УДК 378.147: 101/141(075.8)
ББК 74.58: 87 я73
М 54
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р филос. наук, профессор А. П. Федоровский
(АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт»),
канд. пед. наук, доцент Н. Н. Уварова
М 54 Методика преподавания философии в вузах:
практикум / сост.: Г.В. Андрейченко, Е. В. Сапрыкина. –
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 94 с.
Практикум представляет собой составную часть учебно-методического
комплекса дисциплины «Методика преподавания философии
в вузах», разработанного в соответствии с требованиями
ФГОС ВО и СУОС СКФУ и включает разработки практических занятий
по курсу с целями, задачами и рекомендуемой литературой.
Пособие предназначено для студентов-философов, обучающихся
в магистратуре по направлению подготовки 47.04.01 – Философия
по программе «Управление коммуникациями».
УДК 378.147: 101/141(075.8)
ББК 74.58: 87 я73
Составители:
канд. филос. наук, доцент Г. В. Андрейченко,
канд. филос. наук, доцент Е. В. Сапрыкина
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
Стр.2
Предисловие
Динамика общественной жизни потрясает наше воображение
глубинными переменами во всех структурах экономики,
в политике и культуре. На наших глазах возникает общество
гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Неопределенность
и альтернативность исторического развития
человечества ставит его перед выбором, принудив оглядеться
и задуматься над тем, что же происходит в мире. Все отчетливее
возникает проблема новой стратегии человеческой жизнедеятельности.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой
ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе,
цели и смысла социальной и личной активности, ответственности
за свои поступки и выбор форм и направлений
своей деятельности становятся главными.
В становлении и формировании мировоззренческой культуры
человека особую роль всегда играла философия с ее многовековым
опытом критически-рефлексивного размышления над
глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Личностная
потребность в философии обусловлена тем, что, как
отмечал К. Ясперс, «философии не может не быть, пока живут
люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни
поверх всех целей в мире – явить смысл, охватывающий
эти цели, – осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл
в настоящем – служить посредством настоящего одновременно
и будущему, – никогда не низводить какого-либо человека
или человека вообще до средства. Постоянная задача философствования
такова: стать подлинным человеком посредством
понимания бытия...»1
.
В этом контексте трудно переоценить роль вузовского курса
философии. Представляется принципиально важным, чтобы в
процессе приобщения к философии как «аккумуляции духовного
опыта человечества» студент не только усваивал определенную
сумму знаний, но и приобретал новый социально значимый
опыт, «созидал себя», овладевал навыками философствования
как способа и метода миропостижения и миропонимания.
Пока не совсем преодолен кризис в преподавании философии,
образовавшийся после потери ею идеологического государственного
статуса: точнее, после отказа от ее преподавания
1
Ясперс К. Философская вера //Смысл и назначение истории. М.: Республика,
1994. С. 500.
3
ПРАКТИКУМ
Стр.3
как единой «унифицированной» учебной дисциплины по типовой
учебной программе.
В настоящее время философия, являясь полноправной составляющей
основных образовательных программ, должна способствовать
формированию личности, всегда открытой усвоению
новых знаний, умеющей адаптироваться к новым информационным,
технологическим и мировоззренческим парадигмам,
обладающей потребностью в самообразовании, осознающей
образование как ценность. Отсюда вытекает необходимость
совершенствования методики преподавания философии в вузе
и овладения навыками, достаточными для преподавания курса
философии в рамках Федерального Государственного стандарта
высшего образования 3 поколения. Эффективность преподавания
философии зависит от многих параметров, но, пожалуй,
одним из определяющих является стремление преподавателя к
профессиональному совершенствованию.
При очевидной значимости данного курса для подготовки
будущих преподавателей философии, его концепция и содержание
являются предметом дискуссии. До сих пор отсутствуют
учебники и учебные пособия по методике преподавания философии.
Учитывая это, мы предприняли попытку разработать
учебное пособие, ориентированное на овладение набором общекультурных
и профессиональных компетенций обучающимися
в магистратуре для решения образовательных задач, на
усвоение места философского образования в системе высшего
образования, его целей и задач, концептуальных основ учебного
курса философии.
Пособие разработано на основе программы дисциплины
«Методика преподавания философии в вузах», предназначенной
для студентов, обучающихся в магистратуре по направлению
«Философия»
Цель – формирование у студентов направления подготовки
47.04.01 – Философия основ практических профессиональных
знаний, позволяющих овладеть умениями и навыками, необходимыми
для преподавания курса философии, включая планирование,
разработку и чтение самого лекционного курса,
подготовку и проведение семинарских занятий в рамках курса,
осуществление учебных мероприятий контрольно-оценочного
характера.
