ГРИБОЕДОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ В ЗАРИСОВКАХ П. А. <...> и его современники в зарисовках П. А. Каратыгина // А. С.
Грибоедов. <...> Петр Андреевич Каратыгин -- член известной в истории русского театра актёрской семьи,
младший сын А. <...> В. и А. Д. Каратыгиных, брат знаменитого трагика В. А. Каратыгина -- актёр-комик и
водевилист, автор содержательных мемуаров, являющихся ценнейшим источником по истории русской
художественной культуры прошлого века1. <...> Известен отзыв Белинского о П. А. Каратыгине: "Талант
односторонне годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"2 . <...> Свидетельства
современников единодушно рисуют П. А. Каратыгина как человека довольно высокого культурного
уровня: он хорошо владел иностранными языками, превосходно разбирался в музыке. <...> О своих занятиях живописью он сам говорит в своих мемуарах: "В
свободное время я занимался живописью и рисовал довольно удачно портреты акварелью с некоторых из
моих знакомых. <...> Живописи я никогда не учился, -- "тебе же хуже!" -- сказал мне на это однажды
покойный Карл Павлович Брюллов, -- но до сих пор сохранил способность улавливать сходство лиц,
встречаемых мною хоть однажды и производящих на меня какое-либо впечатление"3. <...> Со многими
видными представителями литературной и художественной среды того времени П. А. Каратыгин был
хорошо знаком. <...> Его карандаш и кисть сохранили нам черты ряда писателей, деятелей артистического
мира, участников общественного движения эпохи. <...> В архиве Института литературы
(Пушкинский Дом) сохранилась не публиковавшаяся до сих пор, адресованная к нему записка писателя:
Друг мой Петя, сделай одолжение достань ложу в 1 ярусе поближе и пару кресел, коли можешь. <...> Прощай
АГ
Значительный интерес представляют два портрета Грибоедова, сделанные П. А. Каратыгиным,
рассматриваемые обычно как прижизненные. <...> Первый -- в виде известной гравюры на дереве, происхождение которой нам не удалось
установить <...>
Грибоедов_и_его_современники_в_зарисовках_П._А._Каратыгина.pdf
ГРИБОЕДОВ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ В ЗАРИСОВКАХ П. А. КАРАТЫГИНА
Сообщение М. Барановской
Источник: Барановская М. Грибоедов и его современники в зарисовках П. А. Каратыгина // А. С.
Грибоедов. --М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1946. -- С. 367--374. -- (Лит. наследство; Т. 47/48).
Оригинал здесь: Фундаментальная электронная библиотека.
Петр Андреевич Каратыгин -- член известной в истории русского театра актёрской семьи,
младший сын А. В. и А. Д. Каратыгиных, брат знаменитого трагика В. А. Каратыгина -- актёр-комик и
водевилист, автор содержательных мемуаров, являющихся ценнейшим источником по истории русской
художественной культуры прошлого века1. Известен отзыв Белинского о П. А. Каратыгине: "Талант
односторонне годный не для многих ролей, но тем не менее весьма замечательный"2 . Свидетельства
современников единодушно рисуют П. А. Каратыгина как человека довольно высокого культурного
уровня: он хорошо владел иностранными языками, превосходно разбирался в музыке. Наконец, он был
незаурядным рисовальщиком. О своих занятиях живописью он сам говорит в своих мемуарах: "В
свободное время я занимался живописью и рисовал довольно удачно портреты акварелью с некоторых из
моих знакомых. Живописи я никогда не учился, -- "тебе же хуже!" -- сказал мне на это однажды
покойный Карл Павлович Брюллов, -- но до сих пор сохранил способность улавливать сходство лиц,
встречаемых мною хоть однажды и производящих на меня какое-либо впечатление"3. Со многими
видными представителями литературной и художественной среды того времени П. А. Каратыгин был
хорошо знаком. Его карандаш и кисть сохранили нам черты ряда писателей, деятелей артистического
мира, участников общественного движения эпохи.
В частности, он был близко знаком с Грибоедовым4. В архиве Института литературы
(Пушкинский Дом) сохранилась не публиковавшаяся до сих пор, адресованная к нему записка писателя:
Друг мой Петя, сделай одолжение достань ложу в 1 ярусе поближе и пару кресел, коли можешь.
Прощай
А Г
Значительный интерес представляют два портрета Грибоедова, сделанные П. А. Каратыгиным,
рассматриваемые обычно как прижизненные. До сих пор оба они были известны только в репродукциях.
Первый -- в виде известной гравюры на дереве, происхождение которой нам не удалось
установить. Только недавно Государственный литературный музей приобрёл у частного лица подлинную
миниатюру работы П. А. Каратыгина, с которой и сделана упомянутая гравюра на дереве. Грибоедов
изображен здесь в профиль, в обычной манере Каратыгина. Тщательно выписаны лицо Грибоедова, его
чёрный шейный платок, фрак. Изображение -- поясное5.
На обороте миниатюры -- надпись, сделанная рукою сына автора, Петра Петровича Каратыгина
(1832--1888) -- мелкого беллетриста: "26 августа 1881 г. Благороднейшему почитателю Грибоедова -- от
П.К. Рисовано с натуры в марте 1829 г. Петром Ивановичем Каратыгиным". Датировка вызывает
естественное недоумение: в марте 1829 г. Грибоедова уже не было в живых. Не является ли портрет
автокопией, сделанной П. А. Каратыгиным в 1829 г. с более раннего портрета, рисованного
действительно с натуры?
Настоящее местонахождение другого портрета, многократно репродуцировавшегося, нам
неизвестно, так же как неизвестны и обстоятельства создания его.
С этого портрета в конце 50-х годов П. Борель сделал литографию, несколько изменив костюм
Грибоедова и не дав занавеса, на фоне которого автор "Горя от ума" был изображен П. А. Каратыгиным.
Отсутствуют свеча под абажуром на столе и чернильница с перьями. Литография эта отдельным листом
была выпущена А. Э. Мюнстремом.
Оригинал П. А. Каратыгина, наравне со сделанной, повидимому, с него же гравюрой Н. И.
Стр.1