ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД | 90 ЛЕТ ВГИК в русле традиций и инноваций В.С. Малышев доктор искусствоведения, профессор К 90-летию ВГИКа вышел в свет первый номер нового научного журнала «Вестник ВГИКа», призванный популяризировать среди широкой общественности ведущие направления научноисследовательской деятельности, теоретические знания в различных областях кинематографии, телевидения и других видов экранного творчества. <...> Профессора университета, руководители творческих мастерских, преподаватели, аспиранты, студенты прекрасно понимают значимость постоянно действующего теоретического «форума», где можно вести открытый диалог о судьбах кинокультуры, о вызовах XXI века, о цифровой среде, которую осваивает кинематограф всего мира, о многих других проблемах развития экранных искусств, не забывая при этом об уникальном художественном и теоретическом наследии, вошедшем в анналы мировой истории кино. кинематографом, духом созидания и экспериментаторства, тех, кто не мыслил жизни без кино. <...> Уже в первые годы работы ВГИКа определились приоритеС ты – основные направления деятельности, постоянно взаимодействующие и дополняющие друг друга. <...> По количеству вышедших из стен ВГИКа выдающихся деятелей киноискусства он не имеет аналогов. <...> Впоследствии научные центры в Госфильмофонде СССР, НИИ киноискусства будут прямо или косвенно формироваться на базе ВГИКа. <...> Утвердившаяся во ВГИКе система кинообразования теСъемочная техника: цифровая камера CineAlta на операторской тележке Magnum Basic перь охватывает целый спектр важных для киноискусства направлений: методологические проблемы кинообразования; совершенствование форм и методик обучения различным киноспециальностям; история и перспективы развития кинематографического образования; методологические аспекты истории и теории экранных искусств, эстетики, культурологии; анализ современного кинопроцесса и тенденций его развития; экономика аудиовизуальной сферы <...>
Вестник_ВГИК_№1_2009.pdf
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД | 90 ЛЕТ
ВГИК в русле традиций
и инноваций
дВ.С. Малышев
октор искусствоведения, профессор
К 90-летию ВГИКа вышел в свет первый номер нового научного
журнала «Вестник ВГИКа», призванный популяризировать
среди широкой общественности ведущие направления научноисследовательской
деятельности, теоретические знания в различных
областях кинематографии, телевидения и других видов
экранного творчества. Профессора университета, руководители
творческих мастерских, преподаватели, аспиранты, студенты
прекрасно понимают значимость постоянно действующего
теоретического «форума», где можно вести открытый диалог
о судьбах кинокультуры, о вызовах XXI века, о цифровой среде,
которую осваивает кинематограф всего мира, о многих других
проблемах развития экранных искусств, не забывая при этом об
уникальном художественном и теоретическом наследии, вошедшем
в анналы мировой истории кино.
С
момента своего основания в 1919 году ВГИК, именуемый
тогда Госкиношколой, готовил профессионалов, одержимых
кинематографом, духом созидания и экспериментаторства, тех,
кто не мыслил жизни без кино. Как писали газеты того далекого
времени, «задача школы – путем рационально поставленных
теоретических и практических занятий создать авангард актеров,
режиссеров, декораторов, операторов, лаборантов и механиков
– мастеров экрана». Однако один количественный рост специалистов
не мог решить поставленной задачи, нужен был иной
подход. И главным достоинством стратегии профессионального
образования, избранной еще на заре становления киношколы,
становится воспитание творческой личности, способной языком
киноискусства говорить с миллионами современников о самом
важном – о смысле бытия.
Уже в первые годы работы ВГИКа определились приоритеты
– основные направления деятельности, постоянно взаимодействующие
и дополняющие друг друга. Известный поэт В. Брюсов
спустя три года после открытия киношколы писал, что она
4
ВЕСТНИК ВГИК | НОЯБРЬ 2009 | № 1
Стр.1
90 ЛЕТ | ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД
Малая студия перезаписи
и озвучания.
Введена в строй
в 2008 г.
«за время своего существования развила значительную деятельность,
объединив лучшие силы русской кинематографии, выработав
методы научной и педагогической работы и произведя ценный
художественный опыт, отмеченный в России и за границей
как новое слово в своей области». 90-летняя история киношколы,
задуманной ее основателями В. Гардиным и Л. Кулешовым как
научно-образовательный и творческо-производственный комплекс,
подтвердила плодотворность такого подхода. По количеству
вышедших из стен ВГИКа выдающихся деятелей киноискусства
он не имеет аналогов. Здесь впервые в мире отрабатывались
принципы кинопедагогики, создавалась система профессионального
образования. Здесь корифеями отечественного кино
Л. Кулешовым, С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным, А. Головней и
др. были подготовлены первые учебные программы по кинематографическим
специальностям, написаны первые учебники по
режиссуре, операторскому и актерскому мастерству, анимации,
киноведению, кинодраматургии, одновременно разрабатывалась
теория экранного искусства. В последующие годы на основе работы
творческих мастерских складываются творческие школы
по основным кинематографическим специальностям, а вместе
с тем тесно взаимодействующие с ними научные школы.
В 1934 году во ВГИКе организуется Научно-исследовательский
сектор (НИС). Тогда же была учреждена и аспирантура, стали готовиться
основные кадры историков и теоретиков киноискусства.
№ 1 | НОЯБРЬ 2009 | ВЕСТНИК ВГИК
5
Стр.2
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД | 90 ЛЕТ
Класс анимации
и компьютерной
графики
Научно-исследовательский сектор объединил ученых и практиков
киноискусства, внесших неоценимый вклад в создание
истории и теории кино. Среди них – историки и исследователи
кинопроцесса Н. Лебедев, В. Вишневский, М. Иорданский,
С. Гинзбург, С. Комаров, Г. Авенариус; выдающиеся кинорежиссеры,
чья теоретическая деятельность оказала огромное влияние
на становление киноведения как науки, Л. Кулешов, С. Эйзенштейн,
В. Пудовкин, А. Довженко; драматурги В. Туркин, А. Каплер,
К. Виноградская, Е. Габрилович; кинооператоры А. Головня,
Л. Косматов, Б. Волчек, А. Гальперин; художники Ф. Богородский,
И. Шпинель, И. Иванов-Вано, Ю. Пименов и др.
Поначалу научно-исследовательская работа велась в четырех
секциях: кинодраматургии, общего киноведения (истории
и теории кино), учебного кино и организации производства
фильмов. Создание обобщающих историко-теоретических работ
по киноискусству требовало сбора, изучения и систематизации
фактического материала – фильмов, сценариев, монтажных
листов, государственных документов о кино, выступлений
творческих работников, рецензий и т.п. Этим и стал заниматься
НИС. Первая в мире учебная фильмотека, начавшая формироваться
в киношколе еще с 1931 года, легла в основу этих исследований.
Впоследствии научные центры в Госфильмофонде СССР,
НИИ киноискусства будут прямо или косвенно формироваться
на базе ВГИКа.
Ныне научно-исследовательская деятельность ведется в контексте
формирования информационного общества, где экранная
культура не только превалирует, но и становится важнейшим
средством познания закономерностей развития цивилизации,
мощным инструментом передачи человеческого опыта. Основу
этого исключительно сложного процесса составляют теоретиче6
ВЕСТНИК
ВГИК | НОЯБРЬ 2009 | № 1
Стр.3