Эльвира Набиуллина:
Cтраховое возмещение
вкладчикам
в особых ситуациях
можно увеличить
Страница 5
Джанни Инфантино:
Россия готова к проведению
чемпионата мира
на 100 процентов
Страница 15
Общественно-политическая газета. Выходит с ноября 1990 года. Пятница, 8 июня 2018. № 124 (7587) www.rg.ru
Федеральный выпуск
Событие Владимир Путин откровенно поговорил с гражданами,
министрами и губернаторами
Президент
«онлайн» со страной
ТРАНСПОРТ Водителям
запретили быть за рулем
больше четырех часов
Отдых
от аварии
Владимир Баршев
ВСТУПИЛИ в силу новые требования к режиму труда и
отдыха водителя.
Это поправки в приказ министерства транспорта, который
утверждает положение об особенностях режима
рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Теперь водители, занимающиеся перевозкой грузов
или пассажиров, обязаны делать остановку минимум
на 15 минут после 4 часов непрерывного управления.
Такие требования появились не на пустом месте.
Дело в том, что много аварий происходит из-за усталости
водителя. Когда человек ведет машину 8 часов, у
него притупляется внимание. Он может элементарно
заснуть за рулем. В результате — трагедия. В лучшем
случае он улетит с дороги. В худшем — соберет с собой
встречный транспорт. Причем автобус может быть полон
пассажиров, а многотонный грузовик не оставит
шансов на выживание ни одному человеку из встречного
транспорта.
Таких громких трагедий в прошлом году произошло
немало. Чтобы их избежать, необходимо, чтобы водители
соблюдали режим труда и отдыха. Именно для этих целей
грузовики и автобусы оснащаются соответствующими
приборами — тахографами, которые позволяют
контролировать, сколько водитель был за рулем, когда
он последний раз останавливался и на сколько.
Причем проверять наличие таких приборов, а также
их показания могут как сотрудники Ространснадзора,
так и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД
прямо на дорогах.
Впрочем, с такими проверками тоже есть
проблемы, которые необходимо урегулировать
законодательно.
7
Нынешняя «Прямая линия» президента России уже 16-я по счету. Диалог со страной глава государства вел из колл-центра, расположенного в Гостином Дворе.
Акцент
чера Владимир Путин
провел очередную, уже
16-ю по счету, «Прямую
линию». Разговор
с президентом продолжался
почти 4 часа 20 минут. За
это время глава государства ответил
на 79 вопросов. Одним из
новшеств этой линии стало участие
в беседе главы государства и
граждан третьей стороны — губернаторов
и министров. В ходе
линии Владимир Путин «выводил
в эфир» и членов кабмина, и
глав регионов, а те -- комментировали
ситуацию, давали свои
пояснения. «РГ» публикует наиболее
значимые моменты этой
беседы.
Какая полоса сейчас
в экономике
Если говорить такими категориями:
«белая», «черная», «серая»,
в какой полосе мы сейчас
находимся, — мы двигаемся в сторону
устойчивого «белого цвета».
Конечно,
и в природе никогда
не бывает абсолютной чистоты
ни в чем. Посмотрите, в Арктике,
Антарктике вроде бы абсолютно
полная белизна, белая пустыня,
и все равно даже там есть определенные
вкрапления и серого, и
черного цветов. Так же и у нас.
Но в целом мы движемся в абсолютно
правильном направлении.
Что
дает основания так говоОдин
из важнейших показателей:
у нас продолжает расти
продолжительность жизни,
первое. И второе — мы всетаки
вышли на устойчивый
рост доходов граждан
рить и так считать. Во-первых,
мы вышли на траекторию устойчивого
роста экономики. Да, это
пока рост скромный, небольшой,
я уже об этом говорил, но это не
падение, а рост — 1,5 процента за
прошлый год. Растет промышленность,
стабильно растет сельское
хозяйство. И все это приобрело
устойчивую тенденцию.
Что еще дает основания говорить
о том, что мы двигаемся в
правильном направлении? У нас
исторический минимум по инфляции.
Это очень важная предпосылка
для дальнейшего роста.
И это все на фоне ускоренного
роста прямых инвестиций: за
прошлый год — 4,4 процента. Это
очень хороший показатель. Это
говорит о том, что в ближайшей
перспективе рост гарантирован,
обеспечен. У нас хорошее положительное
сальдо торгового баланса.
Вот разные цифры мне
приводят, одни говорят — 130
миллиардов по прошлому году,
другие — 120. Вчера мы с коллегами
обсуждали это — окончательная
цифра115. Но и эта цифра
очень большая.
На фоне того, что у нас очень
низкий уровень внешней задолженности,
менее 20 процентов,
и рост наблюдается золотовалютных
резервов Центрального
банка (он был до 400 миллиардов,
сейчас уже 450 миллиардов,
во всяком случае где-то в этом
районе), все это говорит о том,
что у нас стабильные, хорошие
условия для развития экономики.
Наконец,
один из важнейших
показателей: у нас продолжает
расти продолжительность жизни,
первое. И второе — мы все-таки
вышли на устойчивый рост доходов
граждан. Заработные платы
выросли на 1,9 процента, а реальные
доходы населения — на
3,8. Тоже разные цифры эксперты
приводят.
Если вычесть дополнительные
выплаты для пенсионеров в
размере пяти тысяч рублей, которые
сделаны в конце прошлого
года, то это будет как раз 3,8.
Сразу хочу сказать и оговориться,
и чтобы наши уважаемые зрители
это услышали еще раз: конечно,
это не каждый человек на
себе ощущает, но в целом это абсолютно
объективная статистика,
и это так оно и есть, это правда
на самом деле.
У нас растет экспорт машин и
В
оборудования, причем существенно
растет, что говорит об
определенных структурных изменениях
в экономике. Я уже с
удовлетворением отмечал, что
растет экспорт сельхозпродукции.
Смотрите: он в позапрошлом
году был 20 миллиардов, и
было приятно, что он превысил
экспорт вооружений. Вооружений
— 15 миллиардов, сельхозтоваров
— 20 миллиардов, теперь
уже 23, и будет еще больше в этом
году. То есть мы можем с полной
уверенностью утверждать, что
мы двигаемся в направлении
именно этой «белой
зоны». Но проблем, конечно,
еще достаточно.
2—4
ПРАВО Потребители смогут
защищать свои права
в режиме онлайн
ЧИТАЙТЕ СЕГОДНЯ
Клик жалоб
и предложений
Владислав Куликов
ЗАМЕСТИТЕЛЬ министра юстиции России Денис Новак
сообщил, что ведомство прорабатывает вопрос создания
специальных интернет-площадок, на которых потребители
могли бы защищать свои права в режиме онлайн.
делать
утомленному пассажиру? Сегодня подчас остается
только выкладывать гневные ролики в Сеть, так как
нередко сотрудники авиакомпаний (не всех, а некоторых)
вдруг принимают позы бездушных истуканов. Ни
помощи, ни даже сочувствия не дождешься.
Но интернет можно использовать не только для того,
Простой пример: задерживается рейс самолета. Что
чтобы выпустить пар. Современные технологии позволят
пассажиру, не вставая с чемоданов, подать жалобу,
благо интернет в телефоне давно не диво, и добиться
компенсации. Дело за малым — только организовать такие
платформы.
Как заявил Денис Новак, рабочие группы, созданные
в рамках правительственной программы развития цифровой
экономики, сейчас серьезно прорабатывают в том
числе данный вопрос. Более того, по его мнению, больших
изменений в законодательстве для этого скорее всего
не потребуется. Ведь уже существует так называемый
претензионный порядок. Многие процедуры урегулированы.Только
сейчас надо подавать, как правило, бумажные
жалобы. А завтра начнем ругаться — в юридическом
смысле — с помощью Сети. О новых проектах заместитель
главы ведомства рассказал на заседании
Международной школы молодого юриста.
4
Официальные
курсы валют ЦБ России
с 08.06.18
Австралийский доллар
Азербайджанский манат
Армянский драм**
Белорусский рубль
Болгарский лев
Бразильский реал
47,3175
36,3282
12,7897
30,9915
37,3760
16,0686
Венгерский форинт**
Вон Республики Корея***
Гонконгский доллар*
Датская крона*
Доллар США
Евро
23,0330
57,8720
78,7842
98,1790
61,8125
73,0686
Индийская рупия**
Казахстанский тенге**
Канадский доллар
Киргизский сом**
Китайский юань*
Молдавский лей*
92,1887
18,5431
47,7132
90,4683
96,6621
36,7603
Новый туркменский манат
Норвежская крона*
Польский злотый
Румынский лей
СДР
Сингапурский доллар
17,6860
76,9837
17,1635
15,7024
87,7892
46,4127
Таджикский сомони*
Турецкая лира
Узбекский сум****
Украинская гривна*
Фунт стерлингов
Чешская крона*
68,4403
13,5625
77,8096
23,6160
83,2244
28,5324
Шведская крона*
Швейцарский франк
Южноафриканский рэнд*
Японская иена**
71,3778
62,9391
48,6900
56,2264
*За 10
**За 100
***За 1000
****За 10000
#Фрикмиаут. Коллекция Фрик. Реклама.
МИХАИЛ КЛИМЕНТЬЕВ / ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА РФ / ТАСС
Стр.1
ВЫСШАЯ ШКОЛА
8 июня 2018 пятница № 124 (7587)
ПОЗИЦИЯ
Медицина
будущего
создается
уже сегодня
ИДЕМ
НА ПРОРЫВ
Петр Глыбочко,
ректор Сеченовского
университета, академик РАН
СЕГОДНЯ российское здравоохранение
— одна из самых динамично
развивающихся отраслей.
Все больше внимания уделяется
инновационным направлениям,
внедряются биомедицинские
технологии, идут процессы цифровизации
и информатизации
здравоохранения.
Все эти вызовы настойчиво
требуют формирования новых
подходов к модели здравоохранения,
как никогда актуальной
становится опережающая подготовка
молодых специалистов в
области медицины. Уже на протяжении
нескольких лет Сеченовский
университет развивает
«медицину будущего», основываясь
на прочном академическом
фундаменте клинической
медицины, одновременно расширяя
свои возможности за счет
проведения мультидисциплинарных
исследований в сетевом
партнерстве с мировыми лидерами
в области инженерии, технологий,
естественных наук. В
2016 году мы открыли набор на
программу подготовки врачейисследователей,
владеющих практическими
навыками применения
моделей и методов прогнозирования
заболеваний и превентивного
лечения, основанные
на достижениях молекулярной
биологии, геномики, протеомики
и биоинформатики. Следующим
этапом стал запуск подготовки
по смежным специальностям,
объединяющим классическое
медицинское образоваЭтой
осенью в вузе
появятся новые
специальности :
IT-медик, нанофармаколог,
тканевой
инженер и другие
ние, научные исследования, биомедицину
и инновационные технологии.
С 1 сентября 2018 года
начнется обучение по новым
специальностям «профессий будущего»:
сетевой врач, IT-медик,
молекулярный диетолог, специалист
по наноматериалам, тканевой
инженер, нанофармаколог,
разработчик систем «умной доставки
лекарств», специалист по
управлению геномом. В программе
обучения предусмотрены
модули, подготовленные
стратегическими партнерами
университета — ведущими мировыми
образовательными и научными
центрами.
Также в этом году универсиПРИЛОЖЕНИЕ
К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ»
Ориентир Высокая позиция в рейтинге — это престиж учебного заведения
и хороший ориентир для абитуриентов
Путь наверх открыт
Выбор лучших
А4
Рейтинги могут быть полезны
школьникам и их родителям,
они помогают узнать о качестве
образования в учреждениях
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Миссия вузов — двигая
мировую науку, решать
экономические проблемы
своих регионов
Поднять планку
Виктор Кокшаров,
ректор Уральского федерального университета (УрФУ)
ЕСТЬ известное определение — университет мирового
класса. Что это такое? Существует набор общепризнанных
факторов, которые определяют конкурентоспособность
университетов на глобальном рынке образования.
Во-первых, это наличие собственного «лица», сосредоточение
талантов — студентов, преподавателей, научных
работников. Во-вторых, наличие ресурсов — финансовых
и материальных. Третье: гибкая система управления и
менеджерская команда.
Но есть и субъективные факторы: это, конечно же,
патриотизм и амбиции академического коллектива и
управленческой команды, без этого тоже невозможно.
А также наличие среди выпускников университета пассионарной
группы, заинтересованной в его развитии.
Эта связь является чрезвычайно важной, поэтому в каждом
серьезном университете должна быть активно
действующая ассоциация выпускников, которая помогает
материально,
например, через
формирование эндаумента,
фонд целевого
капитала,
лоббирует университет,
продвигает
его, привлекает его
к деятельности своих
компаний и организаций.
Есть
еще один
В образовательный
процесс все чаще
вовлекаются
специалисты из
реального сектора
и госуправления
интересный тренд,
который мы сейчас
выделяем в российИрина
Ивойлова
сли пять-шесть лет назад
российские вузы не
очень-то стремились
попасть в международные
рейтинги и не стреЕ
Акцент
мились
к глобальной конкуренции,
то сегодня ситуация резко
изменилась. Вузы стали конкурировать
не только между собой,
но и с университетами разных
стран. Высокая позиция в рейтинге
— это престиж вуза, ориентир
для иностранных абитуриентов,
показатель высоких доходов
университета от науки и хорошая
цитируемость ученых.
Сегодня российские вузы
активно конкурируют как
между собой, так и с университетами
разных стран
В международный рейтинг
THE-2018 (Times Higher
Education) университетов стран
с активно развивающейся экономикой
попали 27 российских вузов.
Из них 11 — в Топ-100. Самые
лучшие показатели у МГУ, он на
третьей позиции. Хорошие результаты
у МФТИ (11-е место),
МИФИ (19), Томского политеха
(21), ВШЭ (32) и Томского госуниверситета
(36). Кроме того,
значительный прорыв сделали
МИСиС (со 163-й строчки поднялся
до 99-й), Самарский аэрокосмический
университет (123),
МГТУ им. Баумана (153).
Больше всего в рейтинге китайЕще
в одном международном
ских вузов, следом идут Индия,
Бразилия. Напомним, рейтинг
THE учитывает 13 показателей, в
том числе качество преподавания,
цитирование, международное сотрудничество,
доходы от научноисследовательских
разработок.
рейтинге, RUR-2018, приняли
участие 783 университета из 74
стран мира, причем 10 наших университетов
вошли в Топ-500.
Среди российских вузов самые
лучшие показатели у МГУ, он
на 153-м месте и попал в так называемую
«золотую лигу»,
МИФИ — на 224-м месте, Томского
госуниверситета — на 240-м месте.
В десятке самых успешных
российских университетов еще
МФТИ, Новосибирский госуниверситет,
СПбГУ, РУДН, Российский
государственный университет
нефти и газа, Томский политех,
Университет ИТМО. Практически
все эти вузы улучшили показатели
прошлого года. Есть в
списке и негосударственный Российский
новый университет, а
также Московский государственный
педуниверситет.
На первых местах рейтинга —
В МГУ с 2016 года проходит набор
на инновационный модуль
«Мультимедийная журналистика».
Гарвард, Чикагский университет,
Калифорнийский технологический
институт, Имперский колледж
Лондона, Стэнфордский
университет, Массачусетский
технологический институт, Колумбийский
университет, Северо-Западный
университет, Принстонский
университет, Кембриджский
университет. Эта десятка
в разных вариантах прочно
лидирует во всех международных
рейтингах.
Как оценивает университеты
рейтинг RUR? По четырем направлениям:
качество преподавания,
качество научных исследований,
уровень интернационализации,
финансовая устойчивость. Сильная
сторона наших вузов — качество
преподавания, в том числе — соотношение
числа педагогов и студентов.
По этому показателю сразу
три российских вуза попали в
сотню лучших: МГУ, РУДН, Томский
госуниверситет.
С интернационализацией и
уровнем цитирования дело обстоит
сложнее. В наших вузах обучается
240 тысяч иностранцев, а
по планам минобрнауки надо в
три раза больше. В Физтехе, допустим,
всего 266 иностранных студентов.
«В аспирантуре шесть лет
назад вообще не было ни одного
иностранца, сейчас 18. Больше
всего студентов — из СНГ, есть Белоруссия,
Средняя Азия, Индия,
Китай, Африка, европейские
страны и даже несколько студентов
из США», — рассказал
ректор МФТИ Николай
Кудрявцев.
A4
ПРЯМАЯ РЕЧЬ Цель продвижения в глобальных рейтингах вполне достижима
тет предложит абитуриентам несколько
новых специальностей,
открывающихся в Международной
школе «Медицина будущего»
Научно-технологического
парка биомедицины (НТПБ) нашего
университета. В их числе —
информационные системы и технологии,
наноматериалы, материаловедение
и технологии материалов,
механика и математическое
моделирование; интеллектуальные
системы в гуманитарной
сфере. Базовыми площадками
для обучения станут
институты НТПБ. Его формирование
определено дорожной картой
вуза в рамках Проекта 5-100.
