Содержание
ИСТОРИЯИФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аронов А. А. Луначарский: Личность без культа . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Цыренов В. Ц. Исторические аспекты генезиса концепций личностно
ориентированного образования в педагогике . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Гинзбург М. Р. Истоки социального инфантилизма . . . . . . . . . . . . . . 15
Свиридов В. А., Ленченкова Ю. В. Использование исторического опыта
правового воспитания в современных вузах Министерства обороны
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Подзолков В. Г., Белянкова Е. И. Трудовое воспитание и
профессиональное обучение как средство профилактики преступности
несовершеннолетних в Российской империи в конце XIX —
начале ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
МИР ОБРАЗОВАНИЯ
Нуруллин Р. А. Образование как центр гармонизации отношений
культуры, цивилизации и личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Дворникова Е. И. Культурный потенциал образования в контексте
проблемы формирования культурной идентичности и толерантности
личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Шаповалов В. К., Игропуло И. Ф. Подготовка студентов педагогической
магистратуры к социальному предпринимательству . . . . . . . . . . . . . 56
Абдурахманова П. Д., Раджабова П. Т., Гаджибекова З. Г. Специфика
обучения английскому языку учащихся начальных классов в условиях
многонациональных школ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Бабаева Э. С. Тенденции к развитию и обновлению российской системы
образования в условиях ее модернизации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Баширова М. А., Мухина В. М., Салихова Л. Э. Формирование
духовнонравственной культуры студентов в системе современного
российского педагогического образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Захарова О. А., Черкесова Л. В., Акишин Б. А., Богданова Н. Ю.,
Манаенкова О. Н. Феномен инженерного мышления и роль
современного технического образования в подготовке инженера
мирового уровня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
299
Стр.299
ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ
Якушкина М. С., Илакавичус М. Р. Экология образовательного
пространства СНГ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Лукманов Р. Н. Совершенствование системы воспитания в высших
военноучебных заведениях Министерства обороны Республики
Казахстан — основа формирования личности офицера вооруженных сил 88
Деникин А. В., Мишин Р. В. Анализ опыта работы по профилактике
суицидов среди военнослужащих в армиях зарубежных государств . . . . 92
Тенитилов П. С. Отечественный опыт профессиональной подготовки
иностранных военнослужащих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
МОЕ МНЕНИЕ
Аронов А. А., Гуляев В. Н. Преподаватель высшей школы: к вопросу
об актуальности вечных истин. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Десенко В. М., Сайфудинов Д. А., Сливин Т. С. Об актуальности заочного
обучения в образовательных организациях Минобороны России . . . . . 108
Золотовская Л. А., Фасоля А. А. Проблемы развития субъектности
будущих офицеров в инновационнодеятельностной среде военного
вуза . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Закатов В. В. Педагогическое творчество педагогического работника
образовательной организации высшего образования МВД России и
пути его развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Казакова А. Г., Евсин С. О., Косолапов Я. Б. Элементы театрализации
в профессиональной подготовке будущих магистров в вузе культуры . . . . 127
Белашева И. В. К вопросу об эмоциональной компетентности
в контексте психологического здоровья личности . . . . . . . . . . . . . . 140
Поминова О. Л., Исаева Н. Н. Целеполагание в процессе воспитания
и обучения будущих офицеров внутренних войск МВД России . . . . . . 148
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК:
ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ
Лазукин А. Д. Актуальные вопросы профессиональнопедагогической
подготовки преподавателей вузов к реализации функций развивающего
и воспитывающего обучения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
Кузьмина Т. И. Специальнопсихологические знания
в профессиональной подготовке военнослужащих и сотрудников
силовых структур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
Утробин Г. Ф., Обыночный И. А. Управленческие аспекты в программах
подготовки научнопедагогических кадров в аспирантуре
(адъюнктуре) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
300
Стр.300
Раджабалиев Г. П., Зияудинова С. М., Зияудинов М. Д. Роль
информационной образовательной среды в повышении качества
образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
Власюк Л. Л. Проблемы образования на современном этапе и пути их
решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Исаева Н. Н. Формирование сплоченного подразделения
военнослужащих войск Национальной гвардии: аксиологический
подход . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
ПЕРЕДОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Федоренко А. А., Шуринова В. В. Из опыта преподавания академической
риторики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Гончаров С. В., Дидык Б. В. Современные стрелковые тренажеры
и их комплексное применение в процессе огневой подготовки курсантов
военных вузов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Алипханова Ф. Н., Гантемирова З. Э. Модель формирования
