Научно-технический вестник Брянского государственного университета, 2017, №2
УДК 621.86
ОЦЕНКА РИСКА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ САМОХОДНЫХ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ
КРАНОВ СТРЕЛОВОГО ТИПА В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Лагерев А.В.1, Кончиц С.В.2, Блейшмидт Л.И.3
1 – Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск, Россия
2 – Брянский государственный аграрный университет, Брянск, Россия
3 – ООО «Промбезопасность», Брянск, Россия
Представлены результаты статистического анализа выявленных при экспертном диагностировании дефектов
самоходных грузоподъемных кранов стрелового типа, отработавших нормативный срок эксплуатации. Наибольшее
число дефектов связано с разрушением и износом элементов конструкций, возникновением усталостных
трещин и нарушением условий эксплуатации оборудования. Наибольшее число дефектов встречается в
гидравлической системе кранов, элементах канатно-блочной системы, реже – в металлоконструкции. Для проведения
риск-анализа самоходных стреловых кранов в условиях недостаточной информации предложена методика
экспертных оценок. Она позволяет оценить влияние потенциально возможных дефектов самоходных стреловых
кранов на величину экономического ущерба самого крана и перемещаемого груза и на величину травматического
воздействия на человека.
Ключевые слова: безопасность, самоходный стреловой кран, дефект, экспертная оценка, анализ риска,
диагностирование.
DOI: 10.22281/2413-9920-2017-03-02-203-220
В настоящее время самоходные грузоподъемные
краны стрелового типа различного
конструктивного исполнения отечественного
и зарубежного производства нашли самое
широкое применение при выполнении
большой номенклатуры погрузочно-разгрузочных,
перегрузочных, транспортных, монтажно-сборочных
и складских работ [1-3].
Это связано с тем, что стреловые самоходные
краны являются универсальными грузоподъемными
машинами и обладают автономностью
привода, большой грузоподъемностью
(до 250 т), способностью передвигаться
вместе с транспортируемым грузом,
высокими маневренностью и мобильностью,
широким диапазоном технических характеристик,
легкостью перебазирования с одного
объекта на другой, возможностью работы с
различными типами сменного рабочего оборудования
[4].
В то же время, стреловые самоходные
краны являются объектами повышенной производственной
опасности и их эксплуатация
сопряжена с возможностью возникновения
аварийных ситуаций как с негативными технико-экономическими,
так и социальными
последствиями. Поэтому в нормативнораспорядительной
документации Ростехнадзора
России содержатся требования о необходимости
выполнения риск-анализа при проведении
работ по экспертному диагностированию
технического состояния грузоподъемных
кранов, исчерпавших нормативный срок
эксплуатации, с учетом количества и наименования
выявленных дефектов.
Решению этой задачи посвящен ряд исследований
[5-11], выполненных преимущественно
в течение нескольких последних лет,
однако следует признать, что данная работа
находится в начальной стадии и требуется
как целенаправленное накопление эксплуатационной
информации об особенностях
формирования и развития дефектов в несущих
металлоконструкциях, механизмах и
системах кранов, так и разработка адекватных
методов проведения риск-анализа кранов,
учитывающих индивидуальные особенности
их конструктивного исполнения, режимов
и условий эксплуатации, тяжести последствий
возможных аварийных ситуаций.
В рамках представленного в данной статье
исследования были рассмотрены самоходные
стреловые краны нескольких конструктивных
типов производства России, Беларуси
и ГДР с грузоподъемностью в пределах
10…25 т:
- на колесном шасси с грузоподъемной
стрелой решетчатого типа (КС-3562Б, КС4561А);
-
на колесном шасси с грузоподъемной
стрелой коробчатого типа (КС-3574, КС3575,
КС-3577, КС-4572, КС-35715-1, СКАТ25);
-
на гусеничном шасси (РДК-25-1).
203
Стр.1