Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 552547)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.
Российская газета - федеральный выпуск + Союз. Беларусь-Россия

Российская газета - федеральный выпуск + Союз. Беларусь-Россия №124(7587) 2018 (26,94 руб.)

0   0
Страниц20
ID629779
АннотацияЕжедневная общенациональная газета (официальный публикатор государственных документов). Выходит с 1990г.
Российская газета - федеральный выпуск + Союз. Беларусь-Россия [Электронный ресурс] .— М. : Издательство "Российская газета" .— 2018 .— №124(7587) .— 20 с. : ил. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/629779

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ежедневная общенациональная газета (официальный публикатор государственных документов). <...>
Российская_газета_-_федеральный_выпуск_+_Союз._Беларусь-Россия_№124(7587)_2018.pdf
Эльвира Набиуллина: Cтраховое возмещение вкладчикам в особых ситуациях можно увеличить Страница 5 Джанни Инфантино: Россия готова к проведению чемпионата мира на 100 процентов Страница 15 Общественно-политическая газета. Выходит с ноября 1990 года. Пятница, 8 июня 2018. № 124 (7587) www.rg.ru Федеральный выпуск Событие Владимир Путин откровенно поговорил с гражданами, министрами и губернаторами Президент «онлайн» со страной ТРАНСПОРТ Водителям запретили быть за рулем больше четырех часов Отдых от аварии Владимир Баршев ВСТУПИЛИ в силу новые требования к режиму труда и отдыха водителя. Это поправки в приказ министерства транспорта, который утверждает положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Теперь водители, занимающиеся перевозкой грузов или пассажиров, обязаны делать остановку минимум на 15 минут после 4 часов непрерывного управления. Такие требования появились не на пустом месте. Дело в том, что много аварий происходит из-за усталости водителя. Когда человек ведет машину 8 часов, у него притупляется внимание. Он может элементарно заснуть за рулем. В результате — трагедия. В лучшем случае он улетит с дороги. В худшем — соберет с собой встречный транспорт. Причем автобус может быть полон пассажиров, а многотонный грузовик не оставит шансов на выживание ни одному человеку из встречного транспорта. Таких громких трагедий в прошлом году произошло немало. Чтобы их избежать, необходимо, чтобы водители соблюдали режим труда и отдыха. Именно для этих целей грузовики и автобусы оснащаются соответствующими приборами — тахографами, которые позволяют контролировать, сколько водитель был за рулем, когда он последний раз останавливался и на сколько. Причем проверять наличие таких приборов, а также их показания могут как сотрудники Ространснадзора, так и инспекторы дорожно-патрульной службы ГИБДД прямо на дорогах. Впрочем, с такими проверками тоже есть проблемы, которые необходимо урегулировать законодательно. 7 Нынешняя «Прямая линия» президента России уже 16-я по счету. Диалог со страной глава государства вел из колл-центра, расположенного в Гостином Дворе. Акцент чера Владимир Путин провел очередную, уже 16-ю по счету, «Прямую линию». Разговор с президентом продолжался почти 4 часа 20 минут. За это время глава государства ответил на 79 вопросов. Одним из новшеств этой линии стало участие в беседе главы государства и граждан третьей стороны — губернаторов и министров. В ходе линии Владимир Путин «выводил в эфир» и членов кабмина, и глав регионов, а те -- комментировали ситуацию, давали свои пояснения. «РГ» публикует наиболее значимые моменты этой беседы. Какая полоса сейчас в экономике Если говорить такими категориями: «белая», «черная», «серая», в какой полосе мы сейчас находимся, — мы двигаемся в сторону устойчивого «белого цвета». Конечно, и в природе никогда не бывает абсолютной чистоты ни в чем. Посмотрите, в Арктике, Антарктике вроде бы абсолютно полная белизна, белая пустыня, и все равно даже там есть определенные вкрапления и серого, и черного цветов. Так же и у нас. Но в целом мы движемся в абсолютно правильном направлении. Что дает основания так говоОдин из важнейших показателей: у нас продолжает расти продолжительность жизни, первое. И второе — мы всетаки вышли на устойчивый рост доходов граждан рить и так считать. Во-первых, мы