В своем же назначении как особая научная сфера познания человека—его психики она выстраивалась сложно, фиксируя в своем историческом становлении и развитии уровневые и содержательные характеристики осмысления и пони мания Человека, особенностей его психического развития как реального субъекта исторического движения в выполнении социальной эволюции. <...> Однако все более явными становятся недостаточная глубина его оценки и отрефлексированность реального смысла его преобразующего действия на общей дистанции исторического движения общества в плане понимания его как особого проявления развития в выполнении социальной эволюции во всей сложности процессуального содержания последней. <...> В плане вышесказанного четко определяется задача не только фиксации отдельных изменений и показателей в поведении, отношениях современного человека, прежде всего человека растущего, молодежи, а также разных слоев населения, но и вписывания этих изменений в реальное принципиально но вое состояние процесса развития современного общества на общей дистанции ис торического выполнения социальной эволюции, в его структуру и содержание. <...> Но все более четко в контексте современных исторических преобразова ний высвечивается потребность рассматривать проблемы человека в связи не только с конкретной культурноисторической ситуацией и не только с растущей необходимостью ориентации на его будущее, но и с учетом «исто рического прессинга» исторического процесса, значимого в причинноследст венных объяснениях особенностей осуществления онтогенеза, филогенеза в культурноисторических пространствах разных этапов в динамике истори ческого выполнения социальной эволюции в настоящее время и в целом. <...> Psihologija XXI veka : ucheb. dlja vuzov / pod red. <...> Ключевые слова: метакогнитивизм, метакогнитивные процессы, метакогнитивные качест Одной из основных особенностей развития научного знания в целом и психологического <...>
Мир_психологии_№4_2016.pdf
Мир психологии
Содержание
Отредколлегии. Психология как культурноисторическое явление . . . . . . . . 3
Психология в современном мире
(психологи о психологии)
Проблемные ситуации психологии XXI в.
Асмолов А. Г., ГусельцеваМ. С. Психология как ремесло социальных
изменений: технологии гуманизацииидегуманизации в обществе . . . . . 14
Карпов А. В.Проблемапредмета в современном метакогнитивизме . . . . . . . 28
Розин В.М. Одна из точек «вненаходимости» по отношению
к современной психологии (заметки методолога) . . . . . . . . . . . . . . . 42
Петренко В. Ф. Перспективы развития психологической школы
Выготского—Леонтьева—Лурии в контексте проблематики
психосемантики бессознательного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Подольский А. И. Вызовы времени и некоторые вопросы педагогической
психологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
и профессиональные качества психолога
Михеев В. А. Психология профессионального самоопределения
ипомогающиепсихотехники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Леонова А. Б. Психологипрактики в организациях производительного типа:
прошлое, настоящее, будущее. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
БуякасТ.М. Психологпрофессионал:
становлениеипрофессиональныевозможности . . . . . . . . . . . . . . . . 98
Кондрашихина О. А. Конструктивная активность в условиях
неопределенности какпрофессионально важноекачествопсихолога. . . 111
Солнцева Г. Н. Принятие решения и решение проблем:
соотношениепонятийипсихологических закономерностей . . . . . . . . 121
Барабанщикова В. В., Мешкова П. Р. Синдром выгорания психологов
консультантов и их представления о содержательных трудностях
профессии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
Кузнецова А. С., Лузянина М. С. Психологические проблемы эффективности
отдыха: как работаютиотдыхают психологи. . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Родина О. Н., Прудков П. Н. Профессиональная мотивация и успешность
профессионализации психологов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Кузнецов К. Г., Кувшинова О. Л., Серебряков А. Г., Биккулова О. С.
