Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
0   0
Первый авторЗябликов Алексей Вячеславович
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц9
ID617636
АннотацияВ данной статье выявляются религиозные пласты тоталитарного кино, прослеживаются внутренние связи между традициями житийной литературы и советским кинематографом 1930–1950-х годов. Понять ментальные характеристики советского проекта, объяснить его идеологическую состоятельность и притягательность невозможно без обращения к истории советского кино указанного периода. В эти годы смыслообразующим центром большевистской теогонии становится Сталин, а религиозные инструменты и технологии начинают играть важную роль в официальной пропаганде. Рабовладельческая деспотия, созидаемая «отцом народов» в середине ХХ столетия, возможно, не состоялась бы, если бы не была подкреплена экстатично-религиозным порывом всех участников процесса. В кино находили убежище социальные мифы, теснимые и деформируемые суровой реальностью. Одним из главных пунктов кинопропаганды являлась героизация и мифологизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны. Культ красных героев, их агиографическое закрепление стали содержательной основой советского цивилизационного феномена. Эта задача была талантливо решена в творчестве таких кинорежиссеров, как Ф. Эрмлер, М. Ромм, М. Калатозов, Л. Луков, С. Юткевич, Г. и С. Васильевы, А. Довженко, Л. Арнштам, С. Герасимов, И. Хейфиц, А. Зархи, Г. Козинцев, Л. Трауберг и др. В кино 1930–1950-х годов нашли свое причудливое преломление многие религиозные концепты: душа, смерть и бессмертие, перевоплощение, святость. Особо востребованным оказался мотив мученической смерти, дополненный неоязыческой идеей отмщения.
Зябликов, А.В. Агиографические мотивы в советском кино 1930−1950-х годов / А.В. Зябликов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки .— 2017 .— № 3 .— С. 40-48 .— DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.40 .— URL: https://rucont.ru/efd/617636 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ УДК 130.2:791.43 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2017.3.40 ЗЯБЛИКОВ Алексей Вячеславович, доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культурологии и социальных коммуникаций института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета. <...> Автор 160 научных публикаций* АГИОГРАФИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В СОВЕТСКОМ КИНО 1930−1950-х годов В данной статье выявляются религиозные пласты тоталитарного кино, прослеживаются внутренние связи между традициями житийной литературы и советским кинематографом 1930–1950-х годов. <...> Понять ментальные характеристики советского проекта, объяснить его идеологическую состоятельность и притягательность невозможно без обращения к истории советского кино указанного периода. <...> В эти годы смыслообразующим центром большевистской теогонии становится Сталин, а религиозные инструменты и технологии начинают играть важную роль в официальной пропаганде. <...> Рабовладельческая деспотия, созидаемая «отцом народов» в середине ХХ столетия, возможно, не состоялась бы, если бы не была подкреплена экстатично-религиозным порывом всех участников процесса. <...> Одним из главных пунктов кинопропаганды являлась героизация и мифологизация событий Октябрьской революции и Гражданской войны. <...> Культ красных героев, их агиографическое закрепление стали содержательной основой советского цивилизационного феномена. <...> Эта задача была талантливо решена в творчестве таких кинорежиссеров, как Ф. <...> Особо востребованным оказался мотив мученической смерти, дополненный неоязыческой идеей отмщения. <...> Ключевые слова: советское кино 1930–1950-х годов, тоталитарное кино, кинопропаганда, агиография, агиографические мотивы в кино. <...> Актуальность заявленной темы определяется потребностью в изучении советского этапа отечественной истории, осмыслении его как * цивилизационного и социокультурного феномена. <...> Агиографические мотивы в советском кино 1930−1950-х годов // Вестн. <...> Агиографические мотивы <...>