вышли на траекторию устойчивого роста экономики. Да, это пока рост скромный, небольшой, я уже об этом говорил, но это не падение, а рост — 1,5 процента за прошлый год. Растет промышленность, стабильно растет сельское хозяйство. И все это приобрело устойчивую тенденцию. Что еще дает основания говорить о том, что мы двигаемся в правильном направлении? У нас исторический минимум по инфляции. Это очень важная предпосылка для дальнейшего роста. И это все на фоне ускоренного роста прямых инвестиций: за прошлый год — 4,4 процента. Это очень хороший показатель. Это говорит о том, что в ближайшей перспективе рост гарантирован, обеспечен. У нас хорошее положительное сальдо торгового баланса. Вот разные цифры мне приводят, одни говорят — 130 миллиардов по прошлому году, другие — 120. Вчера мы с коллегами обсуждали это — окончательная цифра115. Но и эта цифра очень большая. На фоне того, что у нас очень низкий уровень внешней задолженности, менее 20 процентов, и рост наблюдается золотовалютных резервов Центрального банка (он был до 400 миллиардов, сейчас уже 450 миллиардов, во всяком случае где-то в этом районе), все это говорит о том, что у нас стабильные, хорошие условия для развития экономики. Наконец, один из важнейших показателей: у нас продолжает расти продолжительность жизни, первое. И второе — мы все-таки вышли на устойчивый рост доходов граждан. Заработные платы выросли на 1,9 процента, а реальные доходы населения — на 3,8. Тоже разные цифры эксперты приводят. Если вычесть дополнительные выплаты для пенсионеров в размере пяти тысяч рублей, которые сделаны в конце прошлого года, то это будет как раз 3,8. Сразу хочу сказать и оговориться, и чтобы наши уважаемые зрители это услышали еще раз: конечно, это не каждый человек на себе ощущает, но в целом это абсолютно объективная статистика, и это так оно и есть, это правда на самом деле. У нас растет экспорт машин и В оборудования, причем существенно растет, что говорит об определенных структурных изменениях в экономике. Я уже с удовлетворением отмечал, что растет экспорт сельхозпродукции. Смотрите: он в позапрошлом году был 20 миллиардов, и было приятно, что он превысил экспорт вооружений. Вооружений — 15 миллиардов, сельхозтоваров — 20 миллиардов, теперь уже 23, и будет еще больше в этом году. То есть мы можем с полной уверенностью утверждать, что мы двигаемся в направлении именно этой «белой зоны». Но проблем, конечно, еще достаточно. 2—4 ПРАВО Потребители смогут защищать свои права в режиме онлайн ЧИТАЙТЕ СЕГОДНЯ Клик жалоб и предложений Владислав Куликов ЗАМЕСТИТЕЛЬ министра юстиции России Денис Новак сообщил, что ведомство прорабатывает вопрос создания специальных интернет-площадок, на которых потребители могли бы защищать свои права в режиме онлайн. делать утомленному пассажиру? Сегодня подчас остается только выкладывать гневные ролики в Сеть, так как нередко сотрудники авиакомпаний (не всех, а некоторых) вдруг принимают позы бездушных истуканов. Ни помощи, ни даже сочувствия не дождешься. Но интернет можно использовать не только для того, Простой пример: задерживается рейс самолета. Что чтобы выпустить пар. Современные технологии позволят пассажиру, не вставая с чемоданов, подать жалобу, благо интернет в телефоне давно не диво, и добиться компенсации. Дело за малым — только организовать такие платформы. Как заявил Денис Новак, рабочие группы, созданные в рамках правительственной программы развития цифровой экономики, сейчас серьезно прорабатывают в том числе данный вопрос. Более того, по его мнению, больших изменений в законодательстве для этого скорее всего не потребуется. Ведь уже существует так называемый претензионный порядок. Многие процедуры урегулированы.Только сейчас надо подавать, как правило, бумажные жалобы. А завтра начнем ругаться — в юридическом смысле — с помощью Сети. О новых проектах заместитель главы ведомства рассказал на заседании Международной школы молодого юриста. 