Дизайн услуг институтов культуры и творческих индустрий – софткультурный кластер 89 Дизайн услуг институтов культуры и творческих индустрий – софткультурный кластер А.Н. САПРЫКИНА, руководитель службы маркетинга ГАУК НСО «Новосибирская государственная филармония», Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. <...> E-mail: saprykina77@mail.ru И. В. КНЯЗЕВА, доктор экономических наук, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. <...> E-mail: irknyazeva@yandex.ru Рассмотрены новые формы регулирования сферы культуры с позиций институциональных изменений, особенности формирования бюджетов учреждений культуры и проблемы, связанные с социальными и спросовыми ограничениями. <...> Отмечено, что модернизация услуг культуры может осуществляться через механизмы кластерных технологий. <...> Предложена и описана новая форма кластерного образования – софткультурный кластер. <...> Ключевые слова: экономика культуры, управление культурой, услуги в сфере культуры, творческие индустрии, креативная экономика, кластерный подход, кластеры в сфере культуры Современное состояние сферы культуры и ее институтов Для повышения показателей посещаемости и эффективности работы учреждения культуры поставлены в условия поиска новых нестандартных решений, зависящих от современных тенденций на рынке услуг. <...> В этих целях Министерством культуры РФ разрабатываются новые формы регулирования данной сферы, такие как перевод некоторых видов учреждений из репертуарных площадок в проектные, заключение с артистами срочных договоров (были только бессрочные), переход на побилетное финансирование. <...> Приведем мнения по этому поводу наиболее эффективных руководителей учреждений культуры: «Пустой театр – явление противоестественное» (О. П. Табаков) и «Сегодня бурные аплодисменты переходят в дотации» (А. Н. Колотурский <...>