ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ Школа неизменно противится изменениям извне, а реформы всегда разрабатываются и управляются извне. <...> С одной стороны, когда сопротивление достаточно мощное, в этом спасение школы от ненужных трансформаций, а с другой — оно мешает реализации реформирования. <...> Попробуем разобраться, в чем опасность и польза сопротивления, каково отношение к сопротивлению со стороны школьных учителей и как оно может проявляться. <...> Многие недооценивают место учителя в реформировании школы. <...> Принято считать, что он будет способствовать проведению реформы по умолчанию, как того требуют его профессиональные обязанности и законодательство. <...> Действительно, всегда есть ряд нормативных актов, на которые опирается реформа, и педагог обязан им следовать. <...> Одна учительница с двадцатилетним стажем на наш вопрос, что рядовые учителя могут делать, сопротивляясь реформам, с нескрываемым удивлением ответила: «А что мы можем? <...> Однако далеко не все учителя рассуждают так, и кто-то, «если реформа не нравится», готов сопротивляться ей законными и незаконными способами. <...> Между тем от того, как учителя относятся к реформе, зависит результат ее внедрения на уровне класса, школы и страны в целом, потому что, как и чем заниматься с учениками у себя в классе, в конечном счете решает именно учитель. <...> Можно выделить две формы сопротивления педагогов реформированию: активную и пассивную. <...> К активной форме могут быть отнесены: отказ принимать и использовать изменения, когда педагоги не согласны с утверждением о целесообразности таковых; ведение деятельности, направленной на дискредитацию реформ. <...> При этой форме сопротивление всегда открыто и демонстративно. <...> Оно сопровождается акциями протеста, митингами, пикетами, выступлениями с критикой в средствах массовой информации. <...> Количество участников прочительский саботаж ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ провернут, как им надо». тестного движения также различно — от группы активистов до всего <...>