Профконсультант: портрет профессионала
иквалификационныетребования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167
307
Профессия психолога
2016,№4 (88)
Стр.307
Подходы и методы в работе психолога
Исаева А. Н., Старовойтенко Е. Б. Метод кинокейсов в преподавании
современной персонологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Пряжников Н. С. Дискуссионный метод в психологии и педагогике:
проблемыиперспективы развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
Исайчев Е. С., Исайчев С. А. Методологические аспекты
инструментальной «детекциилжи» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Стратегия и тактика психологического консультирования
Карабанова О. А. Стратегия и тактика профессиональной деятельности
психологаконсультанта в решении судебных споров о месте проживания
иучастии родителей в воспитанииребенкаприразводе . . . . . . . . . . . 214
Молчанов С. В. Организация условий ориентировки в морально
ценностном выборе личности как задача психологического
консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221
Захарова Е. И. Психология развития в решении задачи сопровождения
периода освоения родительства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Станковская Е. Б., Обидина О. Е. Субъективная витальность как ресурс
профессиональной деятельности психологовконсультантов:
сравнительное исследование представителей различных
психотерапевтическихшкол . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 236
в пространстве современной психологии
Блинникова И. В., Капица М. С., Леонова А. Б. Психологические
исследованияинформационногопоиска винтернетсреде . . . . . . . . . 246
Жильцова О. А., Самоненко Ю. А. Трансактный анализ Э. Берна:
новое прочтение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Научные и научнопрактические исследования
Учитель—это звучит гордо
СаловА.И. Вертикаль этического сознания учителя
как ядра его этическогомировоззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Бастун Н. В. Диалогическая направленность личности педагога
как предпосылка реализации культурологического подхода
в образовании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Профессия как специальная направленная деятельность
Майсак Н. В., Шнейдер Л. Б. Проблема нормы в профессиях
с деонтологическим статусом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
ЗаварцеваМ. М., Чернышева О. Н. Многоплановая рефлексия
институциональных основ деятельности персонала и организационного
доверия в контексте обеспечения эффективного функционирования
организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Нашиавторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301
Новые задачи и поиски
308
Стр.308
World of psychology
Table of contents
Editorial Note. Psychology as a cultural and historical phenomenon. . . . . . . . . . . 3
Psychology in the modern world
(psychologists about psychology)
Problem situations of the XXI century psychology
Asmolov A. G., Gusel’tseva M. S. Psychology as a trade of the social changes:
humanization and dehumanization technologies in society . . . . . . . . . . . . 14
Karpov A.V. Problem of a subject in the modern metacognition . . . . . . . . . . . . 28
Rozin V.M. One of the outsidedness points on the relation to the modern psychology
(a methodologist’s note) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
Petrenko V. F. Prospects of Vygotsky—Leontyeva—Luriya’s psychological
school development in the context of the unconscious psychosemantics
problematics . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Podolsky A. I. Challenges of time and some pedagogical psychology problems. . . . . 67
Psychologist’s trade and a psychologist’s professional qualities
Mikheev V. A. Professional selfdetermination psychology and helping psychotechnics 75
Leonova A. B. Psychologists practitioners in the productive type organizations:
past, present, future . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
Buyakas T.M.Apsychologistprofessional: formation and professional opportunities 98
Kondrashikhina O. A. Constructive activity in conditions of uncertainty
as a psychologist’s professionally important quality . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Solntseva G. N. Decisionmaking and problems solution: ratio of concepts
and psychological regularities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Barabanschikova V. V., Meshkova P. R. Psychologists—consultants’ syndrome
of burning out and their ideas of the trade substantial difficulties . . . . . . . . . 131
Kuznetsova A. S., Luzyanina M. S. Psychological problems of the recreation
efficiency:howdo the psychologistswork and rest . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
Rodina O. N., Prudkov P. N. Professional motivation and success
of psychologists’ professionalization . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Kuznetsov K. G., Kuvshinova O. L., Serebryakov A. G., Bikkulova O. S.
Professional consultant: professional’s portrait and qualification requirements 167
Approaches and methods in the psychologist’s work
Isaeva A. N., Starovoytenko E. B. Movie cases method of in the modern personology
teaching. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
Pryazhnikov N. S. A discussion method in the psychology and pedagogics:
problems and development prospects. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
309
2016,№4 (88)
Стр.309
Isaychev E. S., Isaychev S. A. Methodological aspects of the instrumental detection
of lie. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Strategy and tactics of the psychological consultation
Karabanova O. A. Strategy and tactics of the psychologistconsultant’s
professional activity in the solution of the litigation about accommodations
and the participation of parents in the upbringing of the child at divorce . . . . . 214
Molchanov S. V. The organization of conditions for the orientation in the moral
value choice of the personality as a problemof a psychological consultation . . . 221
Zakharova E. I. Developmental psychology in the solution of tasks of parenting
adaptationmaintenance period . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
Stankovskaya E. B., Obidina O. E. Subjective vitality as a resource
for the psychologistsconsultants’ professional activity: comparative study
of various psychotherapeutic schools’ representatives . . . . . . . . . . . . . . . 236
New tasks and searches in the modern psychology space
Blinnikova I. V., Kapitsa M. S., Leonova A. B. Psychological studies
of the information search in the Internet environment . . . . . . . . . . . . . . 246
Zhiltsova O. A., Samonenko Y. A. E. Burn’s transactional analysis:
newinterpretation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
Scientific and scientific and practical studies
Teacher—it sounds good
Salov A. I. The teacher’s ethical consciousness vertical line as kernels of his/her
ethicalworld outlook . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262
Bastun N. V. Teacher’s personality dialogic orientation as a prerequisite
for the realization of a culturological approach in the education . . . . . . . . . 269
Trade as a specially directed activity
Maysak N. V., Shneider L. B. Problem of norm in the trades with
the deontological status . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Zavartseva M. M., Chernysheva O. N. Multiaspect reflection on the institutional
framework of the activities of staff and organizational trust in the context
of organization effective functioning ensuring . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291
Ourauthors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
310
Стр.310