коммуникативной компетентности юристов средствами эффективных
форм и технологий взаимодействия субъектов образовательного
процесса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Газаева Л. В. Особенности реализации функционального подхода
к обучению учащихся вводным конструкциям русского языка . . . . . . 203
Клевцевич В. П., Манакова О. М. Опыт исследования эффективности
формирования авторитета офицера у курсантов в вузах ракетных
войск. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Исаева М. А. Структурносодержательная модель формирования
проектноисследовательской культуры студентов педагогических
специальностей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Федак Е. И., Кармаев А. Ю. Дихотомия научных подходов к процессу
реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих
внутренних войск МВД России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Урунтаева Г. А. Специфика построения практикума по овладению
воспитателем диагностической функцией профессиональной
деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Христенко Г. И. Педагогические технологии развития
профессиональной креативности студентов. . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Русаков Ю. А. Военный оркестр как важный элемент системы
воспитания военнослужащих отдаленных гарнизонов . . . . . . . . . . . 244
301
Стр.301
Мурадова П. Р. ИКТкомпетентность организаторов учебного процесса
в области использования автоматизированных систем управления
образовательными организациями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
Миназова В. М. Структура способности психолога эффективно
взаимодействовать с социальными педагогами коррекционного
образовательного учреждения по вопросам развития учащихся . . . . . . 256
Магомадова З. С., Джабагова С. С. Дидактические аспекты применения
мультимедийного обучения в образовательной практике . . . . . . . . . . 262
Кокаева Х. В. Коммуникативные функции монолога . . . . . . . . . . . . 267
Истомина К. В. Оценка результатного и динамического аспектов
качества высшего военного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Ермаченков А. В. Современные подходы к моделированию
педагогических процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Савельев А. С. Педагогическая деятельность должностных лиц
по формированию у военнослужащих моральнопсихологической
готовности к успешному выполнению служебнобоевых задач . . . . . . 282
Наши авторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
302
Стр.302
Table of Contents
HISTORY AND PHILOSOPHY OF EDUCATION
Aronov A. A. Lunacharsky: personality without cult . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Tsyrenov V. T. Personality focused education concepts genesis historical aspects
in pedagogics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Ginzburg M. R. Sources of social infantility . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Sviridov V. A., Lenchenkova Y. V. Law education historical experience
use in the modern higher education institutions of the Ministry of Defense
of the Russian Federation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Podzolkov V. G., Belyankova E. I. Labor education and vocational training
as the minors’ crime prophylactics in the Russian Empire at the end of XIX —
beginning of the XX century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
WORLD OF EDUCATION
Nurullin R. A. Education as a center for cultures, civilizations and persons
relations harmonization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Dvornikova E. I. Education cultural potential in the context of the personality’s
cultural identity and tolerance formation problem . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Shapovalov V. K., Igropulo I. F. Pedagogical magistracy students training
for social entrepreneurship . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Abdurakhmanova P. D., Radzhabova P. T., Gadzhibekova Z. G. Elementary school
pupils’ English language training specificity in multinational schools
conditions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
Babaeva E. S. The Russian education system development and updating
tendencies in conditions of its modernization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Bashirova M. A., Mukhina V. M., Salikhova L. E. Students’ spiritual and moral
culture formation in the modern Russian pedagogical education system . . . . . 71
Zakharova O. A., Cherkesova L. V., Akishin B. A., Bogdanova N. Y.,
Manaenkova O. N. An engineering thinking phenomenon and the modern
technical education role in the training of a world level engineer . . . . . . . . . 77
EDUCATION IN THE WORLD
Yakushkina M. S., Ilakavichus M. R. Ecology of the CIS educational space . . . 83
303
Стр.303
Lukmanov R. N. Improvement of the educational system at the highest military
schools of the Ministry of Defense of the Republic of Kazakhstan —
a basis for an armed forces officer’s personality formation. . . . . . . . . . . . . 88
Denikin A. V., Mishin R. V. Analysis of experience on suicides prevention among
the foreign military personnel . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Tenitilov P. S. The Russian experience of foreign military personnel vocational
training . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
MY OPINION
Aronov A. A., Gulyaev V. N. A lecturer: to the problem of the eternal truth