В перспективе это будет глобальный
международный консорциум,
задача которого заключается
в создании новых биомедицинских
клеточных продуктов, фармацевтических
препаратов, диагностических
тест-систем и их
оперативное внедрение в клиническую
практику. Надеемся, это
позволит нашему вузу занять
ключевые позиции на рынке биомедицинских
исследований в
России, войти на равных в международное
медицинское и
образовательное сообщество.
Переход к цифровизации —
яркий тренд в экономической
жизни России и всего мира. В
конце прошлого года по инициативе
президента России был взят
курс на тотальное подключение
больниц и поликлиник к высокоскоростному
интернету для повсеместного
внедрения телемедицины,
что, несомненно, даст
новые возможности для оказания
самой современной дистанционной
медпомощи и диагностики
с помощью новейших коммуникационных
технологий.
Вузы должны опережать практику
Х
Елена Березина
орошие юристы и экономисты
всегда будут востребованы,
наши вузы
тельно-образовательных мероприятий.
Нас
много лет убеждали, что
имеют хорошие шансы на попадание
в международные рейтинги,
а разделение министерств
пойдет науке только на пользу. В
этом убежден ректор Финансового
университета при Правительстве
РФ доктор экономических
наук Михаил Эскиндаров.
Свою точку зрения он объяснил
«Российской газете».
В этом правительстве базовое
образование и высшее с наукой
разделили. Насколько оправдан
такой подход?
МИХАИЛ ЭСКИНДАРОВ: С моей точки
зрения, такое решение оправдано
тем, что задачи, стоящие перед
двумя министерствами, хоть
и близки, но разные. Все новое —
хорошо забытое старое. Министерство
просвещения было как
в царской России, так и в советское
время, и занималось теми
же делами, что и сейчас, — дошкольным
и школьным образованием.
А здесь огромная сфера
деятельности — это проблема качества
школьного образования,
подготовка педагогических кадров,
материально-техническая
база школ и детских садов, разработка
и внедрение прогрессивных
федеральных образовательных
стандартов, подготовка современных
учебников и т.д. Очень
важна воспитательная работа в
дошкольных учреждениях и в
средней школе. Министерство
просвещения должно заниматься
распространением знаний и
культуры, системой воспиташкола
и вуз не должны заниматься
воспитательной работой, что
их задача заключается в подготовке
специалистов с определенными
компетенциями. И, надо
сказать, что мы преуспели в этом.
Результат известен, и он не особо
позитивный.
Несколько сложнее со средними
профессиональными образовательными
организациями.
Многие из них вошли в состав
высших учебных заведений (у нас
15 колледжей, например). Логично
было бы оставить руководство
ими в Министерстве науки и высшего
образования, поскольку наступает
разрыв цепи «среднее
профессиональное образование»
с «высшим профессиональным».
Несмотря на то что слово «профессиональное»
из высшего образования
убрали, необходимость
имплементации требований рынка
труда в образовательные программы
говорит о фактически
профессиональном образовании.
Кстати, о создании двух ведомств
говорили многие, в том числе и
представители ведущих вузов.
Чего вы ждете от нового министерства?
МИХАИЛ
ЭСКИНДАРОВ: Как и у Министерства
просвещения, у Министерства
науки и высшего образования
есть свои специфические
задачи, и они связаны, в первую
очередь, с повышением качества
подготовки квалифицированных
кадров и повышением результативности
научных исследований.
Какая будет политика нового министерства?
Будет ли окончательских
вузах: все большее значение приобретает масштаб
университета, его размер. Раньше считалось, что
небольшие высшие учебные заведения, более-менее
специализированные, имеют больше шансов на продвижение
в мировой табели о рангах по принципу «маленькая
рыбка более юркая». Но сейчас мы обращаем
внимание на то, что среди вузов, входящих в мировую
сотню, все больше крупных и очень крупных университетов
с большим числом студентов и исследователей
— порядка 50—60 тысяч человек. Это понятно: там
больше и масштаб исследований, и возможности производить
конкурентоспособный научный продукт.
