ШКОЛЬНАЯ
9
завтра
2018
Дорогие коллеги!
Тема взаимодействия библиотек с другими организациями,
занимающимися продвижением чтения, все чаще
становится предметом обсуждения.
Но есть аспекты, например партнерство школьных
и вузовских библиотек, которые пока еще не входят в поле
зрения исследователей, специалистов, профессиональных
СМИ. А между тем, на Всемирном конгрессе ИФЛА–2016 работала
специальная совместная сессия школьных и вузовских
библиотек.
Колледжи и университеты часто не имеют повседневного
доступа к детям, в отличие от школьных и детских библиотек.
Поэтому зарубежные коллеги отмечали, что академические
библиотеки могут служить мостами между школой и коллегами-библиотекарями.
В
нашей стране интересен опыт Томской области, где
специалисты библиотеки Томского государственного университета
обратили внимание на эту проблему и активно работают
с некоторыми школами региона в рамках программ профориентации
и выявления талантливых ребят.
В журнале «Библиотека в школе» № 9–10 опубликована
статья А. Карауша и Г. Павлюченко «Библиотека в школе
и школьная библиотека. Общие стены – общие интересы» –
в копилку темы партнерства и взаимодействия.
В журнале «Вопросы образования» (№ 2, 2018)
опубликована статья «Инфраструктура чтения: опыт описания
с позиции субъекта», подготовленная в рамках выполнения
государственного задания ГАОУ ВО МГПУ «Разработка и апробация
технологии развития инфраструктуры чтения детей и молодежи
в мегаполисе». Авторы Е.А. Асонова, Е.С. Романичева,
О.В. Сененко, К.С. Киктева.
Е.А. Асонова пишет, что это «практически манифест
о читательской инфраструктуре города (и страны тоже) <…>.
Самое важное в статье – попытка описать инфраструктуру
не через компоненты (издательство, магазин, библиотека,
сайты о книгах и т.п.), а через потребности читателя.
Ключевым местом развития инфраструктуры чтения
становится при таком подходе... школьная библиотека. Место,
которое при модернизации конкретной школы либо... закрывают
и превращают в учебникосклад, либо развивают и придают
статус центрального компонента образовательной системы».
Статья доступна по ссылке – https://vo.hse.ru/
data/2018/07/09/1151827406/02%20Asonova.pdf
Неформальное образование, которое позволяет
НАСТРОИТЬ основной образовательный процесс, дополнить
его, когда «то, что лежит за пределами традиционного урока,
его усиливает и дополняет, является основным инновационным
содержанием ФГОС», продолжает и развивает тему
инфраструктуры чтения. «…Открытые образовательные
события, предпрофессиональные пробы и курсы внеурочной
деятельности существенно усиливают основную образовательную
программу школы, значительно расширяют круг чтения
обучающихся, в том числе научно-популярной и специализированной
литературы».
Многие регионы нашей страны идут по пути создания
образовательных комплексов, в структуре которых оказывается
детский сад, школа, колледж. А значит, в поле зрения
библиотечного обслуживания попадают и дошкольники,
и юношество – 17–18+. И часто для школьных библиотекарей
это опыт работы с новой аудиторией – с теми, кто не еще не
умеет читать, и с теми, кто уже может давать рекомендации по
комплектованию фонда под конкретный запрос и конкретный
интерес. А что думают о сотрудничестве с библиотекой специалисты
детского сада, например?
Или огромные городские округа, которые возникают
вокруг Москвы и в других крупных городах. Огромные жилые
кварталы, где, кроме школы, нет не только учреждений культуры,
но и достаточной инфраструктуры для досуга и спорта.
Библиотеки уже сейчас отвечают и на запросы сообщества,
и на запросы системы образования, и на запросы
ДЕТЕЙ, которым нужно место и время, чтобы читать. Им нужны
события вокруг книги, радость и удовольствие, которых не хватает
в образовании, им нужен собственный ресурс свободного
времени. Объединяются увлеченные специалисты и работают
вместе!