4 Официальные курсы валют ЦБ России с 08.06.18 Австралийский доллар Азербайджанский манат Армянский драм** Белорусский рубль Болгарский лев Бразильский реал 47,3175 36,3282 12,7897 30,9915 37,3760 16,0686 Венгерский форинт** Вон Республики Корея*** Гонконгский доллар* Датская крона* Доллар США Евро 23,0330 57,8720 78,7842 98,1790 61,8125 73,0686 Индийская рупия** Казахстанский тенге** Канадский доллар Киргизский сом** Китайский юань* Молдавский лей* 92,1887 18,5431 47,7132 90,4683 96,6621 36,7603 Новый туркменский манат Норвежская крона* Польский злотый Румынский лей СДР Сингапурский доллар 17,6860 76,9837 17,1635 15,7024 87,7892 46,4127 Таджикский сомони* Турецкая лира Узбекский сум**** Украинская гривна* Фунт стерлингов Чешская крона* 68,4403 13,5625 77,8096 23,6160 83,2244 28,5324 Шведская крона* Швейцарский франк Южноафриканский рэнд* Японская иена** 71,3778 62,9391 48,6900 56,2264 *За 10 **За 100 ***За 1000 ****За 10000 #Фрикмиаут. Коллекция Фрик. Реклама. МИХАИЛ КЛИМЕНТЬЕВ / ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА РФ / ТАСС
Стр.1
ВЫСШАЯ ШКОЛА 8 июня 2018 пятница № 124 (7587) ПОЗИЦИЯ Медицина будущего создается уже сегодня ИДЕМ НА ПРОРЫВ Петр Глыбочко, ректор Сеченовского университета, академик РАН СЕГОДНЯ российское здравоохранение — одна из самых динамично развивающихся отраслей. Все больше внимания уделяется инновационным направлениям, внедряются биомедицинские технологии, идут процессы цифровизации и информатизации здравоохранения. Все эти вызовы настойчиво требуют формирования новых подходов к модели здравоохранения, как никогда актуальной становится опережающая подготовка молодых специалистов в области медицины. Уже на протяжении нескольких лет Сеченовский университет развивает «медицину будущего», основываясь на прочном академическом фундаменте клинической медицины, одновременно расширяя свои возможности за счет проведения мультидисциплинарных исследований в сетевом партнерстве с мировыми лидерами в области инженерии, технологий, естественных наук. В 2016 году мы открыли набор на программу подготовки врачейисследователей, владеющих практическими навыками применения моделей и методов прогнозирования заболеваний и превентивного лечения, основанные на достижениях молекулярной биологии, геномики, протеомики и биоинформатики. Следующим этапом стал запуск подготовки по смежным специальностям, объединяющим классическое медицинское образоваЭтой осенью в вузе появятся новые специальности : IT-медик, нанофармаколог, тканевой инженер и другие ние, научные исследования, биомедицину и инновационные технологии. С 1 сентября 2018 года начнется обучение по новым специальностям «профессий будущего»: сетевой врач, IT-медик, молекулярный диетолог, специалист по наноматериалам, тканевой инженер, нанофармаколог, разработчик систем «умной доставки лекарств», специалист по управлению геномом. В программе обучения предусмотрены модули, подготовленные стратегическими партнерами университета — ведущими мировыми образовательными и научными центрами. Также в этом году универсиПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» Ориентир Высокая позиция в рейтинге — это престиж учебного заведения и хороший ориентир для абитуриентов Путь наверх открыт Выбор лучших А4 Рейтинги могут быть полезны школьникам и их родителям, они помогают узнать о качестве образования в учреждениях ТОЧКА ЗРЕНИЯ Миссия вузов — двигая мировую науку, решать экономические проблемы своих регионов Поднять планку Виктор Кокшаров, ректор Уральского федерального университета (УрФУ) ЕСТЬ известное определение — университет мирового класса. Что это такое? Существует набор общепризнанных факторов, которые определяют конкурентоспособность университетов на глобальном рынке образования. Во-первых, это наличие собственного «лица», сосредоточение талантов — студентов, преподавателей, научных работников. Во-вторых, наличие ресурсов — финансовых и материальных. Третье: гибкая система управления и менеджерская команда. Но есть и субъективные факторы: это, конечно же, патриотизм и амбиции академического коллектива и управленческой команды, без этого тоже невозможно. А также наличие среди выпускников университета пассионарной группы, заинтересованной в его развитии. Эта связь является чрезвычайно важной, поэтому в каждом серьезном университете должна быть активно действующая ассоциация выпускников, которая помогает материально, например, через формирование эндаумента, фонд