В журнале публикуются результаты исследований современного состояния высшей школы России, обсуждаются вопросы теории и практики гуманитарного, естественно-научного и инженерного высшего образования. <...>
Журнал входит в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК для публикации результатов научных исследований по направлениям:
философия, социология и культурология;
педагогика и психология;
история. <...>
Высшее_образование_в_России_№4_2018.pdf
www.vovr.ru; www.vovr.elpub.ru
Журнал издаётся с 1992 года
4
2018
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Содержание
Contents . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Направления модернизации образования
Г.Н. МОТОВА, В.Г. НАВОДНОВ. От институциональной аккредитации
к мониторингу эффективности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
А.И. ЧУЧАЛИН. Модернизация трехуровневого инженерного
образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Е.В. КАРАВАЕВА, О.В. ВОРОБЬЕВА, В.П. ТЫШКЕВИЧ. О разработке
модели формирования исследовательских компетенций выпускников
программ высшего образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Высшее образование: критический дискурс
В.С. СЕНАШЕНКО. Нормативно-правовое обеспечение
высшего образования нуждается в реконструкции
(комментарий к статье С. В. Коршунова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Д.А. СЕВОСТЬЯНОВ. Образовательные стандарты и кризис
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .57
И.Н. МИШИН. Критическая оценка формирования перечня
компетенций в ФГОС ВО 3++ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .66
Стр.3
Социология образования
Соучредители: Московский
политехнический
университет;
Ассоциация технических
университетов
Партнеры:
НИЯУ МИФИ,
ННГУ им. Н.И.Лобачевского,
КНИТУ,
РГГУ,
ТвГУ,
РосНОУ
Главный редактор:
М. Б. Сапунов
Зам. главного редактора:
Е. А. Гогоненкова
Н. П. Лябина
Редакторы:
О. Ю. Миронова
Ответственный секретарь:
Л. Ю. Одинокова
Корректор:
М. В. Куликова
Технический редактор:
Д. В. Давыдова
Художник:
Н. Н. Жильцов
Адрес редакции:
127550, Москва,
ул. Прянишникова, д. 2А
Юридический адрес:
107023, Москва,
ул. Б. Семёновская, д. 38
Тел./факс: (499) 976-07-46
e-mail: vovrus@inbox.ru
vovr@bk.ru
Журнал зарегистрирован
в Роскомнадзоре
Рег. св. ПИ № ФС7754511
от 17 июня 2013 года
Подписано в печать с
оригинал-макета 28.03.2018
Усл. п. л. 11. Тираж 600 экз.
Отпечатано в типографии
ППП «Типография
“Наука”». Зак. №
© «Высшее образование
в России»
www.vovr.ru;
www.vovr.elpub.ru
Education Online
А.А. КУЗНЕЦОВА, В.Б. НИКИШИНА.
Видеолекция как самопрезентация преподавателя
вуза в условиях электронного образовательного
пространства ....................................... 149
М.А. БАБАЕВА, А.Ф. СМЫК. Заочное обучение:
исторический путь к МООК ......................... 156
Образование за рубежом
Ю.Д. АРТАМОНОВА, А.Л. ДЕМЧУК, А.Н. КАРНЕВ,
В.В. САФОНОВА. Современные стратегии
развития науки и подготовки научных кадров:
международный опыт ............................... 135
Педагогика высшей школы
Е.И. МУРАТОВА, Н.В. МОЛОТКОВА. Педагогическая
практика аспирантов технического университета:
традиции и инновации .............................. 101
Е.О. ПОХОМЧИКОВА. Проектирование цикла
учебных занятий по дисциплине с позиций
деятельностно-компетентностного подхода .......... 115
С.Е. ЩЕПЕТОВА, А.И. САТДЫКОВ.
Применение игровых технологий в преподавании
«системных» дисциплин ............................ 127
М.И. ЖАБСКИЙ, К.А. ТАРАСОВ. Развлекательное
насилие в кинодосуге учащейся молодежи ............. 76
В.А. СТАРОДУБЦЕВ, П.В. РОДИОНОВ.
Волонтёрские сообщества – школа
профессиональных проб студентов ................... 86
С.С. ДОНЕЦКАЯ, С.В. ДОВГАЛЬ. Продвижение
выпускников на рынке труда и отслеживание
их трудоустройства: опыт университета ............... 93
Стр.4
Higher Education in Russia • No. 4, 2018
Contents
3
Areas of Education Modernization
G.N. MOTOVA, V.G. NAVODNOV. From Institutional Accreditation to Monitoring
of Effectiveness. Pp. 9-21
A.I. CHUCHALIN. Modernization of the Three-cycle Engineering Education Based on FSES 3++
and CDIO++. Pp. 22-32
E.V. KARAVAEVA, O.V. VOROBIEVA, V.P. TYSHKEVICH. On the Creation of a Research
Competencies Development Model for Higher Education Programs Graduates. Pp. 33-47
Higher Education: Critical Discourse
V.S. SENASHENKO. Legal Framework of Higher Education in Russia Needs Reconfiguration.
Pp. 48-56
D.A. SEVOSTYANOV. Educational Standards and the Crisis of Education. Pp. 57-65
I.N. MISHIN. Problems of the Formation of Universal and Professional Competences
in the FSES HE 3 ++ and the Ways of Their Solutions. Pp. 66-75
Sociology of Education
M.I. ZHABSKIY, K.A. TARASOV. Entertainment Violence in the Leisure of Student
Youths. Pp. 76-85
V.A. STARODUBTSEV, P.V. RODIONOV. Volunteer Organization as a School of Students’
Vocational Trials. Pp. 86-92
S.S. DONETSKAYA, S.V. DOVGAL. Experience of Novosibirsk State University in Promotion
Its Graduates on Labor Market and Tracking Their Career. Pp. 93-100
Higher School Pedagogy
E.I. MURATOVA, N.V. MOLOTKOVA. Pedagogical Practice of Technical University Postgraduates:
Tradition and Innovations. Pp. 101-114
E.O. POKHOMCHIKOVA. Project Design of Learning Activity Cycle from the Perspective of Activity
and Competence Approach. Pp. 115-126
S.E. SHCHEPETOVA, A.I. SATDYKOV. Application of Game-based Simulation in “System Analysis”
Courses. Pp. 127-134
Higher Education Abroad
Yu.D. ARTAMONOVA, A.L., DEMCHUK, A.N. KARNEYEV, V.V. SAFONOVA. Modern Strategies
for the Development of Science and Researchers Training: International Experience. Pp. 135-148
Education Online
A.A. KUZNETSOVA, V.B. NIKISHINA. Video Lecture as a University Teacher’s Self-Representation
in the Conditions of Electronic Educational Resources Implementation. Pp.149-155
M.A. BABAEVA, A.F. SMYK. Extramural Education: A Historical Path to MOOC. Pp. 156-166
Стр.5