Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки Кафедра народного хорового пения А. В. ПАЛИЛЕЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Учебно-методическое пособие Направление подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» Квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. <...> Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГИК 31.05.2016 г., протокол № 6. <...> Рецензенты: Щербакова Ольга Семеновна, зав. кафедрой народного хорового пения Алтайского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент, г. Барнаул; Котлярова Татьяна Анатольевна, зав. кафедрой народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии, профессор, г. Кемерово. <...> П14 Русский народный танец [Текст]: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. <...> ISBN 978-5-8154-0353-6 В учебно-методическом пособии характеризуются региональные особенности исполнения хороводных и плясовых песен в России, даны практические рекомендации по организации занятий со студентами по русскому народному танцу с обучающимся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация «Хормейстер. <...> УДК 793.31 ББК 85.325я73 ISBN 978-5-8154-0353-6 © А. В. Палилей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ВВЕДЕНИЕ Обращение к песенно-танцевальному фольклорному наследию, грамотная и профессиональная интерпретация его на сценической площадке, определила необходимость пересмотра позиций и ориентиров в подготовке бакалавров по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. <...> Дисциплина «Русский народный танец» направлена, в первую <...>
Русский_народный_танец_учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Институт музыки
Кафедра народного хорового пения
А. В. ПАЛИЛЕЙ
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
54.03.04 «Искусство народного пения»,
профиль «Хоровое народное пение»
Квалификация (степень) выпускника
«Хормейстер. Руководитель творческого коллектива.
Преподаватель»
Кемерово 2016
1
Стр.1
УДК 793.31
ББК 85.325я73
П14
Утверждено на заседании кафедры народного хорового пения института музыки
КемГИК 30.05.2016 г., протокол № 8.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института
музыки КемГИК 31.05.2016 г., протокол № 6.
Рецензенты:
Щербакова Ольга Семеновна, зав. кафедрой народного хорового пения
Алтайского государственного института культуры, кандидат педагогических
наук, доцент, г. Барнаул;
Котлярова Татьяна Анатольевна, зав. кафедрой народного хорового
пения Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии,
профессор, г. Кемерово.
Палилей, А. В.
П14
Русский народный танец [Текст]: учеб.-метод. пособие для обучающихся
по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного
пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация
(степень) выпускника «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива.
Преподаватель» / А. В. Палилей. – Кемерово: КемГИК,
2016. – 268 с.
ISBN 978-5-8154-0353-6
В учебно-методическом пособии характеризуются региональные особенности
исполнения хороводных и плясовых песен в России, даны практические рекомендации
по организации занятий со студентами по русскому народному танцу с обучающимся
по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое
народное пение», квалификация «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива.
Преподаватель». В пособии приведены характерные примеры композиционного построения
русского народного танца, сопровождающего народную песню, которые могут
быть использованы в практической деятельности хормейстеров, а также хореографические
постановки к народной песне, осуществленные автором пособия. Пособие
может быть использовано студентами колледжей культуры и искусств, руководителями
творческих коллективов.
УДК 793.31
ББК 85.325я73
ISBN 978-5-8154-0353-6 © А. В. Палилей, 2016
© Кемеровский государственный институт культуры, 2016
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к песенно-танцевальному фольклорному наследию, грамотная
и профессиональная интерпретация его на сценической площадке,
определила необходимость пересмотра позиций и ориентиров в подготовке
бакалавров по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного
пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника
«Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель».
Согласно
Федеральному государственному образовательному стандарту,
профессиональная деятельность хормейстеров заключается в следующих
областях: исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных
партий в профессиональных, самодеятельных (любительских)
хоровых или ансамблевых народно-певческих коллективах, а также руководство
народно-певческими творческими и профессиональными, учебными
и самодеятельными (любительскими) коллективами. Дисциплина
«Русский народный танец» направлена, в первую очередь, на изучение
аутентичных форм фольклорного русского танца путем сохранения, возрождения
и воплощения художественных народных песенно-танцевальных
традиций.
Выпускник по указанному направлению подготовки должен решать
следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной
деятельности:
в области музыкально-исполнительской:
- концертное исполнение музыкальных произведений, программ
в различных модусах: соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, хором,
выступление в качестве руководителя (хормейстера);
- практическое освоение народно-песенного репертуара творческих
коллективов, участие в формировании репертуара;
в области педагогической деятельности:
- развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности
в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;
-
планирование учебного процесса, выполнение методической работы,
осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку
результатов педагогического процесса.
Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:
способностью осознания специфики танцевального исполнительства
как вида творческой деятельности;
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..................................................................................................... 3
Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ «РУССКИЙ
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ».................................................................. 6
Глава 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ
В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ................................................................................................
14
2.1. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Севера России............... 14
2.1.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях
Севера России............................................................................................ 14
2.1.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Севера
России......................................................................................................... 17
2.1.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Севера России........................................................................... 22
2.2. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Центрального региона
России........................................................................................................ 38
2.2.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях
Центрального региона России.................................................................... 38
2.2.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Центрального
региона России........................................................................................... 40
2.2.3 Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Центрального региона России.................................................. 51
2.3. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Центрально-черноземного
региона России................................................................................ 80
265
Стр.265
2.3.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Центрально-черноземного
региона России..................................................... 81
2.3.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Центральночерноземного
региона России................................................................... 82
2.3.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Центрально-черноземного региона России............................ 91
2.4. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Поволжья...................... 126
2.4.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях
Поволжья.................................................................................................... 126
2.4.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Поволжья........ 128
2.4.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Поволжья.................................................................................. 133
2.5. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Северо-Кавказского
региона...................................................................................................... 141
2.5.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях
Северо-Кавказского региона..................................................................... 142
2.5.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Северо-Кавказского
региона........................................................................................ 143
2.5.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Северо-Кавказского региона.................................................... 148
2.6. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Урала............................. 167
2.6.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях
Урала........................................................................................................... 167
2.6.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Урала............... 169
266
Стр.266
2.6.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Урала......................................................................................... 173
2.7. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций
в хороводных и плясовых песнях Сибири.......................... 195
2.7.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях
Сибири........................................................................................................ 195
2.7.2. Практика исполнения основных элементов русской народной
хореографии в жанровом и региональном своеобразии Сибири............ 198
2.7.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых
песен Сибири....................................................................................... 207
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ СТУДЕНТОВ............................................................ 257
3.1. Содержание самостоятельной практической работы студентов.........................................................................................................
257
3.2. Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний и
умений, приобретенных студентами в ходе выполнения практической
работы........................................................................................... 257
Заключение................................................................................................. 259
Список использованной и рекомендуемой литературы.......................... 261
Терминологический словарь..................................................................... 263
267
Стр.267