Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №3 2017

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ: КАК ВОЗМОЖНО ЕДИНСТВО ОПЫТА? (200,00 руб.)

0   0
Первый авторРябушкина
Страниц13
ID610208
АннотацияИсследование посвящено проблеме основания и характера единства, определяющего саму возможность существования сознательного опыта и его исходную структуру. В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциальности (устойчивости, противостоящей временным изменениям и служащей для них фоном). Как показывает исследование, эти характеристики являются основаниями лабиринта Д. Юма, играют ключевую роль в кантовском априоризме, в гуссерлевской и последующей феноменологии, а также в постструктурализме Однако предпосылка о фундаментальном характере временности приводит к искаженному пониманию других структурообразующих связей сознательного опыта, в частности, причинности. Поскольку новые содержания сознания доставляются и упорядочиваются временным потоком, исчезает необходимость осмысливать причинную связь как определяющую собой появление новых содержаний сознания. Приоритет временности по отношению к причинности влечет за собой возникновение пропасти между миром ментальным и миром физическим и невозможность решить проблему оснований единства сознания. Исследование, преодолевающее приоритет временности, приводит к утверждению о произрастании временности и причинности из единого корня – из способа познания (не только сознательного, но и досознательного) субъектом мира.
Рябушкина, Т.М. ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ: КАК ВОЗМОЖНО ЕДИНСТВО ОПЫТА? / Т.М. Рябушкина // Философские науки .— 2017 .— №3 .— С. 69-81 .— URL: https://rucont.ru/efd/610208 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФН – 3/2017 Философская мысль: рецепция и интерпретация ТеМПОРАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ: КАК ВОЗМОЖНО еДИНСТВО ОПЫТА? <...> В результате анализа ряда решений проблемы, которые были предложены в рамках феноменологии и трансцендентальной философии, автор выявляет их общую основу. <...> Она состоит в полагании двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание исходно предстает в форме потока) и субстанциальности (устойчивости, противостоящей временным изменениям и служащей для них фоном). <...> Юма, играют ключевую роль в кантовском априоризме, в гуссерлевской и последующей феноменологии, а также в постструктурализме. <...> Поскольку новые содержания сознания доставляются и упорядочиваются временным потоком, исчезает необходимость осмысливать причинную связь как определяющую собой появление новых содержаний сознания. <...> Приоритет временности по отношению к причинности влечет за собой возникновение пропасти между миром ментальным и миром физическим и невозможность решить проблему оснований единства сознания. <...> Исследование, преодолевающее приоритет временности, приводит к утверждению о произрастании временности и причинности из единого корня – из способа познания (не только сознательного, но и досознательного) субъектом мира. <...> Ключевые слова: феноменология, трансцендентальная философия, субъективность, сознательный опыт, сознание первого порядка, перцепции, временность, субстанциальность, причинность, интенциональность, сознание времени, чистое Я, квазивременной поток сознания, различае, досознательное познание. <...> Ответ на вопрос о том, что представляет собой сознание в его наиболее простой, неразвитой форме, на чем основано его исходное единство (если таковое существует), во многом определяет собой осмысление единства сознания в целом, включая его развитые формы, предполагающие рефлексивное самообращение, артикулированное 68 Т.М. РЯБУШКИНА. <...> Какие именно связи являются фундаментальными, определяющими <...>