Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Наука о человеке: гуманитарные исследования.  / №2(28) 2017

РОЛЬ БАЛЛАДЫ А. С. ПУШКИНА «ЖИЛ НА СВЕТЕ РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ…» В ПОЭТИКЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛеушина О. В.
Страниц7
ID627517
АннотацияРассматривается литературоведческая проблема включения пушкинского текста одной из версий баллады «Жил на свете рыцарь бедный…» в поэтику романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Изучением данного проблемного вопроса в литературе занимались С. М. Бонди, И. З. Сурат, Р. В. Иезуитова. В статье делается вывод о том, что Ф. М. Достоевский часто размышлял о тайне и недосказанности пушкинского текста, приводятся примеры из подготовительных материалов к роману «Идиот» и «Записей к “Дневнику писателя”». Исходя из подобных выводов формулируются параметры анализа поэтики романа Ф. М. Достоевского «Идиот» с позиции сопоставления с текстом пушкинской баллады. Процесс сопоставления предполагает целостный системноструктурный анализ поэтического текста А. С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…», который Достоевский включил в роман со своим толкованием. Роль баллады в поэтике романа Достоевского во многом заключается в том, что в пушкинском тексте мы видим описание одной сильной линии, которая также лежит в основе романа «Идиот». Эта ведущая линия заключает в себе целостность христологической идеи. Проведённое исследование имеет значение для теории и практики преподавания литературы в школе и вузе.
Леушина, О. В. РОЛЬ БАЛЛАДЫ А. С. ПУШКИНА «ЖИЛ НА СВЕТЕ РЫЦАРЬ БЕДНЫЙ…» В ПОЭТИКЕ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» / О. В. Леушина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. .— 2017 .— №2(28) .— С. 20-26 .— URL: https://rucont.ru/efd/627517 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ» Рассматривается литературоведческая проблема включения пушкинского текста одной из версий баллады «Жил на свете рыцарь бедный…» в поэтику романа Ф. М. Достоевского «Идиот». <...> Изучением данного проблемного вопроса в литературе занимались С. М. Бонди, И. З. Сурат, Р. В. Иезуитова. <...> В статье делается вывод о том, что Ф. М. Достоевский часто размышлял о тайне и недосказанности пушкинского текста, приводятся примеры из подготовительных материалов к роману «Идиот» и «Записей к “Дневнику писателя”». <...> Исходя из подобных выводов формулируются параметры анализа поэтики романа Ф. М. Достоевского «Идиот» с позиции сопоставления с текстом пушкинской баллады. <...> Роль баллады в поэтике романа Достоевского во многом заключается в том, что в пушкинском тексте мы видим описание одной сильной линии, которая также лежит в основе романа «Идиот». <...> Эта ведущая линия заключает в себе целостность христологической идеи. <...> Ключевые слова: А. С. Пушкин, системно-структурный анализ, «Жил на свете рыцарь бедный…», баллада, «онегинский» автограф, «библиотечный» автограф. <...> Включение пушкинского текста «Жил на свете рыцарь бедный…» в поэтику романа Ф. М. Достоевского «Идиот» представляет собой литературоведческую проблему, которая на настоящий момент мало изучена. <...> Согласно исследованиям С. М. Бонди, «стихотворение Пушкина о бедном рыцаре (“Жил на свете рыцарь бедный…”) существует в двух резко отличающихся друг от друга редакциях: краткой (в качестве песни Франца в так называемых “Сценах из рыцарских времён”) и распространённой (как отдельное самостоятельное стихотворение – “Легенда”, “Баллада о рыцаре, влюблённом в деву”). <...> В качестве основных выводов, в статье «Стихи о бедном рыцаре» учёный отмечает, что вторая редакция баллады («онегинский» автограф) в сравнении с первой редакцией стихотворения («библиотечный» автограф) представляет собой «цензурную переделку», при этом единого, бесспорного «канонического <...>