МУЗЕЙНЫЙ ДИЗАЙН
Методические рекомендации
Музейный дизайн [Текст] : метод. рекомендации / сост. <...> 19
Методические рекомендации направлены на ознакомление студентов с
основами музейного дизайна, изучение процесса оформления и создания
музейной пространственно-выставочной среды, включающего научное и научнохудожественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач. <...> Дисциплина преследует цель познакомить студентов с теорией и историей
развития музейного дизайна в крупнейших музеях России и мира, формированием
особого
языка
пространственно-выставочной
среды,
музейными
экспозиционными средствами, проектированием экспозиции и с техническими
аспектами экспозиционно-выставочной работы. <...> ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Дисциплина «Музейный дизайн» объединяет материал по теории, методике,
истории становления, особенностям и отдельным аспектам художественного
проектирования (дизайна) музея, включая такие аспекты как музейная
архитектура, экспозиционный дизайн, создание образа, композиция,
оборудование, цветовое и световое решение. <...> Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с особенностями
музейного дизайна и основными этапами художественного проектирования
экспозиции. <...> Соответственно задачами курса являются:
– рассмотреть теоретические основы, ключевые понятия, методы и историю
становления дизайна;
– изучить архитектурные концепции музеев: исторический аспект и
современное состояние;
– сформировать представления об основных компонентах, правилах и
этапах архитектурно-художественного оформления музея;
– ознакомить с историей формирования экспозиционного дизайна и
образно-сюжетного метода;
– освоить основы разработки дизайн-концепции музея (экспозиции,
фондохранилища и др.) <...> .
Дисциплина «Музейный дизайн» является дисциплиной специальности в
соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования и дает общие <...>
Музейный_дизайн.pdf
МУЗЕЙНЫЙ ДИЗАЙН
Методические рекомендации
Стр.1
Музейный дизайн [Текст] : метод. рекомендации / сост. Н.Л. Зыкова. – Иркутск :
Изд-во ИГЛУ, 2013. – с.19
Методические рекомендации направлены на ознакомление студентов с
основами музейного дизайна, изучение процесса оформления и создания
музейной пространственно-выставочной среды, включающего научное и научнохудожественное
проектирование, а также целый ряд прикладных задач.
Дисциплина преследует цель познакомить студентов с теорией и историей
развития музейного дизайна в крупнейших музеях России и мира, формированием
особого языка
пространственно-выставочной среды, музейными
экспозиционными средствами, проектированием экспозиции и с техническими
аспектами экспозиционно-выставочной работы.
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по
специальности 052800.65 Музейное дело и охрана памятников.
© Иркутский государственный
лингвистический университет, 2013
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ .……………………….4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………..5
3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ……………………….10
4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .…………………………..12
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ .…………….………………………14
6. ГЛОССАРИЙ.………………………….. ……………………………………..17
Стр.3
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Дисциплина «Музейный дизайн» объединяет материал по теории, методике,
истории становления, особенностям и отдельным аспектам художественного
проектирования (дизайна) музея, включая такие аспекты как музейная
архитектура, экспозиционный дизайн, создание образа, композиция,
оборудование, цветовое и световое решение.
Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с особенностями
музейного дизайна и основными этапами художественного проектирования
экспозиции. Соответственно задачами курса являются:
– рассмотреть теоретические основы, ключевые понятия, методы и историю
становления дизайна;
– изучить архитектурные концепции музеев: исторический аспект и
современное состояние;
– сформировать представления об основных компонентах, правилах и
этапах архитектурно-художественного оформления музея;
– ознакомить с историей формирования экспозиционного дизайна и
образно-сюжетного метода;
– освоить основы разработки дизайн-концепции музея (экспозиции,
фондохранилища и др.).
Дисциплина «Музейный дизайн» является дисциплиной специальности в
соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования и дает общие представления и практические
навыки дизайнерского проектирования и оформления в музее.
Формы работы студентов: лекционные и семинарские занятия с
презентациями, тестовые и практические задания. Курс тематически связан с
такими дисциплинами как «Научные основы проектирования музейной
экспозиции», «Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности», «История
музеев мира». Форма итогового контроля – экзамен в 10 семестре.
Виды контроля: текущий (тесты, контрольные задания), итоговый (экзамен).
Окончательная оценка формируется исходя из результатов успеваемости,
полученных по результатам текущего и итогового контроля.
К уровню освоения содержания курса предъявляются следующие
требования. По окончании его прослушивания студент должен знать:
- основные понятия, методы и этапы исторического становления музейного
дизайна (архитектура и экспозиционное пространство);
- компоненты и правила архитектурно-художественного оформления
музейной экспозиции и других элементов музея: специфику светового и
цветового решения, текстов, роль оборудования и современных информационных
технологий.
- уметь применять полученные знания на практике при составлении дизайнконцепции
музея и ее реализации.
Для этих целей в рамках курса организованы семинарские занятия, часть
времени на которых отводится на выполнение творческих проектных заданий в
Стр.4
области музейного дизайна. Полученные знания могут применяться на практике
при разработке музейных экспозиций и выставок.
Учебно-методические рекомендации по дисциплине «Музейный дизайн»
отражают последние достижения в изучении истории, теории и методики
музейного и экспозиционного дизайна. Они включают организационнометодический
раздел, содержание дисциплины, а также учебно-методические
материалы (тематику семинарских занятий со списками необходимых изданий,
перечень контрольные вопросов и заданий, список основной и дополнительной
литературы и глоссарий).
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Теоретические и методические основы музейного дизайна
Современный дизайн как область деятельности. Понятие «дизайн».
Этимология англоязычного понятия «дизайн». Объект дизайна. Основные виды и
функции современного проектного дизайнерского творчества: индустриальный,
графический, компьютерный, дизайн одежды, арт-дизайн. Дизайн среды и
экспозиций. Три группы слагаемых среды: материально-физические, факторы
формирования, условия и обстоятельства.
Содержание ключевых понятий современного дизайна. Ансамбль в дизайне.
Композиция в дизайне среды: доминанты, акценты, фон. Гармонизация формы в
дизайне и основные области ее приложения. Дизайн-концепция: понятие и
основные условия. Художественное конструирование (дизайн-процесс).
Функциональное зонирование.
Методы и особенности современного дизайнерского проектирования.
Основные объекты в дизайне: приемы и методы анализа. Понятие «дизайнерское
проектирование». Ресурсы и основные пути совершенствования проектных
предложений.
Тема 2. История становления дизайна в мировой и отечественной
практике
Основные этапы истории становления дизайна. Периодические издания.
Г. Земпер и «Практическая эстетика». «Баухауз» как художественнопромышленная
школа нового типа. Становление коммерческого дизайна в 1930-е
гг. Учреждение Международного Совета Организаций Индустриал Дизайна.
Государственная система художественного конструирования в 1960-е гг. в СССР.
Всесоюзный НИИ технической эстетики. Теоретические концепции западного
дизайна. А.Г. Баумгартен, У. Моррис, Ф. Рело и др. Функциональный подход в
дизайне: Л. Салливен, А. Лоос, Ф.Л. Райт. Подход к дизайну как к специфической
художественной профессии и форме искусства. Коммерческий дизайн и стайлинг.
Теоретические концепции отечественного дизайна. Аксиоморфологическая
концепция. Задачи и требования технической эстетики: социальные, утилитарно
Стр.5