СИМФОНИЯ СВЕТОТЕНИ, ФОРМЫ И КОЛОРИТА Юрий ТРАНКВИЛЛИЦКИЙ Юрий Транквиллицкий СИМФОНИЯ СВЕТОТЕНИ, ФОРМЫ И КОЛОРИТА КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСТВА Москва 2014 АВТОРСКАЯ РЕПЛИКА Мощные раскаты и энергетика вздымающихся и обрушивающихся волн чарующей музыки заполнили огромный зал Консерватории. <...> » Я преподаю уже почти 30 лет композицию студентам во ВГИКе — будущим кинооператорам и кинорежиссерам. <...> Ныне покойный кинооператор и старейший профессор ВГИКа А.В. <...> Эта книга аккумулирует цикл лекций, прочитанных автором в течение почти тридцати лет на кинооператорском факультете ВГИКа. <...> Предмет, который я преподаю, так и называется — «Фотокомпозиция», хотя это не совсем точно. <...> Преподавал оригинально: лекций не читал, говорил мало, все сидел в фотопавильоне, заглядывал, раздвинув шторы, в наши кабинки-павильоны, молча подходил к фотокамере, смотрел, что в кадре, как поставлен свет и… Уходил. <...> А через день, неделю и более, как бы между прочим, говорил, например, так: «Вот, зашел я в кабину, смотрю, а там ужас: две тени под носом, ожог контровым светом». <...> Левицкий всячески подчеркивал важность фотографических форм в воспитании, обучении, становлении мастерства будущих кинооператоров. <...> И сегодня, став педагогом по фотокомпозиции и заняв место уважаемого мною Учителя, я особенно остро чувствую, что зна8 ния, заложенные в период обучения и изучения композиции, живут и либо развиваются (либо угасают) в каждом студенте в его дальнейшей кинооператорской деятельности. <...> Ракурсное построение композиции кадра повлияло на творчество других кинооператоров и фотомастеров того времени. <...> Нельзя не упомянуть об удивительном, щедро творчески одаренном кинооператоре Магидсоне Марке Павловиче (1901–1954). <...> ». Мы вежливо похвалили, я даже попросил уважаемого мастера пройтись и подвигать руками, что Марк Павлович с удовольствием проделал. <...> Как–то после рабочего дня мы, молодые кинооператоры «Мосфильма», заехали в шашлычную на Старом <...>
Симфония_света_и_тени_(1).pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ
Авторская реплика ........................................................3
О чем эта книга ...........................................................4
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ......................................... 15
Место фотографии среди других видов искусства ........................ 15
Сказ о мастерах кинематографа ........................................ 19
Условность искусства .................................................. 25
Культурный код общества ............................................. 32
Поговорим о таланте и красоте ......................................... 34
Фотография — это прежде всего умение и искусство видеть .............. 41
Композиция — фундамент творчества .................................. 42
Композиция и энергетика кадра ........................................ 48
Фронтальная или плоскостная композиция ......................... 52
Линейное построение .............................................. 52
Тональная композиция ............................................ 53
Пример линейно–тональной перспективы ........................... 54
Колористическое решение фото и кинокадра ............................ 58
Светотеневой рисунок кадра ........................................... 61
О ритме .............................................................. 62
Оптическая композиция ............................................... 62
ШКОЛА ФОТОКОМПОЗИЦИИ ........................................... 65
Ступени постижения мастерства ....................................... 65
Основные законы композиции ......................................... 70
Закон целостности ................................................ 70
Закон контрастов .................................................. 71
Закон новизны .................................................... 72
Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу ... 73
ШКОЛА КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ ................................ 80
Натюрморт как жанр живописи, фотографии и кино ..................... 80
Деталь. Фрагмент. Крупный план ....................................... 85
Пейзаж ............................................................... 86
Cъемка городского пейзажа ............................................ 89
Жанровая фотография ................................................ 90
Фоторепортаж ........................................................ 94
Из истории изобразительного портрета ................................ 100
Фотографический, живописный и кинематографический портреты ...... 104
Школа портретного освещения ........................................ 108
Цветное освещение гипсовых моделей ............................. 109
Рисующий свет ................................................... 111
Тональный — бестеневой — заполняющий свет .................... 111
209
Стр.209
Моделирующий свет ............................................. 112
Контровой (контурный) свет ...................................... 112
Фоновой свет .................................................... 112
Эффектный свет ................................................. 113
Пространственный свет .......................................... 113
Драматургический свет ........................................... 114
Методика работы над портретом ...................................... 116
Постижение вершин фотографического мастерства в портрете .......... 122
Съемка черно-белых и цветных портретов ......................... 123
Репортажный и постановочный портрет на натуре ................. 124
Особенности работы над мужским и женским портретами .......... 127
Мужской портрет ............................................. 127
Женский портрет ............................................. 127
Фотоэтюд «руки» ................................................. 130
Многокадровые фотографические композиции ........................ 132
Триптих ............................................................. 133
Спортивный фоторепортаж ........................................... 134
Репортаж в экстремальных условиях съёмки ........................... 137
Фотоочерк ........................................................... 142
Авторская фотовыставка ............................................. 145
Современное видение в искусстве фотографии и критерии оценок ....... 153
Психология творчества ............................................... 158
Несколько слов в конце книги ......................................... 172
Об авторе ............................................................... 176
Литература на рабочем столе автора ...................................... 179
Стр.210