ЛЕШЯ ^ ц ( ЧіоЧО-ъу 114 Записка объ устройств ИМПЕРАТОРСЕАГО АлеЕоандровокаго лицея и программахъ преподаванія въ немъ, Лицеиста XXI/ нурса (выпусна 1862 года,) Григорія Нинолаевича Вырубова. <...> Лицей предназначается для воспитанія избраннаго меиьшииства русской молодежи, и даетъ не какое-либо спеціалыгое знаніе, а общее образованіе въ самомъ широкомъ смысл этого слова. <...> Это т два руководящія ыачала, которыя должны лечь въ осиованіе его внутренняго устройства и его учебныхъ программъ. <...> Въ 120-МИЛЛІОІІНОМЪ Государств , школа, выпускагощая ежегодно не бол е 30 воспитанниковъ, съ исключительными служебными преимуществами, им етъ полное ираво быть строгой въ своихъ требованіяхъ отъ желающихъ въ нее гюступить. <...> Еслибіз поступающіе въ Лицей им ли т самыя св д нія, какія им ютъ сворстиики ихъ въ гишшзіяхъ, существовапіе Лицея не им ло бы смысла, такъ какъ иа этихъ св д піяхъ нельзя построить никакого другого образованія, какъ то, которое дается во вс хъ другихъ школахъ Имперіи. <...> Это одио ставило Лицей вн рамокъ вс хъ остальныхъ среднихъ или высшихъ учебыыхъ заведеній, и давало его педагогическому строю совершенно особый, ни съ ч мъ иесравнимый характеръ. <...> Подъ вліяніемъ какихъ-то уравнительпыхъ идей, которыя въ учебномъ д л производятъ всегда самыя пагубныя посл дствія, исходный пунктъ лицейскихъ програлмъ сталъ все бол е и бол е приближаться къ тому, который издавпа существуегь во вс хъ гимназіях7з. <...> Если выходящіе изъ Лицея воспитанники должны <...>
Записка_об_устройстве_Императорского_Александровского_лицея_и_программах_преподавания_в_нем.pdf
^
•O
••*СГіь
DM
^
-
^ ,
І ^ '4
»"
Ж^
fe:
Шш
і '
шхя
*..<
^ 1
"
Ы*"
м 0*
W
Стр.1
173
Haas
ЬКА
CCCP
• , f. li. ЛЕШЯ
^ц (
114
ЧіоЧО-ъу
Записка объ устройств ИМПЕРАТОРСЕАГО АлеЕоандровокаго
лицея и программахъ преподаванія
въ немъ,
Лицеиста XXI/ нурса (выпусна 1862 года,)
Григорія Нинолаевича Вырубова.
Лицей предназначается для воспитанія избраннаго меиьшииства русской молодежи,
и даетъ не какое-либо спеціалыгое знаніе, а общее образованіе въ самомъ широкомъ
смысл этого слова. Это т два руководящія ыачала, которыя должны лечь
въ осиованіе его внутренняго устройства и его учебныхъ программъ. Изъ этихъ началъ
вытекаютъ немедленно н которыя общія положеыія, которыя необходимо прежде
всего поставить на видъ.
Въ 120-МИЛЛІОІІНОМЪ Государств , школа, выпускагощая ежегодно не бол е 30
воспитанниковъ, съ исключительными служебными преимуществами, им етъ полное
ираво быть строгой въ своихъ требованіяхъ отъ желающихъ въ нее гюступить. Еслибіз
поступающіе въ Лицей им ли т самыя св д нія, какія им ютъ сворстиики ихъ въ
гишшзіяхъ, существовапіе Лицея не им ло бы смысла, такъ какъ иа этихъ св д -
піяхъ нельзя построить никакого другого образованія, какъ то, которое дается во
вс хъ другихъ школахъ Имперіи.
Это было сознано съ перваго дня осиованія Лицея. Въ самомъ д л , отъ поступающихъ
въ него требовалось ум ніе свободно говорить на трехъ иностраииыхъ языкахъ.
Это одио ставило Лицей вн рамокъ вс хъ остальныхъ среднихъ или высшихъ
учебыыхъ заведеній, и давало его педагогическому строю совершенно особый, ни съ
ч мъ иесравнимый характеръ. Но и въ другихъ отд лахъ знанія сумма требовапій
далеко превосходила то, что въ тогдашнее время существовало въ гимназіяхъ. Казалось,
естественно было, сл дуя постепенному прогрессу, возвышавшему мало-по-малу
уровеиь среднихъ учебныхъ заведеній въ Россіи, сохранить тоже относителыюе положеиіе
для Лицея и д лать подборъ его учениковъ все бол е и бол е строгимъ.
Произошло совершенно противоіюлоншое. Подъ вліяніемъ какихъ-то уравнительпыхъ
идей, которыя въ учебномъ д л производятъ всегда самыя пагубныя посл дствія,
исходный пунктъ лицейскихъ програлмъ сталъ все бол е и бол е приближаться
къ тому, который издавпа существуегь во вс хъ гимназіях7з.
Стр.3