целевого капитала, лоббирует университет, продвигает его, привлекает его к деятельности своих компаний и организаций. Есть еще один В образовательный процесс все чаще вовлекаются специалисты из реального сектора и госуправления интересный тренд, который мы сейчас выделяем в российИрина Ивойлова сли пять-шесть лет назад российские вузы не очень-то стремились попасть в международные рейтинги и не стреЕ Акцент мились к глобальной конкуренции, то сегодня ситуация резко изменилась. Вузы стали конкурировать не только между собой, но и с университетами разных стран. Высокая позиция в рейтинге — это престиж вуза, ориентир для иностранных абитуриентов, показатель высоких доходов университета от науки и хорошая цитируемость ученых. Сегодня российские вузы активно конкурируют как между собой, так и с университетами разных стран В международный рейтинг THE-2018 (Times Higher Education) университетов стран с активно развивающейся экономикой попали 27 российских вузов. Из них 11 — в Топ-100. Самые лучшие показатели у МГУ, он на третьей позиции. Хорошие результаты у МФТИ (11-е место), МИФИ (19), Томского политеха (21), ВШЭ (32) и Томского госуниверситета (36). Кроме того, значительный прорыв сделали МИСиС (со 163-й строчки поднялся до 99-й), Самарский аэрокосмический университет (123), МГТУ им. Баумана (153). Больше всего в рейтинге китайЕще в одном международном ских вузов, следом идут Индия, Бразилия. Напомним, рейтинг THE учитывает 13 показателей, в том числе качество преподавания, цитирование, международное сотрудничество, доходы от научноисследовательских разработок. рейтинге, RUR-2018, приняли участие 783 университета из 74 стран мира, причем 10 наших университетов вошли в Топ-500. Среди российских вузов самые лучшие показатели у МГУ, он на 153-м месте и попал в так называемую «золотую лигу», МИФИ — на 224-м месте, Томского госуниверситета — на 240-м месте. В десятке самых успешных российских университетов еще МФТИ, Новосибирский госуниверситет, СПбГУ, РУДН, Российский государственный университет нефти и газа, Томский политех, Университет ИТМО. Практически все эти вузы улучшили показатели прошлого года. Есть в списке и негосударственный Российский новый университет, а также Московский государственный педуниверситет. На первых местах рейтинга — В МГУ с 2016 года проходит набор на инновационный модуль «Мультимедийная журналистика». Гарвард, Чикагский университет, Калифорнийский технологический институт, Имперский колледж Лондона, Стэнфордский университет, Массачусетский технологический институт, Колумбийский университет, Северо-Западный университет, Принстонский университет, Кембриджский университет. Эта десятка в разных вариантах прочно лидирует во всех международных рейтингах. Как оценивает университеты рейтинг RUR? По четырем направлениям: качество преподавания, качество научных исследований, уровень интернационализации, финансовая устойчивость. Сильная сторона наших вузов — качество преподавания, в том числе — соотношение числа педагогов и студентов. По этому показателю сразу три российских вуза попали в сотню лучших: МГУ, РУДН, Томский госуниверситет. С интернационализацией и уровнем цитирования дело обстоит сложнее. В наших вузах обучается 240 тысяч иностранцев, а по планам минобрнауки надо в три раза больше. В Физтехе, допустим, всего 266 иностранных студентов. «В аспирантуре шесть лет назад вообще не было ни одного иностранца, сейчас 18. Больше всего студентов — из СНГ, есть Белоруссия, Средняя Азия, Индия, Китай, Африка, европейские страны и даже несколько студентов из США», — рассказал ректор МФТИ Николай Кудрявцев. A4 ПРЯМАЯ РЕЧЬ Цель продвижения в глобальных рейтингах вполне достижима тет предложит абитуриентам несколько новых специальностей, открывающихся в Международной школе «Медицина будущего» Научно-технологического парка биомедицины (НТПБ) нашего университета. В их числе — информационные системы и технологии, наноматериалы, материаловедение и технологии материалов, механика и математическое моделирование; интеллектуальные системы в гуманитарной сфере. Базовыми площадками для обучения станут институты НТПБ. Его формирование определено дорожной картой вуза в рамках Проекта 