urgency . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Desenko V. M., Sayfudinov D. A., Slivin T. S. On the correspondence course
urgency in the educational institutions of the Ministry of Defense
of the Russian Federation. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
Zolotovskaya L. A., Fasolya A. A. Future military officers’ subjectivity
development problems in the innovative active environment of a military
school. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Zakatov V. V. Pedagogical creativity of a pedagogical employee at the
educational institution of the Ministry of Interior of Russia and ways of its
development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Kazakova A. G., Evsin S. O., Kosolapov Y. B. Stage adaptation elements
in vocational training of future M. S. at a college of culture . . . . . . . . . . . 127
Belasheva I. V. The problem of about emotional competence in the context
of psychological health of the personality . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140
Pominova O. L., Isaeva N. N. Goalsetting in the course of education
and training of future internal troops officers of Ministry of Interior of Russia 148
PEDAGOGICAL SEARCH:
PROBLEMS AND JUDGMENTS
Lazukin A. D. Topical issues of lecturers’ professional and pedagogical training
for the realization of developing and educative functions . . . . . . . . . . . . 154
Kuzmina T. I. Special and psychological knowledge in vocational training
of the military personnel and power structures employees . . . . . . . . . . . . 163
Utrobin G. F., Obynochny I. A. Administrative aspects in programs
of scientific and educational personnel training at a graduate course
(graduate military course). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Radzhabaliev G. P., Ziyaudinova S. M., Ziyaudinov M. D. The information
educational environment role in the education quality improvement . . . . . . 176
Vlasyuk L. L. Education problems at the present stage and ways of their
solution. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
304
Стр.304
Isaeva N. N. Formation of a National Guard cohesive division: an axiological
approach . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
ADVANCED EDUCATIONAL TECHNOLOGIES:
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EXPERIENCE
Fedorenko A. A., Shurinova V. V. From experience of teaching
the academic rhetoric . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Goncharov S. V., Didyk B. V. Modern shooting exercise machines and their
complex application in the course of fire training of cadets of military higher
education institutions . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
Alipkhanova F. N., Gantemirova Z. E. Model of lawyers’ communicative
competence formation by means of the effective forms and technologies
of educational process subjects’ interaction . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Gazaeva L. V. Realization features of functional approach to the Russian
language introductory constructions of pupils . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Klevtsevich V. P., Manakova O. M. Rocket troops schools cadets’ officer
authority formation efficiency study experience . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
Isaeva M. A. A structural and substantial model of formation of pedagogical
specialties students’ design and research culture . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Fedak E. I., Karmaev A. Y. A dichotomy of scientific approaches to the process
of realization of the persuasion method in the internal troops of Russia military
personnel education . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Uruntaeva G. A. Specificity of a workshop creation on a tutor’s diagnostic
function of the professional activity mastering . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
YOUNG SCIENTIST’ TRIBUNE
Khristenko G. I. Students’ professional creativity development pedagogical
technologies . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
Rusakov Y. A. Military orchestra as an important element of remote garrisons
military personnel education system . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244
Muradova P. R. Educational process organizers’ ICTcompetence in the field
of use of automated control systems for the educational organizations . . . . . 250
Minazova V. M. The ability structure of a psychologist for the effective
interaction with social teachers of a correctional educational institution
concerning the development of pupils . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Magomadova Z. S., Dzhabagova S. S. Didactic aspects of the multimedia
training application in the educational practice . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Kokaeva K. V. Communicative functions of a monologue . . . . . . . . . . . . 267
305
Стр.305
Istomina K. V. The higher military education quality’s resulting and dynamic
aspects assessment . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273
Ermachenkov A. V. Modern approaches to the pedagogical process
modeling . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Savelyev A. S. Pedagogical activity of officials on the military personnel’s
formation of moral and psychological readiness for successful realization
of service and fighting tasks . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
Our authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
306
Стр.306