессов, и с введением профильного обучения насущная необходимость определиться с выбором профессии возникает в 9 классе даже у тех подростков, которые собираются продолжить обучение в десятом классе. А далее начинается целенаправленная подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение, подготовка к единому государственному экзамену. Таким образом, субъект, не реализовав до конца потребностей подросткового возраста, попадает в сложную критическую ситуацию выбора профессии и не готов преодолеть ее конструктивно и осуществить осознанный выбор. В современной психологической литературе разработаны программы поддержки подростков в ситуации выбора профиля обучения и будущей профессии. В рамках Концепции профильного обучения разработчиками предусмотрена предпрофильная подготовка, в которой предполагается создание для учащихся 9 классов специфического образовательного пространства через организацию курсов по выбору, информационную работу и психологическое сопровождение. В педагогической практике ряд авторов предлагают теоретические и практические наработки, касающиеся организации образовательного процесса в ходе профильного обучения (Г.Г. Тупикина, Т.Ф. Турутина, С.Ю. Лебедева, О.М. Артюхова), во внешкольной деятельности (Т.Н. Сапожникова, Н.В. Тарасова, А.В. Кузнецов). Разработано значительное количество программ психологического сопровождения (О.Б. Даутова, Е.Л. Берланина, А.Н. Яшкова, А.Н. Жарко, О.А. Макухина), профориентационной поддержки (Л.И. Акованцева, Я.В. Голубева, О.А. Истомина и Л.В. Брендакова, Ю.В. Тюшев, Г.В. Резапкина). 3
Стр.3
Однако, при внедрении данных моделей в практику школьной психологической службы, мы столкнулись с рядом проблем. Вопервых, это отсутствие целенаправленности и преемственности между основными этапами сопровождения. Сопровождение перегружено диагностикой, и она не выполняет основную функцию – информировать психолога об особенностях развития подростка для формирования программы коррекции и развития. Кроме того, на диагностическом этапе исследуются одни личностные особенности, а корректируются и развиваются другие. В большинстве работ авторы не уделяют внимания созданию активизирующих условий для развития готовности к выбору профессии и особенностям работы с зоной ближайшего развития каждого субъекта, т.е. сопровождение учитывает потребности некоего обобщенного субъекта. Во-вторых, данные программы, разработанные и апробированные в условиях средних и крупных городов, оказались малоэффективными в условиях малого города. Данные М.В. Никицкого, Е.В. Пчельниковой, Т.Ф. Бровкиной, О.А. Гордеевой и др. доказывают, что микро- и макросоциальные условия малого города формируют специфичную ситуацию развития для подростков. К данным условиям относятся тесные межличностные отношения, ограниченное информационное, образовательное культурное пространство т.д. Исходя из этого, готовность к выбору профессии девятиклассников малого города имеет свою специфику. Учитывая высокую актуальность данных вопросов для службы практической психологии образования и их недостаточную теоретическую и практическую разработку в педагогической психологии, основная цель данного учебного пособия – это анализ и систематизация основных подходов к исследованию и формированию готовности к выбору профессии в старшем подростковом возрасте. В первой главе пособия анализируется процесс выбора профессии, как сложный и противоречивый этап профессионализации старших подростков. Особое внимание нами уделено проблемам формирования готовности к выбору профессии. Во второй главе представлен авторский подход к организации психологического сопровождения подростков на этапе выбора профессии. Процесс психологического сопровождения представляется нам как система последовательных этапов: подготовительного, диагностико-консультационного, коррекционно-развивающего и заключительного, в ходе которых каждый подросток с помощью психолога имеет возможность продвигаться к своей индивидуальной зоне ближайшего развития. 4
Стр.4
Оглавление Введение .................................................................................................... Раздел 1. Выбор профессии как кризисный этап профессионального становления субъекта ................................................................... Тема 1. Профессиональное становление личности в трудах зарубежных и отечественных исследователей ....................................... Тема 2. Ситуация выбора профессии как специфичная социальная ситуация развития ....................................................................... Тема 3. Готовность к выбору профессии. Структура психологической готовности к выбору профессии .......................................... Тема 4. Содержание готовности подростков к выбору профессии Тема 5. Подходы к формированию психологической готовности к выбору профессии .............................................................................. Раздел 2. Психологическое сопровождение субъекта на этапе выбора профессии ........................................................................................ Тема 6. Основные подходы к организации помощи подросткам в ситуации профессионального выбора в рамках образовательного учреждения .......................................................................................... Тема 7. Содержание процесса психологического сопровождения и его этапы ........................................................................................... Тема 8. Психологическое сопровождение подростков, проживающих в малом городе к выбору профессии ..................................... Раздел 3. Практические занятия ......................................................... Занятие 1. Проведение первичной профконсультационной беседы Занятие 2. Исследование регулятивной составляющей операциональной готовности подростков к выбору профессии ................... Занятие 3. Исследование профессиональных интересов и склонностей подростков .............................................................................. Занятие 4. Исследование интернальности-экстернальности подростков ................................................................................................. Занятие 5. Исследование профессиональных установок подростков Занятие 6. Разработка психологической игры как средства формирования готовности к выбору профессии ................................... Библиографический список ................................................................. 99 3 5 5 9 13 19 33 37 37 41 47 59 59 60 75 80 86 90 93
Стр.99

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически