Установка ремонтной конструкции (муфты или тройника) — весьма эффективный и достаточно универсальный метод ремонта, позволяющий восстанавливать ресурс нефтепровода без вывода его из эксплуатации. <...> Результаты анализа позволяют сделать вывод, что причины ограниченного ресурса ремонтных муфты и тройников одинаковы. <...> К особенностям конструкции относится наличие трещиноподобного непровара в корне углового шва. <...> Из-за затрудненного доступа к корню кольцевого шва сложно обеспечить полное проплавление в монтажных условиях. <...> Также кольцевые угловые швы с трудом поддаются контролю, что увеличивает риск пропуска дефектов, в том числе, трещиноподобных. <...> Особенность нагрузки заключается в повороте участка трубы относительно торца муфты, в результате которого в корне шва возникают дополнительные растягивающие напряжения. <...> Разрезной тройник дополнительно ослаблен горловиной, которая вызывает дополнительную концентрацию напряжений. <...> Для представления насколько сильно сказывается ослабление тройника горловиной показательно, что по нормативной документации ресурс разрезного тройника в 2 раза ниже ресурса сварной муфты. <...> Таким образом, наиболее сложными ремонтными конструкциями являются разрезные тройники, предназначенные для ремонта повреждений с выступами на поверхности трубы (ликвидации технологических отверстий и несанкционированных врезок). <...> Влияние ряда весьма важных, но трудно регулируемых и контролируемых факторов, зависящих от условий ремонта (зазора между тройником и трубой, радиуса притупления в корне шва и др.) можно оценить только по результатам испытаний лабораторных и натурных образцов. <...> Технология установки ремонтных конструкций на трубопроводы диаметром 1067 и 1220 мм с давлением 10 МПа. <...> УДК 621.792.053 В.И. Лукин, д-р техн наук, А.Н. Афанасьев-Ходыкин, В.С. Рыльников, канд. техн. наук, Д.П. Фарафонов ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» В.И. Лукин <...>