№ 11
14–20 марта 2018
www.lgz.ru
(6635)
Основана в 1830 году
при участии А. С. Пушкина
Издание возобновлено
в 1929 году при поддержке
М. Горького
ЧИТАЙТЕ
в❸ «Правильное
оспитание – это наша
счастливая старость»
НАСТОЯЩЕЕ ПРОШЛОЕ
Переносное значение
100 лет назад Москва снова стала столицей
Исполнилось 130 лет со дня рождения
автора этого тезиса, педагога-новатора
Антона Макаренко. Востребована ли
и сегодня его методика воспитания?
❹ ●
Вос ❺ Россия,
и коллективный Запад
Эта статья Виталия Третьякова была написана
для итальянского геополитического
журнала «Limes», но взгляд автора
будет интересен и нашим читателям.
точная Европа
первопр❻ С азартом
оходца
Современная русская литература настолько
увлекла американку Лизу Хейден,
что она не только переводит произведения
российских авторов, но и ведёт
посвящённый им блог.
❶❸ Довлатов
и «Довлатов»
Фильм Алексея Германа вызвал споры,
но в отличие от других продуктов артхаусного
кинематографа успешен
в прокате.
РАКУРС С ДИСКУРСОМ
Традиции и инновации
под одной крышей
В современном литературном
процессе существует
соответствующая эстетике
времени состязательность,
которую нужно воспринимать
с интересом, а не
критиковать, считает директор
ИРЛИ РАН Валентин
Головин.
– Валентин Вадимович,
какие планы у Пушкинского
Дома на 2018 год?
– Планы всегда были одинаковые.
Что в 1905 году, когда
основался Пушкинский Дом,
что сейчас. Во-первых, продолжение
академической деятельности
– издание академических
собраний сочинений, так называемых
эталонных сборников,
которые выходят с 30-х годов
ХХ века и без которых невозможно
развитие современной
филологической науки. Во-вторых,
представление коллекции
Пушкинского Дома миру. В том
числе программа «Pushkin
Digital», сайт russianliterature.org,
и наш архивный сайт.
Продолжение на стр. 14–15
Казалось бы – праздник, юбилей события,
которое позволило Москве
стать уникальным мегаполисом, совершить
рывок в ХХ веке, обрести
современное лицо в XXI. Но удивительно,
слышатся сегодня заунывные
голоса: зачем надо было затевать
переезд в марте 1918-го, не имелось,
дескать, для такого решения объективных
предпосылок. И даже предлагается
версия: большевики тайно
договорились с немцами сдать Петроград
и потому оставили «колыбель
революции», трусливо спрятавшись
в Москве.
Между тем решение принималось из
соображений безопасности на основании
доклада члена Высшего Военного
совета Михаила Бонч-Бруевича (генерал-майора
Российской императорской
армии, генерал-лейтенанта Красной
армии). Угроза интервенции была
вполне реальной даже после подписания
Брестского мира, а новая государственная
граница проходила всего в
35 км от Петрограда. И не случись переноса
столицы в 18-м, это бы наверняка
произошло позже – уязвимость
Петербурга–Петрограда–Ленинграда
– очевидна, что и подтвердилось трагическим
образом во время Великой
Отечественной войны.
Вообще это стало у нас традицией –
оценивать действия власть имущих,
не принимая во внимание резоны военной
стратегии. Прекраснодушные
гуманитарии до сих пор рождают фантазии
о Петербурге, не потерявшем столичного
статуса, печалятся об утрате
«старой Москвы».
КНИГА НЕДЕЛИ
Владимир Потресов.
Москва нашего детства
в фотографиях Александра
Потресова середины
ХХ века
М. Пальмир 2017
272 с. 500 экз.
Сколько самых разных фотомастеров снимали
Пскова, Владимира, Новгорода и других древних
русских городов, фотохудожнику была не чужда
жанровая и пейзажная съёмка. Едва лишь снят
был запрет на фотографирование в центре столицы,
он – старожил Арбата – принялся с упоением
фотографировать архитектурные шедевры,
улицы и площади, переулки и дворы, оставив
коллекцию удивительного пространства, каковой
являлась Москва 50–60-х годов прошлого
века. Москва нашего детства.
Спасибо сыну фотомастера Владимиру Пол
Но
кроме логики и прагматизма, в решении
о переносе столицы видится
ещё и рука провидения. Кажется, небесные
силы, покровительствующие
архитектуре, толкнули Совнарком по
направлению к Москве. По сути, таким
образом был сохранён исторический
облик Петербурга, гармоничного в своей
умышленности. А Москва – явление
эклектичное – легко переварила разнообразные
веяния времени, обновилась
шедеврами конструктивизма 20–30-х,
сталинского классицизма 40–50-х, советского
модернизма 60–70-х.
История доказала – решение было правильным.
Не будь его, Белокаменная
застыла бы в патриархальном образе,
превратилась в одну из милых достопримечательностей
Золотого кольца.
Для Третьего Рима – маловато.
Выходит по средам
Москву! А с приходом эры гаджетов количество
кадров Красной площади, Тверского бульвара
или ставшей для «ЛГ» родной Большой Никитской
улицы выросло в миллионы раз! И лишь немногим
в этом бурном фотопотоке удаётся оставить
на десятилетия бесценные кадры города, который
меняется на глазах. Александр Потресов
(1902–1972) из их числа. Хотя основную известность
принесли ему фотографии сохранившейся
в те годы храмовой и гражданской архитектуры
тресову, в прошлом литгазетовцу, который
хранит и открывает жителям ХХI века удивительно
милые картинки спешащих на работу
людей, гуляющих по бульварам влюблённых,
посетителей художественных выставок, в общем,
то, что составляло повседневную жизнь
москвичей.
Многое из того, что в те годы казалось важным,
сегодня вызывает ностальгическую улыбку
жителя столицы старшего поколения, а многое
– живой интерес.
MOS.RU
Стр.1