П.И. Чайковского» А.В. Глинкин, Т.А. Данилова СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ (теоретико-методологический аспект) Челябинск 2016 УДК 008:316.7 ББК 71.083 Г54 Глинкин А.В., Данилова Т.А. <...> Социально-культурные основы образовательного потенциала традиционной народной культуры (теоретико-методологический аспект) [Текст]: Монография / Глинкин А.В., Данилова Т.А. <...> Рецензенты: Сизова Е.Р., доктор педагогических наук, профессор Тарасова Е.Б., кандидат культурологии, доцент В монографии рассматриваются теоретико-методологические основы образовательного потенциала традиционной народной культуры, включающие: теорию ценностей, культурно-историческую концепцию развития личности; теорию социальной культуры, как культуру отношений; теорию потенциала, определяющую образовательные возможности традиционной народной культуры на философском, педагогическом и культурологическом уровнях. <...> ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ…………………………………………………………. <...> Сущность и особенности нравственного потенциала традиционной народной культуры……………………. <...> Данное обстоятельство обуславливает необходимость осуществления активных научных изысканий, посвященных исследованию сущности образовательного потенциала культуры, в частности традиционной народной культуры, и его динамики в условиях трансформации общества. <...> В связи с этим исследование образовательного потенциала традиционной народной культуры, как социального феномена и как содержательной основы духовного и творческого развития личности в системе образовательных и культурнодосуговых учреждений, актуально в целях определения главных направлений развития этнокультурного образования в России, в условиях глобализации и преодоления духовных кризисных явлений в современном обществе. <...> Анализ состояния проблемы, ее актуальность, дают все основания утверждать, что необходимо <...>
Социально-культурные_основы_образовательного_потенциала_традиционной_народной_культуры___теоретико_-_методологический_аспект.pdf
УДК 008:316.7
ББК 71.083
Г54
Глинкин А.В., Данилова Т.А. Социально-культурные основы
образовательного потенциала традиционной народной культуры
(теоретико-методологический аспект) [Текст]: Монография /
Глинкин А.В., Данилова Т.А. – Челябинск: ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского,
2016. – 176 с.
Рецензенты:
Сизова Е.Р., доктор педагогических наук, профессор
Тарасова Е.Б., кандидат культурологии, доцент
В монографии рассматриваются теоретико-методологические
основы образовательного потенциала традиционной народной культуры,
включающие: теорию ценностей, культурно-историческую концепцию
развития личности; теорию социальной культуры, как культуру
отношений; теорию потенциала, определяющую образовательные
возможности традиционной народной культуры на философском,
педагогическом и культурологическом уровнях. Работа адресована
педагогам, студентам, аспирантам, всем тем, кому не безразлична
судьба традиционной народной культуры.
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
ISBN 978-5-94934-056-1
© А.В. Глинкин, Т.А. Данилова, 2016
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...………… 6
ЧАСТЬ I. КУЛЬТУРА, ЕЕ ПОТЕНЦИАЛ
И ЦЕННОСТИ…………………………………………………….… 12
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ
И СТРУКТУРА ПОТЕНЦИАЛА……………………….…………… 12
1.1. Понятие потенциала в науке……………………………..……… 12
1.2. Понятие о ресурсах и их связи c потенциалом………………… 16
1.3. Понятие о резервах в функции потенциала……………………. 18
Выводы из первой главы……………………………………………... 20
ГЛАВА 2. ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО
И ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА В НАУКЕ……………………
2.1. К истории становления и развития
образовательного потенциала общества…………………………….
22
22
2.2. Проблемы человеческого потенциала и его особенности…….. 26
2.3. Личностный потенциал и его образовательная ценность……... 31
Выводы из второй главы……………………………………………... 41
ГЛАВА 3. КУЛЬТУРА И ЕЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ…...
42
3.1. Понятие о культуре………………………………………………. 43
3.2. Социальная сущность культуры и ее функции………………… 48
Выводы из третьей главы…………………………………………….. 52
ГЛАВА 4. ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КАК ЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ…………………… 53
4.1. Понятие о ценностях культуры………………...……………….. 53
4.2. Социально-культурный потенциал культуры
и его особенности……………………………………………………..
59
Выводы из четвертой главы………………………………………….. 63
3
Стр.3
ЧАСТЬ II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ………………………………...………..
64
ГЛАВА 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ………………………………. 64
5.1. Понятие об образовании и его ценности
в развитии личности………………………………………………….. 65
5.2. Образование как ведущий фактор
социализации личности………………………………………………. 70
Выводы из пятой главы………………………………………………. 77
ГЛАВА 6. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ…….
78
6.1. Народная культура и ее структура……………………………… 78
6.2. Традиционная народная культура
в современных условиях…………………………………...………… 86
Выводы из шестой главы……………………………………….……. 94
ГЛАВА 7. ФОРМЫ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЫ И ИХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ
СУЩНОСТЬ…………………………………………………………... 95
7.1. Мифология как первичная форма культуры…………………… 96
7.2. Религия как исторически сложившаяся форма
общественного сознания……………………………………………... 105
7.3. Фольклор как социально-культурная ценность……………….. 109
7.3.1 Словесно-поэтический фольклор……………………………… 113
7.3.2.Музыкально-поэтический фольклор…………………………... 118
Выводы из седьмой главы……………………………………………. 127
ГЛАВА 8. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ…………………….. 129
8.1. Духовно-образовательный потенциал традиционной
народной культуры и его теоретические основы…………………. 129
4
Стр.4
8.2. Нравственность как социально-культурный
потенциал народной культуры………………………………………. 137
8.3. Сущность и особенности нравственного
потенциала традиционной народной культуры…………………….. 140
8.4. Нравственно-регулятивный (нормативно-правовой)
потенциал традиционной народной культуры……………………... 146
Выводы из восьмой главы……………………………………………. 150
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................... 152
ГЛОССАРИЙ……………………………………………...………… 156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................. 161
5
Стр.5