Проблема подготовки кадров для такой работы – еще
одна острая тема библиотечного и педагогического сообщества.
Поэтому уже сейчас лучшие методисты в области образования
разрабатывают программы, которые позволят готовить
будущих учителей-словесников к созданию читательского
пространства в школе.
Наш очередной номер – обо всем этом,
и даже чуть больше!
Приятного и полезного чтения!
бибЛиОтеКА
сегодня
и
Стр.3
9
тебе – КНиГА
4
ОбРАзОВАНие
дЛЯ ВСех
20
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 9 (63) 2018
Периодичность – ежемесячно
Учредитель ООО «Библиомир»
Издатель ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 77-52116
от 11.12.2012 г.
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
2
Редакционная коллегия:
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.С. Квашнина
Е.Н. Ястребцева
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
телефон 8(495)592-53-65
E-mail: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
2018
е.С. Романичева,
Г.В. Пранцова.
Время словарей...
Словарь-справочник
«ЧИТАТЕЛЬ.
ЧТЕНИЕ. КНИГА»
и его возможности
в популяризации
чтения в культурнообразовательном
пространстве
школы
и библиотеки
ПОВеСтКА дНЯ
12
А.А. тимакова. Подготовка будущих учителейсловесников
к созданию читательского
пространства в школе 20
А.В. Шаршова. Профессиональная онлайншкола
«LabLib»: «сократить» расстояния и
«уменьшить» расходы 25
е.А. Сапегина,
Н.П. Одинцова.
Неформальное
образование в школьном
информационнобиблиотечном
центре
Стр.4
Содержание
СПецПРОеКт.
ПАРтНеРСтВО
дЛЯ РАзВитиЯ
30
бибЛиОМиР
56
А.Н. Мануйлова, е.Н. Страшникова. Как две школьные библиотеки
подружились 30
т.М. Плохотник, Н.А. Рогозина. Школьная и детская библиотеки:
архитектура профессиональных связей 33
д. Ниббс, Н. Слингер, х. тодд. Кибершкола библиотеки
Квинслендского университета – сотрудничество со средними школами
для связи их учеников с университетскими ресурсами и обслуживанием 39
Н.В. Кузнецова. Создание модели совместной деятельности
информационно-библиотечного центра и дошкольного отделения
образовательной организации 50
Л.В. Крапивенцева, т.А. Кабанкова. Формирование целостной
социокультурной системы в рамках взаимодействия дошкольного
отделения и информационно-библиотечного центра 54
«Почему я люблю свою школьную
библиотеку». Международный месячник
школьных библиотек – 2018 56
е.О. Адищева. Международный месячник
школьных библиотек шагает по планете
(из опыта работы) 58
«изменяем библиотеки. изменяем
общество».
Конгресс иФЛА – 2018 62
Проект иФЛА «библиотеки-сестры» 63
Вивиана Кинонес. Библиотеки-сестры и
детско-юношеское чтение: программа
ИФЛА по международному обмену и
кооперации 65
теРРитОРиЯ
чтеНиЯ
69
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Авторские материалы не рецензируются
и не возвращаются.
Воспроизведение материалов или их
фрагментов возможно только
с письменного разрешения ООО
«Библиомир».
Издание не маркируется в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2010
№ 436-ФЗ
ПОДПИСНыЕ ИНДЕКСы:
Каталог «Подписные издания»
(Почта России) – П3162
Интернет-подписка:
https://podpiska.pochta.ru/
Объединенный каталог «Пресса
России» – 39630
Комплект журналов «Школьная
библиотека: сегодня и завтра» +
«Радуга идей» – 39629
Электронная версия журнала –
www.rucont.ru
Тираж: 1500 экз.
Подписано в печать: 20.09.18 г.
Отпечатано в ОАО «Областная
типография «Печатный двор»
432049 г. Ульяновск,
ул. Пушкарева, 27
3
В.и. Уколова.
«Заговори,
и я тебя
увижу».
О клубе
любителей
русского
языка
Стр.5