Н.М. Карамзин
<Мысли об истинной свободе>
http://www.imwerden.de
info@imwerden.de
Можно ли в нынешних книгах или журналах (книги не достойны своего имени, ибо не
переживают дня), можно ли в них без жалости читать пышные слова: настало время истины; истиною все
спасем; истиною все ниспровергнем... <...> Но когда же было время не истины? когда не было Провидения и
вечных его уставов? <...> -- Умные безумцы! и вы не новое на земле явление; вы говорили и действовали еще
до изобретения букв и типографий! <...> .. Настало время истины: т. е. настало время спорить об ней! <...> Вы все Авгуры, и боитесь заглянуть в глаза друг другу, чтобы не умереть со смеху. <...> Аристократы, Сервилисты хотят старого порядка: ибо он для них выгоден. <...> Демократы, Либералисты
хотят нового беспорядка: ибо надеются им воспользоваться для своих личных выгод. <...> Аристократы! вы доказываете, что вам надобно быть сильными и богатыми в утешение слабых и
бедных; но сделайте же для них слабость и бедность наслаждением! <...> Дайте нам чувство, а не теорию.-- Речи и книги
Аристократов убеждают Аристократов; а другие, смотря на их великолепие, скрежещут зубами, но
молчат или не действуют, пока обузданы законом или силою: вот неоспоримое доказательство в пользу
Аристократии: палица, а не книга! <...> Но есть ли счастие там, где есть смерть, болезни,
пороки, страсти? <...> Основание гражданских обществ неизменно: можете низ поставить наверху, но будет всегда низ
и верх, воля и неволя, богатство и бедность, удовольствие и страдание. <...> Для существа нравственного нет блага без свободы; но эту свободу дает не Государь, не
Парламент, а каждый из нас самому себе, с помощью Божиею. <...> Свободу мы должны завоевать в своем
сердце миром совести и доверенностию к провидению! <...> 1826
Примечания
Набросок относится к последнему году жизни историографа и свидетельствует, что его
размышления о наилучших формах государственного правления, прошедшие красной нитью через всю
его жизнь, так и не были завершены. <...> Призыв историографа к нравственному самовоспитанию <...>
(Мысли_об_истинной_свободе).pdf
Н.М. Карамзин
<Мысли об истинной свободе>
http://www.imwerden.de
info@imwerden.de
Можно ли в нынешних книгах или журналах (книги не достойны своего имени, ибо не
переживают дня), можно ли в них без жалости читать пышные слова: настало время истины; истиною все
спасем; истиною все ниспровергнем... Но когда же было время не истины? когда не было Провидения и
вечных его уставов? -- Умные безумцы! и вы не новое на земле явление; вы говорили и действовали еще
до изобретения букв и типографий!.. Настало время истины: т. е. настало время спорить об ней!
Аристократы, Демократы, Либералисты, Сервилисты! Кто из вас может похвалиться
искренностию? Вы все Авгуры, и боитесь заглянуть в глаза друг другу, чтобы не умереть со смеху.
Аристократы, Сервилисты хотят старого порядка: ибо он для них выгоден. Демократы, Либералисты
хотят нового беспорядка: ибо надеются им воспользоваться для своих личных выгод.
Аристократы! вы доказываете, что вам надобно быть сильными и богатыми в утешение слабых и
бедных; но сделайте же для них слабость и бедность наслаждением! Ничего нельзя доказать против
чувства: нельзя уверить голодного в пользе голода. Дайте нам чувство, а не теорию.-- Речи и книги
Аристократов убеждают Аристократов; а другие, смотря на их великолепие, скрежещут зубами, но
молчат или не действуют, пока обузданы законом или силою: вот неоспоримое доказательство в пользу
Аристократии: палица, а не книга! -- Итак, сила выше всего? Да, всего, кроме Бога, дающего силу!
Либералисты! Чего вы хотите? Счастья людей? Но есть ли счастие там, где есть смерть, болезни,
пороки, страсти?
Основание гражданских обществ неизменно: можете низ поставить наверху, но будет всегда низ
и верх, воля и неволя, богатство и бедность, удовольствие и страдание.
Для существа нравственного нет блага без свободы; но эту свободу дает не Государь, не
Парламент, а каждый из нас самому себе, с помощью Божиею. Свободу мы должны завоевать в своем
сердце миром совести и доверенностию к провидению!
1826
Примечания
Набросок относится к последнему году жизни историографа и свидетельствует, что его
размышления о наилучших формах государственного правления, прошедшие красной нитью через всю
его жизнь, так и не были завершены. Призыв историографа к нравственному самовоспитанию хорош и
действен лишь тогда, когда социальные обстоятельства, общественная среда становятся подлинно
человеческими в эпоху "практического гуманизма".
Документ впервые опубликован в 1862 году ("Неизданные сочинения и переписка", с. 194-195).
Автограф хранится в фонде Карамзина в Государственной библиотеке имени M. E. Салтыкова_Щедрина.
Стр.1