Синтез искусств Ольга НЕКЛЮДОВА КИНОСЕАНС ЧЕРНОЙ МАГИИ К вопросу о кинематографических источниках романа М. Булгакова <...> Влияние кино на роман проявляется как в ис пользовании специфических приемов (например, монтажа), так и в стилистике и в обращении к сюжетам и образам, ассоциирую щимся в 1920—1930е годы в том числе с кинематографом. <...> Сфера научных интересов — русская литература ХХ века, сравнительное литературоведение, творчество М. <...> Влияние кино испы тывает и русская проза: от бытописания и психологизма она поворачивается к сюжету, часто авантюрному, фанта стике; размеренное повествование, развернутые описа ния сменяют «быстрота движения (сюжета, фразы), сдвиг, кривизна» [Замятин. <...> Думается, в «Мастере и Маргарите» влияние кино проявляется не столько в привнесении в литературу ки ноприемов, а также образов и мотивов немого кино, сколько в самом принципе композиционной организации текста. <...> Цивьяна, киносеанс представ лял собой «разрозненный набор небольших картин», смена которых «была мгновенной <.> и контрастной по жанру» [Цивьян: 240]. <...> Таким образом, можно предположить, что соединение различных по настроению сюжетных линий — сатириче 230 ской линии похождений Воланда и его свиты, мелодрама тической линии Маргариты и Мастера и исторического сюжета о казни Иешуа— обусловлено не только менип пейной природой романа [Szilаrd], но и попыткой вос создать принцип соединения разноприродных элементов в раннем кинематографе. <...> А объединяющая два разрознен ных временных пласта фигура Воланда также органично вписывается в «программу» воссоздаваемого Булгаковым киносеанса, правда уже более позднего: в 1920е годы между сеансами в кино могли давать представления иллюзиони сты, в 1921—1923 годах в Москве (а позже — в Петрограде) так выступал знаменитый фокусник Э. Кио <...> Ранее исследователями уже высказывались предполо жения о влиянии на творчество Булгакова не только театра, симфонической <...>