5-100. В перспективе это будет глобальный международный консорциум, задача которого заключается в создании новых биомедицинских клеточных продуктов, фармацевтических препаратов, диагностических тест-систем и их оперативное внедрение в клиническую практику. Надеемся, это позволит нашему вузу занять ключевые позиции на рынке биомедицинских исследований в России, войти на равных в международное медицинское и образовательное сообщество. Переход к цифровизации — яркий тренд в экономической жизни России и всего мира. В конце прошлого года по инициативе президента России был взят курс на тотальное подключение больниц и поликлиник к высокоскоростному интернету для повсеместного внедрения телемедицины, что, несомненно, даст новые возможности для оказания самой современной дистанционной медпомощи и диагностики с помощью новейших коммуникационных технологий. Вузы должны опережать практику Х Елена Березина орошие юристы и экономисты всегда будут востребованы, наши вузы тельно-образовательных мероприятий. Нас много лет убеждали, что имеют хорошие шансы на попадание в международные рейтинги, а разделение министерств пойдет науке только на пользу. В этом убежден ректор Финансового университета при Правительстве РФ доктор экономических наук Михаил Эскиндаров. Свою точку зрения он объяснил «Российской газете». В этом правительстве базовое образование и высшее с наукой разделили. Насколько оправдан такой подход? МИХАИЛ ЭСКИНДАРОВ: С моей точки зрения, такое решение оправдано тем, что задачи, стоящие перед двумя министерствами, хоть и близки, но разные. Все новое — хорошо забытое старое. Министерство просвещения было как в царской России, так и в советское время, и занималось теми же делами, что и сейчас, — дошкольным и школьным образованием. А здесь огромная сфера деятельности — это проблема качества школьного образования, подготовка педагогических кадров, материально-техническая база школ и детских садов, разработка и внедрение прогрессивных федеральных образовательных стандартов, подготовка современных учебников и т.д. Очень важна воспитательная работа в дошкольных учреждениях и в средней школе. Министерство просвещения должно заниматься распространением знаний и культуры, системой воспиташкола и вуз не должны заниматься воспитательной работой, что их задача заключается в подготовке специалистов с определенными компетенциями. И, надо сказать, что мы преуспели в этом. Результат известен, и он не особо позитивный. Несколько сложнее со средними профессиональными образовательными организациями. Многие из них вошли в состав высших учебных заведений (у нас 15 колледжей, например). Логично было бы оставить руководство ими в Министерстве науки и высшего образования, поскольку наступает разрыв цепи «среднее профессиональное образование» с «высшим профессиональным». Несмотря на то что слово «профессиональное» из высшего образования убрали, необходимость имплементации требований рынка труда в образовательные программы говорит о фактически профессиональном образовании. Кстати, о создании двух ведомств говорили многие, в том числе и представители ведущих вузов. Чего вы ждете от нового министерства? МИХАИЛ ЭСКИНДАРОВ: Как и у Министерства просвещения, у Министерства науки и высшего образования есть свои специфические задачи, и они связаны, в первую очередь, с повышением качества подготовки квалифицированных кадров и повышением результативности научных исследований. Какая будет политика нового министерства? Будет ли окончательских вузах: все большее значение приобретает масштаб университета, его размер. Раньше считалось, что небольшие высшие учебные заведения, более-менее специализированные, имеют больше шансов на продвижение в мировой табели о рангах по принципу «маленькая рыбка более юркая». Но сейчас мы обращаем внимание на то, что среди вузов, входящих в мировую сотню, все больше крупных и очень крупных университетов с большим числом студентов и исследователей — порядка 50—60 тысяч человек. Это понятно: там больше и масштаб исследований, и возможности производить конкурентоспособный научный продукт. Университеты из США, Китая, развивающихся стран, где учится по сотне тысяч человек, ярко проявляют себя на мировом