ÈÇÄÀ¨ÒÑß С 1803 ГОДА (№1467)
Журнал основан имп. Александром I в 1803 году
НА
РОДНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати.
Свидетельство о регистрации № 203 от 22 июня 1994 г.
Учредители æóðíàëà: Министерство образования PФ, Российская академия образования,
Педагогическое общество России, АНО «Издательский дом «Народное образование»
Редакционная коллегия (экспертныйй совет):
Алексей Êóøèð, кандидат психологических наук
Àëåêñàð Àñîëîâ, академик РАО
Вера Áååðõàîâà, профессор, доктор педагогических наук
Âëàèèð Беспалько, академик РАО
Ààòîëèé Âèôëååñêèé, доктор экономических наук
Сергей Воровщиков, профессор, доктор педагогических наук
Òàòüÿà Êèñàðîâà, главный редактор Издательства «Педагогическое общество России»
Àëåêñàð Êóçåöîâ, министр образования и науки Челябинской области
Àëåêñàð Ëèòâèîâ, заслуженный учитель РФ
Валерия Ìóõèà, академик РАО
Àðåé Îñòàïåêî, профессор, доктор педагогических наук
Марк Ïîòàøèê, академик РАО
Åâãåèé ßáóðã, академик РАО
Редакция:
Алексей Кушнир (главный редактор), Светлана Лячина (ответственный секретарь),
Арсений Замостьянов (консультант), Тамара Ерегина (редактор),
Евгений Руднев (редактор выпуска), Елена Шишмакова (редактор),
Алексей Шуриков (консультант), Татьяна Озерецкая (перевод)
Производство: Максим Буланов (вёрстка), Артём Цыганков (технолог),
Людмила Асанова (корректор)
Адрес ðåäàêöèè: 109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2.
Тел./факс: (495) 345-52-00. E-mail: narob@yandex.ru, no.podpiska@yandex.ru
Журналы и книги издательства можно увидеть на сайте:
www.narodnoe.org; www.narobraz.ruîå образоваие
При ñîçàèè æóðàëà используются ëèöåçèîûå ïðîóêòû êîïàèè Adobe Systems Inc. (www.Adobe.ru)
¹3-4’2018
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
И.И. Фришман
Тенденции и перспективы
развития феномена
«каникулярного времени»
А.А. Данилков,
Н.С. Данилкова
Проблемы и парадоксы детского
отдыха и оздоровления
А.Н. Камнев,
И.И. Черкасова,
Е.Г. Дмитриева
Детский летний отдых —
задачи на завтра:
как их решить?
7
Развитие системы отдыха и оздоровления детей. Понятие «каникулярное
время». Тенденции и перспективы организации отдыха детей.
12
Проблематика и парадоксальность существования и развития феномена
детских лагерей. Особая, уникальная педагогическая и организационная
система. Современность и особые требования к сфере детского отдыха.
Нормативно-правовая регуляция отдыха и оздоровления детей.
19
Педагогическая деятельность в детском летнем лагере. Опыт проведения
профильных программ. Роль деятельного экологического образования.
Продуктивные подходы в обучении как условие эффективности. Круглый
стол «Безопасное лето» 2018 года. Рекомендации в сфере организации
летнего отдыха.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ф.Ш. Терегулов
Время и пространство
образовательного процесса:
рекурсивный подход
27
Новая картина становления образовательной сферы. Возникновение биосоциальной
организации человека как взаимодействие двух предельных
внешне-внутренних процессов — обособления и объединения, неоднократные
согласования и поэтапные наслоения которых приводят к многоуровневому
отражению мира и пространственно-временным трансформациям.
Логика развития образовательной сферы.
НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ
Рефлексия на темы
Макаренковского
ôîðóìà-2018
2
39
Народное образование 3-4’2018
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
И. Синицын
Ученье и труд
52
Организация труда учащихся в школе в советское время. Критика
«воспитывающего обучения». Развитие образования — позиция автора
и современность.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Н.М. Ладнушкина
Локальные нормативные
акты: типичные нарушения
при разработке и принятии
73
Значимость локальных нормативных актов в правовом обеспечении
деятельности образовательной организации. Низкий уровень качества их
содержания и эффективности. Противоречия локальных нормативных
актов действующему законодательству. Обязательные локальные
нормативные акты образовательной организации. Типичные нарушения
при принятии локальных нормативных актов.