Университеты из США, Китая, развивающихся стран,
где учится по сотне тысяч человек, ярко проявляют
себя на мировом образовательном рынке и занимают
ведущие места в различных мировых рейтингах. Мы
считаем, что это одна из главных тенденций сегодняшнего
дня. УрФУ — один из крупнейших университетов
России — 35 тысяч студентов, но он уже не считается
большим по мировым образовательным меркам, нам
есть, куда расти.
Большие возможности для этого открывают технологии:
университеты укрупняются и за счет того, что
их границы сегодня размываются. Помимо тех, кто зачислен
на обучение, и преподавателей, принятых в
штат, их частью становятся сотни тысяч слушателей
открытых онлайн-курсов. Часть из них становятся студентами.
Но в любом случае они потребляют тот передовой
контент, который преподаватели и исследователи
в вузе производят. В образовательный процесс все
больше вовлекаются специалисты реального сектора
экономики и государственного управления.
Я уверен, у российских вузов очень неплохие шансы
на глобальном рынке. В последние годы все больший
вес приобретают их способности решать не только исследовательские
задачи мирового уровня, но и социально-экономические
проблемы региона, где они находятся.
Это так называемая третья миссия вуза. Важна
способность устанавливать партнерство с высокотехнологичными
компаниями, становиться платформой и
коммуникационным центром для важных технологических
и социальных проектов.
Россия не сможет войти в пятерку ведущих экономик
мира без развития образования и научных исследований.
Университеты, особенно крупные, становятся
ключевыми точками в этих процессах.
ПРОЕКТ Будущих учителей
будут учить по-новому
На пять
с плюсом
Ирина Ивойлова
ЕСЛИ раньше учителей выпускали только педвузы и
классические университеты, то сейчас — еще и федеральные,
национальные исследовательские, профильные
вузы. Можно учиться на бакалавриате по любой специальности,
и, закончив педагогическую магистратуру,
прийти работать в школу.
Что надо обязательно дать в программах за эти два
Акцент
Вузы устали от постоянных,
порой противоречивых изменений,
негативно влияющих
на образовательный процесс
ный отказ от многолетней российской
практики, когда наукой, в
том числе фундаментальной, занимались
институты системы
академии наук, отраслевые НИИ —
прикладными проблемами, а
вузы — образованием в сочетании
с наукой? Стоит ли ожидать перехода
к англо-американской системе,
когда наука сосредоточена в
вузах? Но не могут и не должны
все вузы стать исследовательскиМихаил
Эскиндаров: Важно заниматься
воспитательной работой
еще с дошкольных учреждений.
ми, заниматься наукой, тем более
фундаментальной.
Если мы хотим сохранить в
стране единое образовательное
пространство, новому министерству
необходимо упорядочить работу
с федеральными государственными
образовательными стандартами.
Именно стандартами, а
не примерными образовательными
программами. Сегодня каждый
вуз формирует учебные планы
не на основе ФГОС и даже примерных
программ, а по
наличию кадров и собственных
пожеланий.
A4
года? Как научить будущих педагогов входить в класс без
робости и держать дисциплину? Какие знания нужны,
чтобы вести не только уроки, но и кружки в школе? Ответы
на эти вопросы дал проект по модернизации педобразования,
который шел в стране четыре года. В нем приняли
участие 65 вузов. В России педагогов сейчас готовят
255 вузов. В них учатся 436 тысяч студентов — будущих
учителей. В последнее время меняется не только отношение
к профессии, но и требования к ней. Четыре года лекций
даже самого лучшего профессора не дают гарантий,
что в современную школу придет грамотный педагог.
Ему мало знать на «пять» свой предмет, надо еще уметь
работать с особенными детьми, общаться с родителями в
соцсетях, разбираться в онлайн-обучении.
— В центре внимания должны находиться вопросы воспитания.
— подчеркнул ректор Московского педагогического
государственного университета Алексей Лубков.
В результате проекта были разработаны и апробированы
42 новые образовательные программы. Появились
30 онлайн-курсов для учителей, был апробирован модульный
принцип обучения будущих педагогов. Появились
модули по работе с особенными детьми. Конечно,
это не сравнить с полноценным образованием
дефектолога, но основы дефектологического
знания учителям теперь даются.
A4
РИА НОВОСТИ
АРКАДИЙ КОЛЫБАЛОВ
Стр.17