образовательном рынке и занимают ведущие места в различных мировых рейтингах. Мы считаем, что это одна из главных тенденций сегодняшнего дня. УрФУ — один из крупнейших университетов России — 35 тысяч студентов, но он уже не считается большим по мировым образовательным меркам, нам есть, куда расти. Большие возможности для этого открывают технологии: университеты укрупняются и за счет того, что их границы сегодня размываются. Помимо тех, кто зачислен на обучение, и преподавателей, принятых в штат, их частью становятся сотни тысяч слушателей открытых онлайн-курсов. Часть из них становятся студентами. Но в любом случае они потребляют тот передовой контент, который преподаватели и исследователи в вузе производят. В образовательный процесс все больше вовлекаются специалисты реального сектора экономики и государственного управления. Я уверен, у российских вузов очень неплохие шансы на глобальном рынке. В последние годы все больший вес приобретают их способности решать не только исследовательские задачи мирового уровня, но и социально-экономические проблемы региона, где они находятся. Это так называемая третья миссия вуза. Важна способность устанавливать партнерство с высокотехнологичными компаниями, становиться платформой и коммуникационным центром для важных технологических и социальных проектов. Россия не сможет войти в пятерку ведущих экономик мира без развития образования и научных исследований. Университеты, особенно крупные, становятся ключевыми точками в этих процессах. ПРОЕКТ Будущих учителей будут учить по-новому На пять с плюсом Ирина Ивойлова ЕСЛИ раньше учителей выпускали только педвузы и классические университеты, то сейчас — еще и федеральные, национальные исследовательские, профильные вузы. Можно учиться на бакалавриате по любой специальности, и, закончив педагогическую магистратуру, прийти работать в школу. Что надо обязательно дать в программах за эти два Акцент Вузы устали от постоянных, порой противоречивых изменений, негативно влияющих на образовательный процесс ный отказ от многолетней российской практики, когда наукой, в том числе фундаментальной, занимались институты системы академии наук, отраслевые НИИ — прикладными проблемами, а вузы — образованием в сочетании с наукой? Стоит ли ожидать перехода к англо-американской системе, когда наука сосредоточена в вузах? Но не могут и не должны все вузы стать исследовательскиМихаил Эскиндаров: Важно заниматься воспитательной работой еще с дошкольных учреждений. ми, заниматься наукой, тем более фундаментальной. Если мы хотим сохранить в стране единое образовательное пространство, новому министерству необходимо упорядочить работу с федеральными государственными образовательными стандартами. Именно стандартами, а не примерными образовательными программами. Сегодня каждый вуз формирует учебные планы не на основе ФГОС и даже примерных программ, а по наличию кадров и собственных пожеланий. A4 года? Как научить будущих педагогов входить в класс без робости и держать дисциплину? Какие знания нужны, чтобы вести не только уроки, но и кружки в школе? Ответы на эти вопросы дал проект по модернизации педобразования, который шел в стране четыре года. В нем приняли участие 65 вузов. В России педагогов сейчас готовят 255 вузов. В них учатся 436 тысяч студентов — будущих учителей. В последнее время меняется не только отношение к профессии, но и требования к ней. Четыре года лекций даже самого лучшего профессора не дают гарантий, что в современную школу придет грамотный педагог. Ему мало знать на «пять» свой предмет, надо еще уметь работать с особенными детьми, общаться с родителями в соцсетях, разбираться в онлайн-обучении. — В центре внимания должны находиться вопросы воспитания. — подчеркнул ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков. В результате проекта были разработаны и апробированы 42 новые образовательные программы. Появились 30 онлайн-курсов для учителей, был апробирован модульный принцип обучения будущих педагогов. Появились модули по работе с особенными детьми. Конечно, это не сравнить с полноценным образованием дефектолога, но основы дефектологического знания учителям теперь даются. A4 РИА НОВОСТИ АРКАДИЙ КОЛЫБАЛОВ
Стр.17