Л.Г Пономарёва,
А.П. Тимощенко
Подготовка к при¸мке
летнего детского
оздоровительного лагеря
А.И. Савенков,
А.С. Львова,
80
Допуск к деятельности по организации отдыха и оздоровлению детей.
Подготовка документов и работа по подготовке к открытию лагеря.
Получение разрешения от государственных органов и заключение
соглашения с другими организациями. Алгоритм действий по подготовке
к открытию детского оздоровительного лагеря.
90
О.А. Любченко
Мастерство вожатого:
подготовка к руководству
временным детским
коллективом
А.Б. Крамар,
Е.В. Фёдорова
«Океан» уникальных
возможностей
Развитие профессионализма будущих педагогов в условиях подготовки
к работе с временным детским коллективом. Теоретическое обучение
и педагогическая практика в детских оздоровительных лагерях и образовательных
центрах. Работа в лагере — тест на профессиональную пригодность
и действенное средство становления профессиональной идентичности
для студентов педагогического университета.
97
Понятие «уникальное образовательное предложение». Уникальные
особенности образовательной площадки как основание для разработки
программы дополнительного образования. Примеры основных
направлений деятельности, в которых Всероссийский детский центр
«Океан» реализует программы морского профиля.
А.Б. Вифлеемский
Летний оздоровительный
лагерь и мусор
101
Летние лагеря страны неизбежно производят мусор. Органы по охране
окружающей среды требуют от лагерей дополнительную плату за
загрязнение окружающей среды, а также заставляют лагеря выполнять
другие дорогостоящие процедуры. Незаконные претензии могут быть
успешно обжалованы в суде.
3
Народное образование 3-4’2018
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ
Н.М. Борытко
Рядом и немного впереди:
о требованиях к вожатому
и его подготовке
109
Анализ практики подготовки вожатых. Нормативные требования и профессиональная
деятельность вожатого. Логика и формы подготовки к результативной
профессионально-педагогической деятельности. Последовательность
рефлексивной, ценностной и проективной фаз подготовки вожатого.
Школа вожатого и инструктивные сборы — анализ организационных
форм обучения.
А.В. Леонтович
Приобщение к науке
На примере многопрофильной
программы «Исследователи Тавриды»
115
Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Исследователи
Тавриды». Программа и партнёрство МДЦ «Артек» —
Межрегионального общественного Движения творческих педагогов
«Исследователь». Смены для победителей Всероссийского конкурса юношеских
исследовательских работ им. В.И. Вернадского. Принципы разработки
исследовательских образовательных программ. Сценарии проведения
массовых мероприятий на основе исследовательского подхода.
О.Н. Богданова
Технологическая культура:
ключевой вектор развития
личности
А.Н. Камнев,
О.А. Камнев
Приключение и экология:
отдых и уч¸ба с радостью
Один из возможных путей
решения педагогических проблем
современности
122
Обновление школьного технологического образования для обеспечения
развития современных технологий и конкурентоспособности страны
в мировом сообществе. Подходы к разработке содержания повышения
квалификации учителя, его профессиональной подготовке для
выстраивания продуктивной профессиональной деятельности.
128
Концептуальные основы продуктивного экологического образования.
Эмпирическое (практико-ориентированное) обучение и развитие экологической
культуры. Практика научно-приключенческих программ в детских
оздоровительных лагерях. Проект «Отдых и учёба с радостью». Роль
экологического образования и продуктивного подхода в обучении как
условия эффективности образования.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
С.В. Белова,
И.И. Чубанов,
Е.Д. Мархакова
«Народный университет
Человека» — территория
сотрудничества вуза, школы
и семьи
143
Проблема гуманитаризации общества и психолого-педагогического просвещения
населения. Сотрудничество школы, семьи и вуза в Калмыкии.
Социально-образовательный проект «Народный университет Человека».
Свободное сообщество преподавателей, педагогов, родителей, учащихся
и всех, кто желает следовать за природой человеческого сознания
и учиться управлять собой.
4
Народное образование 3-4’2018
Стр.5
К.А. Фиофанова
Дополнительное образование:
выбор или интерес?
Подход гимназии «Сколково»
М.П. Гурьянова
Дом русского языка
и культуры: создание
развивающей речевой среды
в сельском социуме
СОДЕРЖАНИЕ
152
Проектирование инфраструктуры и программ системы дополнительного
образования детей в международной гимназии «Сколково».
Концептуальные основы инновационных практик дополнительного
образования, направленных на развитие умений будущего.
