К у ш т ы м ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ СУБЪЕКТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК СОЗИДАЮЩАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ Монография Челябинск 2016 УДК 1 ББК 87 К 96 Куштым, Е.А. История и философия науки: субъектность человека как созидающая рациональность: [монография] / Е.А.Куштым. <...> П.И. Чайковского» Рецензенты: Кашапов Ф. А., доктор философских наук, профессор Бобрик А. А., кандидат философских наук, доцент Рахимова М. В., кандидат философских наук, доцент В монографии представлена история и философия науки в контексте понимания субъектности человека как созидающей рациональности. <...> Наука как когнитивный конструкт и научная рациональность в многообразии ее исторических форм . <...> Научное и обыденное познание, критерии научного знания 28 1.4. <...> Субъект научного познания, роль личности в познавательной деятельности . <...> 197 3 ПРЕДИСЛОВИЕ Современный этап развития человека и человеческого социума, динамизм и проблемность их благосостояния непосредственно связаны, с одной стороны, с реализацией результатов научных исследований и воздействием этих результатов на развитие основных сторон социальнокультурного жизнеобеспечения – материальной и духовной; с другой стороны, с пониманием тенденций развития научного познания и прогнозированием влияния этих тенденций на социальное сознание. <...> в познание человека должным образом не изучался, стал Эрих Фромм. <...> Более того, именно в мифе человек, по нашему мнению, впервые (посредством художественно-образного мышления) конституирует себя в качестве субъекта познания, при этом не дистанцируясь от мира. <...> Хотя художественно-образная форма познания не решает тех же задач, что и научное познание, тем не менее, она все же содержит в себе значительный и значимый гносеологический потенциал. <...> В этом смысле формирование и развитие субъектности как динамической формы социокультурного бытия человека – одно из важнейших условий познания, в том числе научного; во-вторых, наука и техника вне духовной культуры, вне духовности <...>
История__и__философия__науки__субъектность__человека__как__созидающая_рациональность_монография.pdf
Министерство образования и науки Челябинской области
Министерство культуры Челябинской области
Южно-Уральский государственный институт
искусств имени П.И. Чайковского
Е. А. К у ш т ы м
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
СУБЪЕКТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
КАК СОЗИДАЮЩАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
Монография
Челябинск
2016
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ............................................................................................ 4
Глава 1. История и философия науки: общие проблемы ..................... 15
1.1. История и философия науки:
понятие, предмет, задачи, проблемы ...................................... 15
1.2. Наука как когнитивный конструкт и научная
рациональность в многообразии ее исторических форм ....... 20
1.3. Научное и обыденное познание, критерии научного знания 28
1.4. Знание и вера. Наука и религия ............................................... 34
1.5. Научная истина и ее критерии ................................................. 46
1.6. Наука и нравственность ........................................................... 55
1.7. Субъект научного познания, роль личности в
познавательной деятельности .................................................. 64
Глава 2. Субъектность человека как созидающая рациональность:
к созданию современной гуманитарной теории .................... 85
2.1. Мифологическое сознание, или истоки субъектности
человека как созидающей рациональности ............................ 85
2.2. Рациональность религиозного опыта:
биография вместо библиографии ............................................ 97
2.3. Эвристический потенциал субъектности человека в свете
всеобщих законов мироздания ................................................ 115
2.4. Субъектность человека в контексте инновационного стиля
жизни .......................................................................................... 144
Заключение .............................................................................................. 191
Литература ............................................................................................... 197
3
Стр.3