Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский народный танец: учебно-методическое пособие (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПалилей Александр Васильевич
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц268
ID614337
АннотацияВ учебно-методическом пособии характеризуются региональные особенности исполнения хороводных и плясовых песен в России, даны практические рекомендации по организации занятий со студентами по русскому народному танцу с обучающимся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель». В пособии приведены характерные примеры композиционного построения русского народного танца, сопровождающего народную песню, которые могут быть использованы в практической деятельности хормейстеров, а также хореографические постановки к народной песне, осуществленные автором пособия.
Кем рекомендованоРекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГИК 31.05.2016 г., протокол № 6.
Кому рекомендованоПособие может быть использовано студентами колледжей культуры и искусств, руководителями творческих коллективов.
ISBN978-5-8154-0353-6
УДК793.31
ББК85.325я73
Палилей, А. В. Русский народный танец: учебно-методическое пособие : для обучающихся по направлению подготовки 54.03.04 "Искусство народного пения", профиль "Хоровое народное пение", квалификация (степень) выпускника "Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель" / А. В. Палилей .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2016 .— 268 с. — Библиогр.: с.261-262. — ISBN 978-5-8154-0353-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/614337 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки Кафедра народного хорового пения А. В. ПАЛИЛЕЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Учебно-методическое пособие Направление подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» Квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. <...> Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГИК 31.05.2016 г., протокол № 6. <...> Рецензенты: Щербакова Ольга Семеновна, зав. кафедрой народного хорового пения Алтайского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент, г. Барнаул; Котлярова Татьяна Анатольевна, зав. кафедрой народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии, профессор, г. Кемерово. <...> П14 Русский народный танец [Текст]: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. <...> ISBN 978-5-8154-0353-6 В учебно-методическом пособии характеризуются региональные особенности исполнения хороводных и плясовых песен в России, даны практические рекомендации по организации занятий со студентами по русскому народному танцу с обучающимся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация «Хормейстер. <...> УДК 793.31 ББК 85.325я73 ISBN 978-5-8154-0353-6 © А. В. Палилей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2 ВВЕДЕНИЕ Обращение к песенно-танцевальному фольклорному наследию, грамотная и профессиональная интерпретация его на сценической площадке, определила необходимость пересмотра позиций и ориентиров в подготовке бакалавров по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. <...> Дисциплина «Русский народный танец» направлена, в первую <...>
Русский_народный_танец_учебно-методическое_пособие.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт музыки Кафедра народного хорового пения А. В. ПАЛИЛЕЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ Учебно-методическое пособие Направление подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение» Квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» Кемерово 2016 1
Стр.1
УДК 793.31 ББК 85.325я73 П14 Утверждено на заседании кафедры народного хорового пения института музыки КемГИК 30.05.2016 г., протокол № 8. Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГИК 31.05.2016 г., протокол № 6. Рецензенты: Щербакова Ольга Семеновна, зав. кафедрой народного хорового пения Алтайского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент, г. Барнаул; Котлярова Татьяна Анатольевна, зав. кафедрой народного хорового пения Кемеровского государственного института культуры, кандидат культурологии, профессор, г. Кемерово. Палилей, А. В. П14 Русский народный танец [Текст]: учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» / А. В. Палилей. – Кемерово: КемГИК, 2016. – 268 с. ISBN 978-5-8154-0353-6 В учебно-методическом пособии характеризуются региональные особенности исполнения хороводных и плясовых песен в России, даны практические рекомендации по организации занятий со студентами по русскому народному танцу с обучающимся по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель». В пособии приведены характерные примеры композиционного построения русского народного танца, сопровождающего народную песню, которые могут быть использованы в практической деятельности хормейстеров, а также хореографические постановки к народной песне, осуществленные автором пособия. Пособие может быть использовано студентами колледжей культуры и искусств, руководителями творческих коллективов. УДК 793.31 ББК 85.325я73 ISBN 978-5-8154-0353-6 © А. В. Палилей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Обращение к песенно-танцевальному фольклорному наследию, грамотная и профессиональная интерпретация его на сценической площадке, определила необходимость пересмотра позиций и ориентиров в подготовке бакалавров по направлению подготовки 54.03.04 «Искусство народного пения», профиль «Хоровое народное пение», квалификация (степень) выпускника «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель». Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, профессиональная деятельность хормейстеров заключается в следующих областях: исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в профессиональных, самодеятельных (любительских) хоровых или ансамблевых народно-певческих коллективах, а также руководство народно-певческими творческими и профессиональными, учебными и самодеятельными (любительскими) коллективами. Дисциплина «Русский народный танец» направлена, в первую очередь, на изучение аутентичных форм фольклорного русского танца путем сохранения, возрождения и воплощения художественных народных песенно-танцевальных традиций. Выпускник по указанному направлению подготовки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:  в области музыкально-исполнительской: - концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах: соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, хором, выступление в качестве руководителя (хормейстера); - практическое освоение народно-песенного репертуара творческих коллективов, участие в формировании репертуара;  в области педагогической деятельности: - развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению; - планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса. Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:  способностью осознания специфики танцевального исполнительства как вида творческой деятельности; 3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................................................................... 3 Глава 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ».................................................................. 6 Глава 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В СЦЕНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ................................................................................................ 14 2.1. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Севера России............... 14 2.1.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Севера России............................................................................................ 14 2.1.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Севера России......................................................................................................... 17 2.1.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Севера России........................................................................... 22 2.2. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Центрального региона России........................................................................................................ 38 2.2.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Центрального региона России.................................................................... 38 2.2.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Центрального региона России........................................................................................... 40 2.2.3 Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Центрального региона России.................................................. 51 2.3. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Центрально-черноземного региона России................................................................................ 80 265
Стр.265
2.3.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Центрально-черноземного региона России..................................................... 81 2.3.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Центральночерноземного региона России................................................................... 82 2.3.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Центрально-черноземного региона России............................ 91 2.4. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Поволжья...................... 126 2.4.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Поволжья.................................................................................................... 126 2.4.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Поволжья........ 128 2.4.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Поволжья.................................................................................. 133 2.5. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Северо-Кавказского региона...................................................................................................... 141 2.5.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Северо-Кавказского региона..................................................................... 142 2.5.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Северо-Кавказского региона........................................................................................ 143 2.5.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Северо-Кавказского региона.................................................... 148 2.6. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Урала............................. 167 2.6.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Урала........................................................................................................... 167 2.6.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Урала............... 169 266
Стр.266
2.6.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Урала......................................................................................... 173 2.7. Региональные особенности исполнения танцевальных композиций в хороводных и плясовых песнях Сибири.......................... 195 2.7.1. Теоретические сведения о хороводных и плясовых песнях Сибири........................................................................................................ 195 2.7.2. Практика исполнения основных элементов русской народной хореографии в жанровом и региональном своеобразии Сибири............ 198 2.7.3. Вокально-хореографические композиции хороводных и плясовых песен Сибири....................................................................................... 207 Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ............................................................ 257 3.1. Содержание самостоятельной практической работы студентов......................................................................................................... 257 3.2. Контрольные вопросы и задания для самопроверки знаний и умений, приобретенных студентами в ходе выполнения практической работы........................................................................................... 257 Заключение................................................................................................. 259 Список использованной и рекомендуемой литературы.......................... 261 Терминологический словарь..................................................................... 263 267
Стр.267