4
Задачи курса:
– привить навыки использования специализированных профессиональных
знаний и умений при проведении занятий по
философским дисциплинам в высшей школе;
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗАХ
Стр.4
– сформировать готовность использовать в процессе педагогической
деятельности современные образовательные технологии,
формулировать и решать на их основе дидактические и
воспитательные задачи в соответствии с требованиями образовательных
стандартов;
– научить анализировать результаты своей педагогической
деятельности, организовать различные этапы учебного процесса
с использованием активных методов обучения, создавать
учебно-методические материалы для конкретных задач преподавательской
деятельности;
– развить способность устанавливать контакт с аудиторией,
готовность к осознанному выбору стратегий межличностного
взаимодействия в процессе преподавательской деятельности и
организации многосторонней коммуникации в аудитории с учетом
специфики аудитории.
В результате усвоения тем и разделов дисциплины, работы
на практических занятиях у обучающихся должны сформироваться
следующие компетенции:
– владение профессиональной культурой коммуникации
(ОПК-4);
– владение культурой социального взаимодействия (ОПК-5);
– способность использовать специализированные профессиональные
знания и умения при проведении занятий по философским
дисциплинам в высшей школе (ПК-6);
– готовность использовать в процессе педагогической деятельности
современные образовательные технологии, формулировать
и решать на их основе дидактические и воспитательные
задачи в соответствии с требованиями образовательных
стандартов (ПК-7);
– способность анализировать результаты своей педагогической
деятельности, организовать различные этапы учебного
процесса с использованием активных методов обучения, создавать
учебно-методические материалы для конкретных задач
преподавательской деятельности (ПК-8);
– способность устанавливать контакт с аудиторией, готовность
к осознанному выбору стратегий межличностного взаимодействия
в процессе преподавательской деятельности и организации
многосторонней коммуникации в аудитории с учетом
специфики аудитории (ПК-9).
Важной формой овладения методикой преподавания философии
являются практические занятия, которые способствуют
овладению умениями и навыками, необходимыми для преподавания
курса философии, включая планирование, разработку
5
ПРАКТИКУМ
Стр.5
и чтение самого лекционного курса, подготовку и проведение
семинарских занятий в рамках курса, осуществление учебных
мероприятий контрольно-оценочного характера.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
– требования, предъявляемые к преподавателю философских
дисциплин в современных условиях;
– теоретические основы преподавания философии;
– методические особенности преподавания философии;
– формы преподавания курса философии и их соотношение;
– цели и задачи лекции, учебного семинара и самостоятельной
работы по философии.
Уметь:
– использовать углубленные специализированные профессиональные
знания и умения при проведении занятий по философским
дисциплинам в высшей школе;
– дидактически преобразовывать результаты современных
научных исследований в области философии с целью их использования
в учебном процессе;
– использовать в процессе преподавания философии современные
образовательные технологии, формулировать и решать
на их основе дидактические и воспитательные задачи;
– анализировать результаты своей педагогической деятельности;
–
осуществлять учебные мероприятия контрольно-оценочного
характера;
– создавать учебно-методические материалы для конкретных
задач преподавания философии.
Владеть:
– методикой подготовки и чтения лекций по философии;
методикой подготовки и проведения семинарского занятия по
философии; формами текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации студентов по философии;
– навыками организации различных этапов учебного процесса
по философии с использованием современных образовательных
технологий;
– навыками анализа результатов своей педагогической деятельности;
–
основами межличностного взаимодействия в процессе
преподавательской деятельности и организации многосторонней
коммуникации в аудитории с учетом специфики аудитории.
6
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ В ВУЗАХ
Стр.6
Содержание
Введение .................................................................. 3
Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
1. Предмет, содержание и функции методики
преподавания философии .......................................... 7
Раздел II. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
2. История академического преподавания философии .. 14
3. Традиции преподавания философии в России .......... 21
4. Философ как субъект педагогической деятельности .. 29
5. Преподавание философии в условиях
двухуровневой системы образования .......................... 35
Раздел III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
6. Методика подготовки и чтения лекций
по философии ........................................................... 43
7. Методика подготовки и проведения
семинарского занятия ................................................ 49
8. Организация и управление самостоятельной работой
студентов по философии ............................................ 56
9. Система оценки знаний студентов по философии ..... 61
Литература ............................................................... 68
Глоссарий ................................................................. 69
Приложения .............................................................. 72
93
ПРАКТИКУМ
Стр.93