158
Анализ особенностей речевой культуры сельских детей, результаты локального
исследования по изучению речевого поведения родителей сельских
детей. Концептуальные идеи в работе образовательной организации по повышению
речевой культуры сельских детей. Оснащение и содержание деятельности
Дома русского языка и культуры как нового социокультурного
объекта сельского социума.
ЖИЗНЬ В ПРОФЕССИИ
М.М. Поташник
Обида, или Есть ли у школы
презумпция невиновности
165
Практически неизученное явление в образовании — обида учеников
и выпускников общеобразовательных школ на своих учителей, которая
у очень многих молодых людей остаётся на всю жизнь. Возможность
обсудить в педагогических коллективах это негативное явление, изучить
и обобщить его причины, средства преодоления и предупреждения.
Е.М. Гиренкова
Muj ucitel
°
∨
К 100-летию со дня рождения
лингвиста А.А. Гребнева
Д.В. Верин-Галицкий
Речь учителя:
о языке претензии
179
Ключевые направления научной и творческой деятельности
А.А. Гребнева. Метод сопоставительного анализа языковых фактов.
183
Язык претензии — повсеместное явление. Претензия в коммуникации между
людьми и её негативное влияние. Разрушительное действие претензии.
Проблема претензии в речи учителя. Неумение педагогов формулировать
высказывания без использования языка претензии. Пагубное влияние претензии
на качество образования. Проблемы взаимодействия с детьми и их
родителями. Негативное отношение учеников и их родителей к отдельным
педагогам и образовательной организации.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИММУНИТЕТ
Д.А. Богданова
Об одном глобальном риске
и способах борьбы с ним
191
Опасность распространения дезинформации в социальных сетях
и сложность представления и восприятия опровержений. Эффекты
«продолжительного влияния», «обратного действия» и поляризованные
сообщества — «эхо-камеры». Возможные подходы и способы
опровержения ложной информации.
Стр.6
о огут ополяться и изеяться по решеию реакции. Автор вправе преложить свой
форат публикации.
справки а кажого автора с указаие:
Ôàèëèÿ, èÿ и отчество автора (ïîëîñòüþ).
îëæîñòü.
Ó÷¸àÿ ñòåïåü, çâàèå.
Место работы или уч¸бы.
Электроая почта.
Òåëåôî.
Требования к материалам, представляемым в редакцию для публикации
Преставлеые иже требоваия к аучы статья являются общепризаыи,
Íàó÷óþ работу ñëåóåò аправлять à àðåñ: narob@yandex.ru с ïðèëîæåèå авторской
Общие требоваия к офорлеию аучой статьи.
Иициалы и фаилия автора.
Назваие статьи.
В ачале статьи а русско языке указываются:
Ноер по Уиверсальой есятичой классификации (УК).
Краткая àîòàöèÿ (300–500 ïå÷àòûõ çàêîâ).
Ключевые слова (в форате журала).
Статья олжа, как правило, соержать:
цель публикации;
ïðîáëåó;
èçâåñòûå åòîû ðåøåèÿ;
ïðåëàãàåûå ðåøåèÿ;
çàêëþ÷åèå;
алее в той же послеовательости ифорация привоится а аглийско языке.
краткое ввееие;
результаты апробации и их обсужеие;
âûâîû;
постраичые соски при цитироваии;
список испльзуеых источиков а русско языке и а латиице, офорлеой
по ГОСТ Р 7.05-2008.
Убедительно просим вас обращать внимание на сроки подписания журнала в печать.
Если журнал приходит к вам со значительным опозданием, просим сообщать об этом
в местное почтовое отделение, в редакцию и в агентство «Роспечать» по адресу:
123995, ГСП-5 Москва, просп. Маршала Жукова, д. 4. Тел. (495) 101-25-39.
Уважаемые коллеги!
Редакция не вступает в переписку с авторами по поводу содержания статей и рецензий. Мнение редакции может не совпадать
с мнением авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы.
Ответственность за содержание рекламных материалов несёт рекламодатель.
Подписано в печать 26.04.2018. Формат 84×108 1/16. Тираж 1000 экз.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 12,5. Усл.-печ. л. 21. Заказ №
109341, Москва, ул. Люблинская, д. 157, корп. 2. Тел.: (495) 345-52-00.
АНО «Издательский дом «Народное образование»
Отпечатано в ООО Типография «Миттель Пресс».
Москва, ул. Руставели, д. 14, стр. 6.
Тел./факс +7 (495) 619-08-30, 647-01-89.
E-mail: mittelpress@mail.ru
Стр.7